Конспект урока "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Станько Оксана Викторовна

Конспект урока "Неопределенные местоимения". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по русскому   языку  в 6 классе

«Неопределённые местоимения»

Тип урока:  изучение нового материала.

Обучающие –

  1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие –

  1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся  (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
  4. способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательные –

     1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

  1. способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.

Цели для учащихся:

  • научиться определять признаки местоимений;
  • изучить особенности неопределенных местоимений;
  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
  • изучить правописание неопределенных местоимений.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы  начинаем  урок.

Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.

Учитель: - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?

Ученики: (Высказывают свое мнение) В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал  и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются.

Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?

Ученики: - Хотим.

Учитель: - Тогда приступаем к работе. Запишем дату 4 марта, классная работа и оставим одну строку для темы.

Вставьте пропущенные буквы и по вертикали прочитаете тему.

Ути…ый

Ст…реть

Св…тить

Ки(л, лл)ометр

Р…сли

Ч…рный

Ша…ка

Песча…ый

Янва…ский

Серебря…ый

Пос(е,и)деть от горя

Без…звестный

На…земный

Б..жать

      Учитель: - Какое слово у нас получилось? (неопределенные)

-А какую часть речи мы изучаем с вами на протяжении уже нескольких уроков? (местоимение)

- Может быть, кто-то сам может сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? 

Ученики: (сами называют тему урока)  

Учитель: - Молодцы, ребята! Вы легко справились с заданием и разгадали тему урока.

2. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Вернемся к записям в тетради и запишем тему нашего урока: "Неопределенные местоимения".

Сегодня мы познакомимся с еще одним разрядом местоимений – неопределенными местоимениями.

- Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях?

Ученики: (высказывают свои ответы)

Учитель: Верно, сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений.

 3.  Изучение нового материала

1.Учитель:- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан).

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Кто плыл на яхте? (кто-то)

- О чём кричали чайки? (о чем-то)

- Какой дельфин в волны нырял? (какой-то)

Учитель: - Какой частью речи являются выделенные слова?

Почему? Аргументируйте.

Ученики: - Местоимениями. Так как они указывают на предмет, но не называют его.

Учитель: - Вы согласны?

Ученики: - Да

Учитель: - Какую  атмосферу создают эти местоимения?

Ученики: - Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости.

Учитель: - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?

Ученики: - Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности.

2. Работа с правилом Учебник, стр. 76. Прочитайте теорию.

- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.

неопределенное лицо: кто-то, кто-нибудь

* неопределенные предметы: кто-то, что-то

* неопределенные предметы: какие-то, какой - нибудь

* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые

Ребята, а теперь попробуйте графически, в виде схемы  смоделировать ваши знания о значении неопределённых местоимений, т.е.  на что они указывают.

кто-то, некто,                                      что-то, нечто,

кто-нибудь                                              что-нибудь                      

           Лицо                                               Предмет  

          Признаки                                   Количество

какой-то, какой-нибудь,                    несколько, сколько-нибудь,

кое-какой                                            сколько-то

Индивидуальное задание.

Что означает слово неопределённый  по словарю  С.И.Ожегова?

  1. Точно не установленный.
  2. Не вполне отчетливый.

- Как образуются неопределенные местоимения? Стр. 77    Приведите примеры. (Схема )

IV. Закрепление изученного материала

Работа в группах.  Задание №1.

– Местоимения, записанные на доске, запишите в тетради в четыре столбика.

I группа                   II группа                            III группа              IY группа

Некто                        что-то                                  кое-кто                   кое у кого

Нечто                        кто-либо                             кое-чем                   кое с кем

Некоторый              сколько-нибудь                  кое-кому                 кое о ком

Несколько               какой-то                              кое-как                    кое в чем

Первая группа, прочитайте вслух слова  первого столбика и сделайте вывод о том,                        как они произносятся, как пишутся.                                        

Приставка  не- всегда находится под                                                          ударением и пишется слитно.

Вторая группа, прочитайте вслух слова                             второго столбика. Определите, как они пишутся.                                                    

 Эти местоимения имеют суффиксы –то, -либо, -нибудь, которые                                                           пишутся через дефис.

Третья группа, прочитайте вслух слова                                     третьего столбика.        Найдите закономерность  в их правописании.                                                                

Они имеет приставку  кое-   и пишутся с ней через дефис.

Четвертая группа, прочитайте вслух                                      местоимения четвертого столбика.                                      Найдите закономерность в их правописании.                    

Приставка  кое-   отделена от местоимения предлогом и поэтому пишется  отдельно.

В опорном конспекте на тему  «Местоимение»  запишите такую напоминалку: 

 Кое-,  -либо,  - то,  - нибудь   –   чёрточку не позабудь!

1. Работа с текстом Ф.Кривина Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.

Умные спорщики.

Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?

А второе местоимение говорит:

- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третье местоимение посмеялось и говорит:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.

Задание:

- Учащиеся 1-го варианта выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го варианта - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.

Вопрос учителя.

        – Местоимения какого разряда употребили 3-ий  и  4-ый спорщик? Не знаете? О местоимениях этого разряда мы поговорим на следующем уроке.

2. Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

РАБОТА В ПАРЕ ПО КАРТОЧКАМ

Индивидуальное задание (для слабых ребят)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик(он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

Поработайте редактором: исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Цель: отработка умений правильного употребления местоимений в речи.

  1. Бабушка присела около печки: возле её было теплее.
  2. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  3. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
  4. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.
  5. Гусь среди их был самый старый и степенный.
  6. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Проверка! Бабушка присела около печки: возле нее было теплее.

  1. Когда у нее получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  2. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять шкуру.
  3. А.П. Чехов родился в Таганроге.
  4. Гусь среди них был самый старый и степенный.
  5. Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Вывод:- Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять местоимения.

Графический диктант.  

1. (Не)сколько

2. Какой(либо)

3. (Кое)(с)кем

4. (Кое)какие

5. Чей(то)

6. Сколько(нибудь)

7. (Не)кто

8. (Кое)(о)чём

Проверь себя!

1.  С  2.  Д   3.  Р     4.  Д  5.  Д   6.  Д   7.  С    8.  Р

5. Рефлексия «Закончи предложение»

«   Сегодня я убедился, что…»

«   Теперь я умею …»

«   Я знаю, что неопределённое местоимение …»

6. Подведение итогов

Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?

- Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена  информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Выставляются оценки с карточки учета.

  • Творческое задание: составить забавный рассказ или сказку с использованием неопределённых местоимений на тему: «Однажды вечером».

На "5" - составить вопросы по теоретическому материалу по теме "Местоимение" (письм.) или задания для игры "Четвертое лишнее"

Всем спасибо за внимание! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока Местоимение

Тема «Повторение по теме «Местоимение».Цель:           Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи:  1. Обобщить и систематиз...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...