"Игра - высшая форма исследования"
статья по русскому языку

Материал поможет учителю-словеснику сделать уроки интересными, содержательными, веселыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_vysshaya_forma_issledovaniya.odt15.13 КБ

Предварительный просмотр:

  «Игра — высшая форма исследования»,-
сказал   Альберт Эйнштейн

Русский язык и литература являются необходимыми предметами для любого ученика. Но, к тому же, эти предметы можно назвать сложными для восприятия. На уроках русского языка и литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения. 

С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

 В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.  Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.   Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Хочу привести примеры игр, которые я использую на своих уроках.

1)  Игра «А ты знаешь?». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

  Например, в русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

Такие факты обычно легко запоминаются.

 2).Орфоэпическая разминка.

Ученики очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. Например:
Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление. 
ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) и т.д.

3.Работа со словарями. Например, найти значения заданных фразеологизмов. («Обводить вокруг пальца») (стр. 226)

Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка». Пособие для учащихся. М. «Просвещение»

4. Конструирование словосочетаний и предложений.

Например, сколько синонимов вы сможете подобрать к существительному. Чтобы проверить себя, обратитесь к «Словарю синонимов русского языка». В этой книге собраны синонимы, употребленные в художественных текстах русских писателей и поэтов.

5. Игры с поднятием рук, например игра «Причастие или имя прилагательное?»

Учитель называет слова. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие – то левую.

6. «Рассказ на одну букву». Кто быстрее всех придумает интересный и длинный рассказ на одну букву. Придумайте короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву (не считая предлогов и союзов). Скажем, на букву «п» или «с».

7. Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.

Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету. Слабые подтягиваются. Важную роль играет командная работа. Включая в урок такие игровые элементы я стараюсь привить детям любовь к русскому языку, воспитать потребность в чтении, научить овладевать основными навыками работы с учебником, самостоятельно приобретать знания. Стремлюсь через словесную игру воспитать творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Участие в фестивале «Талант-2009» г. НевинномысскПроектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе...

Урок в 6 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Фуга - высшая форма полифонии"

Урок знакомит учащихся с вышей формой полифонии - фугой, с творчеством И.С. Баха и художественными полотнами М. Чюрлёниса. Способствует развитию фантазии и воображения, чувства прекрасного....

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

Синтез спорта и искусства на Олимпийских играх, интегрированный урок - исследование, 8 класс

Цель урока: приобщить учащихся к идеалам и ценностям олимпизма; способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, стремления к здоровому образу жизни....

Формирование навыков монологической речи как высшей формы психической деятельности: приоритетность дидактического направления

Научно-популярная статья о важности развития монологической речи при обучении иностранному языку...

Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе

Статья "Проектная деятельность учащихся как форма исследования регионального компонента по русскому языку и литературе" с приложением...

«Литературный язык – высшая форма национального языка»

Литературный язык - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не тольк...