Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
план-конспект урока по русскому языку

Панькина Екатерина Анатольевна

Конспект урока русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.

Название раздела: На каком языке мы говорим.

Тема урока: «Общенародный русский язык».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Технологии: системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

Цель урока:  создание условий для  формирования представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Целевые установки  урока (задачи):

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
  2. Предметные (образовательные): умение  определять связи языка и культуры народа, понимание особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств  языка.
  3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного  отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
  3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
  4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).

СЛАЙД 1-5

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик  высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано!  Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап  работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

                        любят     её          -       РОДИНА     -        родились в России

                        гордятся ею        -                            -         говорят на русском языке

Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Слово учителя.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

СЛАЙД 6

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

 

Следующий этап -  использование  приема технологии развития критического мышления «Верные  и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям  и оценить их достоверность).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).

 

 

 

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

 

 

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

 

 

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

 

 

 

 (Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 1)

        Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным            в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

  1.  «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

 

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

         Текст (стр.65).

 

Проверка СЛАЙД 7

 

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца.

 

СЛАЙД 8

 

  1. Первичное закрепление.

Выполнение упр.2 с аудиоприложением (стр.65 устно). Бабушка Зои говорит на одном из южных диалектов, а  бабушка Олега – на одном из северных. Рассмотрите карту и фотографии городов на странице 64. Послушайте тексты и выберите фотографии городов, где живут родственницы ребят. Как вы это определили?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Работа учащихся в группе (составить высказывания известных писателей о русском языке. Затем – выступление каждой группы со своими ответами (предложения даны в приложении №2).

Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к  выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви. Запись получившихся предложений в тетради.

 

СЛАЙД 9

 

 

 

 

  1. Включение в систему знаний.

 

Слово учителя- Русский язык – общенародный язык. Как вы понимаете слово общенародный?

Откройте ученик на с. 66 и прочитайте текст в рамке. Дайте определение словам диалект, литературный язык, общенародный язык.

СЛАЙД 10

Выполнение упр.3 на с.67 с аудиопрослушиванием (устно). Прослушайте текст. Какие слова из поморского диалекта объясняются ниже на литературном языке?

Выполнение упр.4 на с.67. (устно). Задание 1. Прочитайте отрывок из автобиографической повести К.Г.Паустовского о детских годах, проведённых в украинской деревне. О каком празднике рассказывается в тексте? Отмечают ли его в наши дни? Задание 2. Какая фраза передаёт особенности местной речи? Удалось ли вам её понять? Как вы думаете, для чего она нужна в тексте?

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

 

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Общенародный русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) –запись в тетради

 

1)Пример синквейна по теме:

-Русский язык (название-существительное)

-Диалектный, литературный  (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

 

  1.  Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).

 

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Спишите два первых абзаца текста, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и объясните их написание - упр. 4 зад.3 с.68

 

  1. Выставление оценок

             

 

 

 Приложение №1.  Верные и неверные утверждения (эталон)

 

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

 

 

 

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

 

 

 

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

 

 

 

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

 

 

 

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

 

 

 

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

 

 

 

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

 

 

 

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

 

 

 

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Высказывания писателей о русском языке.

 

  1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)

      2)  Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)

      3) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский) 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.

Название раздела: На каком языке мы говорим.

Тема урока: «Общенародный русский язык».

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

Технологии: системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

Цель урока:  создание условий для  формирования представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Целевые установки  урока (задачи):

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
  2. Предметные (образовательные): умение  определять связи языка и культуры народа, понимание особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств  языка.
  3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного  отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
  3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
  4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

Ход урока.

  1. Организационный этап. 

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).

СЛАЙД 1-5

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик  высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано!  Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап  работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

                        любят     её          -       РОДИНА     -        родились в России

                        гордятся ею        -                            -         говорят на русском языке

Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Слово учителя.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

СЛАЙД 6

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

Следующий этап -  использование  приема технологии развития критического мышления «Верные  и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям  и оценить их достоверность).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

 (Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 1)

        Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным            в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.

  1.  «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

         Текст (стр.65).

Проверка СЛАЙД 7

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца.

СЛАЙД 8

  1. Первичное закрепление.

Выполнение упр.2 с аудиоприложением (стр.65 устно). Бабушка Зои говорит на одном из южных диалектов, а  бабушка Олега – на одном из северных. Рассмотрите карту и фотографии городов на странице 64. Послушайте тексты и выберите фотографии городов, где живут родственницы ребят. Как вы это определили?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа учащихся в группе (составить высказывания известных писателей о русском языке. Затем – выступление каждой группы со своими ответами (предложения даны в приложении №2).

Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к  выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви. Запись получившихся предложений в тетради.

СЛАЙД 9

  1. Включение в систему знаний.

Слово учителя- Русский язык – общенародный язык. Как вы понимаете слово общенародный?

Откройте ученик на с. 66 и прочитайте текст в рамке. Дайте определение словам диалект, литературный язык, общенародный язык.

СЛАЙД 10

Выполнение упр.3 на с.67 с аудиопрослушиванием (устно). Прослушайте текст. Какие слова из поморского диалекта объясняются ниже на литературном языке?

Выполнение упр.4 на с.67. (устно). Задание 1. Прочитайте отрывок из автобиографической повести К.Г.Паустовского о детских годах, проведённых в украинской деревне. О каком празднике рассказывается в тексте? Отмечают ли его в наши дни? Задание 2. Какая фраза передаёт особенности местной речи? Удалось ли вам её понять? Как вы думаете, для чего она нужна в тексте?

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).

Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Общенародный русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) –запись в тетради

1)Пример синквейна по теме:

-Русский язык (название-существительное)

-Диалектный, литературный  (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

  1.  Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).

Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;

- Спишите два первых абзаца текста, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните известные вам орфограммы в корнях слов и объясните их написание - упр. 4 зад.3 с.68

  1. Выставление оценок

             

 Приложение №1.  Верные и неверные утверждения (эталон)

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. До XX века Россия говорила на диалектах

  1. Третью часть «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля составляют диалекты

  1. В наши дни тоже можно заметить диалектные различия в речи россиян

Приложение №2.

Высказывания писателей о русском языке.

  1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)

      2)  Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)

      3) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Конспект урока русского языка "Путешествие в мир русской иконописи"

ЦЕЛИ УРОКА:•  учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;•  дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;•  расширить лексический запас культуроведческой лексикой...