Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Путова Юлия Петровна

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_korrektsionnoy_raboty.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Планирование и разработка урока (занятия) с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

слушателя курсов повышения квалификации

«Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья

в условиях введения ФГОС ОВЗ»

Выполнила:

Путова Юлия Петровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 4» г. Великий Новгород

Великий Новгород

2018

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….….……... 3

Характеристика детей с ЗПР……..…………………………………………..…………………...………. 4

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР.……………………….……………………………….….…. 5

Принципы инклюзивного образования …………………………………………………………………...9

Конспект урока …………………………………………………………………………………………….12

Заключение ………………………………………………………………………………………….……..16

Введение

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность имеет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Проблема изучения психолого-педагогических подходов в работе с детьми с задержкой психологического развития приобретает особую актуальность в настоящее время, когда в педагогической практике начинают активно осуществлять интеграцию детей, имеющих особые образовательные потребности, в учебно-воспитательный процесс школы и решать задачи инклюзивного образования.

Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский, С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор.

Актуальность темы заключается в том, что дети с ОВЗ, в том числе ЗПР, могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Поэтому существует необходимость изучения особенностей развития детей с ЗПР и особенностей построения урока с обучающимися с ЗПР в условиях введения ФГОС ОВЗ.

Задачи:

1. Дать характеристику детей с ЗПР.

2. Изучить особенности построения современного урока для обучающихся с ЗПР в условиях введения ФГОС.

3. Разработать урок с обучающимися с ЗПР в условиях введения ФГОС, на основе изученных теоретических источников.

Характеристика детей с ЗПР.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).

ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

1. ЗПР конституционального происхождения - при данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложением, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Игровая деятельность для них более привлекательна, здесь они проявляют творчество, заниматься они не любят и не хотят.

2. ЗПР соматогенного генеза – возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. детей характеризуют явления стойкой психики и физической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается их круг общения, недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Во время сензитивного периода ребенок как раз находился в болезненном состоянии. Но таких случаев немного. Проявления – снижение работоспособности, утомляемость, вторично- инфантильность.

3. ЗПР психогенного генеза (социального плана) при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов (жестокость, гиперопека, безнадзорность). В таких ситуациях могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к патологическому развитию личности: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции, негативизм, агрессивность, истерии, у других – робость, боязливость, страх, мутизм, то есть на первый план выступают нарушения в эмоционально – волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения.

4. ЗПР церебрально-органического генеза – самая большая часть детей с ЗПР. Эти дети характеризуются первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой формой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР, нередко бывает пограничное с умственно отсталыми.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

        Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.

Существуют типичные затруднения у детей с ЗПР.

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  2. Темп выполнения заданий очень низкий;
  3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  5. Низкий уровень развития речи, мышления;
  6. Трудности в понимании инструкций;
  7. Инфантилизм;
  8. Нарушение координации движений;
  9. Низкая самооценка;
  10. Повышенная тревожность, Многие дети с ЗПР отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
  12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР.

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ, в том числе ЗПР, меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Образовательная:

  1. формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  2. выявить (выявлять)…;
  3. знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  4. уточнить…;
  5. расширить…;
  6. обобщить…;
  7. систематизировать…;
  8. дифференцировать…;
  9. учить применять на практике…;
  10. учить пользоваться…;
  11. тренировать…;
  12. проверить…

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Воспитательная:

  • воспитывать наблюдательность;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать настойчивость и терпение;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно - развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Коррекционно-развивающая:

  1. корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  2. коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  3. коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  4. коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  5. коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  6. развитие слухового восприятия…;
  7. коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  8. коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  9. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  10. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 53 (далее – АОП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПООП НОО обучающихся с ЗПР).

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1.) определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, примерные условия образовательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Вариант 7.1. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).

Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Данный вариант характеризуется

  • усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
  • коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

  • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
  • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Вариативные приемы обучения.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.

На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:

- умение действовать по плану;

- преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение оценивать правильность выполненного действия;

- учение вносить коррективы в результат.

Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.

Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.

Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.

В системе обучения использую различные виды помощи:

  • учебные;
  • стимулирующие;
  • направляющие;
  • обучающие и др.

Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.

Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.

Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Конспект инклюзивного урока русского языка в 5 классе (один ребёнок с ЗПР)

Тема класса и ребёнка с ОВЗ: «Спряжение глагола»

Цель: Научиться определять  спряжение глагола (по личным окончаниям и неопределённой форме)

Задачи: Формирование навыков самостоятельной работы с учебником. Формирование навыков чистописания. Развитие умения действовать по плану, оценивать правильность выполненного действия.

Оборудование и материалы:

1. Учебник, тетради.

2.Раздаточный материал  (индивидуальные карточки опроса).

ПЛАН УРОКА

1. Беседа по новому материалу, постановка проблемной ситуации.

2. Чистописание (материал связан с темой).

3.Практическая работа по определению спряжения глаголов.

    Работа по культуре речи «Говори правильно!» - нормы орфоэпии.

Ход урока

  1. Беседа

Учитель.

- Что написано на доске?

См., ешь , ет, ем,  ете, ут, ют

Ишь, ит, им, ите, ат, ят (Личные окончания глаголов).

- От чего зависит написание окончаний глагола?(От спряжения).

- Назовите глаголы – исключения.

-Какое спряжение у глагола  «купить», «лечить», «колоть»,  «лететь»?

-Поставим эти глаголы во 2 л, ед.ч.

Н., ты  купишь…летишь.

  1. Постановка задачи
  1. Запомнить личные окончания глаголов.
  2. Закрепить знание алгоритма определения спряжения глагола

3.        Выполнение задания

Этапы работы

Задания для класса

Задания для ребёнка с ОВЗ

Примечание

I

Беседа по теоретическому материалу

Проблема: почему глагол «лететь» относится  ко 2 спряжению?

II

  • Работа по чистописанию– упражнение № 679
  • (2 строчки).

III

1.Упражнение 679- определить спряжение глаголов (устно).

Записать под диктовку глаголы  блеснёт (озеро), золотит, стоит, кричит, висит. Определить спряжение по ударным окончаниям.

Повторить коллективно выполненное задание (упражнение 679)

самостоятельно, письменно.

Отметить окончание в выделенных глаголах.

Идёшьпо тропинке. Ждём рассвета. Пасутся лоси. Следишьза белкой. Шумит лес. Гудят провода.

Поставить ударение в глаголах. Сделать вывод.

Проверь себя по карточке контроля.

Карточка контроля №1

2.Записать (с доски) окончания глаголов 1 и 2 спряжения:

I— ем,ешь,ет,ете,ут,ют.

II-    им,ишь,ит,ите, ат,ят.

Чем отличаются окончания глаголов?

Запиши глаголы, записанные в столбик с.254(облегчит, углубит, упростит)— словарные слова. Поставь ударение. Посмотри запись выше. Определи спряжение.

У 1 спряжения в окончании – Е,

у 2 спряжения – И.

3.Запишите глаголы, связанные с движением, речью (по вариантам),

у которых на окончание ударение не падает .

Как у них определить спряжение?

Определи спряжение выделенных глаголов, см. выше: идёшь….

Прочитай правило с. 255 — попробуй повторить.

Карточка контроля №2, коллективная проверка.

  • Что делать, если ударение на окончание не падает?

 - Найди ответ  в правиле

с.255.

Прочитай алгоритм!

Алгоритм.

Выполни упр. 681- устно. Составьте 1-2 предложения, употребив данные глаголы 1 лице,  мн.ч.,

Упражнение № 682-684.

Выполни упр. 681 после разбора письменно.

-Запиши слова столбиком.

-Задай к ним вопрос.

- Все глаголы стоят в неопределённой форме?

- Подчеркни последние

3 буквы (это может быть: ить, ать, оть, ять, ыть, еть и т. д.)

- Если глагол оканчивается на ИТЬ, то это глагол

2 спряжения. Отметь глаголы 2 спряжения.

- Все остальные  глаголы — 1 спряжения, отметь.

Карточка контроля № 3.

1.Выучи глаголы — исключения наизусть — взаимопроверка в парах.

2.Задание на электронной доске (модуль 2,3) — определи время глагола, вид глагола.

Коллективная работа

 (опрос у доски)

Итог урока по материалам упражнения 685 ( в качестве примеров).

Дом. задание: упражнение № 686 (составить устный рассказ по картине)

Домашнее задание: упражнение №684, 685.

Карточка контроля №1.

Идёшь по тропинке. Ждём рассвета. Пасутся лоси. Следишь за белкой. Шумит лес. Гудят провода.

Вывод: Во всех глаголах ударение падает на окончание.

Карточка контроля №2.

идёшь –I

ждём – I

пасутся -II

следишь   - II

шумит  - II

гудят –II

Алгоритм

  Алгоритм определения спряжения глагола

1.Нужно поставить глагол в неопределённую форму.

  Для этого задай вопрос

«что делать?», «что сделать?».

2.II спряжение – все на –ИТЬ

I спряжение -  на – еть, оть, уть и т.д.

3.Есть исключения: слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, обидеть, и зависеть, и смотреть, вертеть, терпеть  - глаголы 2 спряжения.

Брить, стелить – глаголы 1 спряжения.   Выучи 1,2,3!

Карточка контроля № 3.

ТЫ МОГ СДЕЛАТЬ ОШИБКУ! Среди отмеченных глаголов могли быть глаголы — исключения. Найди их в правиле  с.255, под буквами а)б)в).

Поставь точку над глаголами — исключениями, укажи спряжение (см. правило).

Проверь себя!

Это глаголы: обидеть – 2 спряжение, терпеть – 2 спряжение, задержать – 2 спряжение, стелить – 1 спряжение.

Заключение.

Одной из главных составляющих эффективность урока является создание ситуации успеха на занятии и благоприятный психологический климат, опора на эмоциональное восприятие. Этим детям необходимо доброе слово, поддержка, внимание, которое направлено именно на них. Они это чувствуют и очень нуждаются в этом. Виды заданий на уроке постоянно меняются, учебный материал детализируется, преподносится небольшими порциями, постепенно, устанавливается связь между изученным и новым материалом.

Таким детям поможет справиться с трудностями точная инструкция по выполнению задания. Самостоятельные и контрольные работы могут быть выполнены с использованием опорных карточек, в которых выписаны трудные слова.

Во время работы нельзя допускать упреков, выговоров, необходимо исключить страх перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить, а вот эмоциональное стимулирование и исключение из урока элементов скуки и серости даст только положительные результаты.

На уроке ребенку с ЗПР будет интересно, если виды деятельности часто менять, чередовать, применять разные методы обучения, часто делать минутки отдыха. Для этого не всегда необходимо вставать и выполнять физические упражнения, достаточно предложить утомившемуся ребенку стереть с доски, подать таблицу, принести тетрадь. Можно рассказать что-то смешное, интересное, потратив полминуты. Но какой будет результат! Учитель сам видит, как на все реагирует класс и принимает решение только сам. Задания формулировать так, чтобы там была опора на жизненные ситуации. (Например, при изучении темы «Синтаксические связи слов в словосочетании» привожу ассоциации из жизни. Согласование - согласие, как в семье, лад, взаимопонимание. Так и части речи между собой согласуются в роде, числе и падеже. Изменяется главное слово, и вместе с ним изменяется зависимое. Еще пример: нитка и иголка. Куда иголочка (главное слово), туда и ниточка (зависимое слово). Всегда вместе, всегда поступают одинаково.

Таким образом, у учащегося появляется мотивация (зачем это мне, для чего я это делаю). Чтобы ребенок с ЗПР выполнил домашнее задание, тоже надо потрудиться и заранее продумать, как оно будет задано. Тут недостаточно просто написать его на доске или продиктовать вслух. Ему надо сказать несколько раз. Но где для этого взять время? Поэтому дома можно напечатать домашнее задание и предложить алгоритм его выполнения по образцу.

Когда урок закончился, не забываю поблагодарить ребят за труд. Методы и приемы учителя-это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания урока, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать и их психологические особенности. Чтобы урок удался, надо стараться отмечать хорошее в ребенке, а не плохое, не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины, придумать какое-то особое слово, после произнесения которого ребенок поймет, что поступает не должным образом, разрешать такому ребенку переписывать работу, использовать систему оценки зачет- незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка. Если ребенку ЗПР трудно отвечать перед классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе, которая позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей. Хороший результат дает распределение учащихся по парам. Но все-таки необходимо таким детям предоставлять случаи, когда они сами учатся принимать решение.

Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, и педагог, который, который работает в этом классе, должен обладать такими качествами как профессиональное мастерство, такт, креативность, гибкость мышления. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогической компетенции. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что «педагог живет до тех пор, пока сам учится», в современных условиях приобретает особое значение.

Можно уповать на время, в которое мы живем, кризисную ситуацию в стране, низкую заработную плату и многое другое, но все это окажется на менее уважаемой чаше весов, если на другую из них положить любовь к человеку, и к ребенку в частности, уважение к самому себе, как к педагогу и личности, веру в будущее для своих близких, друзей и единомышленников, надежду и уверенность, что ваш труд будет вознагражден благодарностью и успехами детей

На уроках и во внеурочной деятельности я активно использую методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у ребенка с ЗПР. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения:

- умение действовать по плану;

- преодоление импульсивности, непроизвольности;

- умение оценивать правильность выполненного действия;

- учение вносить коррективы в результат.

Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.

Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя.

Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. Внеурочные занятия по программе «Юный журналист» способствуют социализации ребёнка в классе и  школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...

Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (вариант 7.2) ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА.

Расширенная программа коррекционной работы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) по предмету математика....

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....