Разработка урока по развитию речи в 7 классе по теме "описание внешности человека"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Урок поможет учителю-словеснику провести урок по развитию речи на тему "Описание внешности человека" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_vneshnosti_cheloveka.odt18.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока по развитию речи  на тему «Описание внешности человека» в 7 классе

Цель урока: 1.показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийный проектор для показа презентации, карточки, костюм для инсценирования

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные УУД:умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,  способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные УУД: показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях.2. Развивать исследовательские и творческие навыки. 3. Привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Предметные: понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ход урока:

  1. Вступительное  слово  учителя. Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, а и уметь описывать внешность человека.
  2. Мотивация . Определение темы и целей  урока Беседа

-Как вы узнавали героев?  ( По портрету литературного героя.)

- Что такое литературный портрет?  ( Одно из средств  характеристики  героя. Описание черт лица, фигуры, выражение лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных особенностей, в которых проявляется характер.

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? (В последнем тексте: Курочка, ножки, носик   чистенький – уменьшительно-ласкательные слова;  отливали золотом – метафора,  ср.:  желтые  волосы.)

3. Учитель: Описание литературного героя - это описание художественное.

Мы с вами составим деловое описание человека. При розыске пропавшего надо указать особые приметы. Важна точность .

Упражнение № 81 (11) Читаем, указываем, что нужно и можно указать?

Составьте и запишите деловое описание по данной схеме:

Потерялся мальчик … лет…Зовут…Одет… Особые приметы: …(На правой щеке ближе к шее – родимое пятно....) Фронтальная проверка: чтение нескольких работ.
4. Учитель: Вы, конечно, знаете, что самая «говорящая» деталь на лице человека – это его глаза. Не даром говорят: «Глаза – зеркало души». Что мы можем сказать о глазах человека? Какие они по цвету, форме, глубинной наполненности, их выражению?
Диктовка с самопроверкой по слайду. Бесцветные, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, заспанные, лукавые, озорные, правдивые, карие, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, ясные, гневные, беспокойные., беззаботные, большие, внимательные, добрые.

6. Л. Н. Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет». Улыбка озаряет лицо человека, делает его светлее. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

Марк Лисянский

Улыбка Джоконды.

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками-

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё,

Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась,

У Моны Лизы на устах.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка -

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

А какими словами описали бы вы улыбку Джоконды? Запишите (Величественная, доверчивая, миролюбивая, презрительная, прекрасная, равнодушная, многозначительная, ироническая, насмешливая, пленительная, добродушная, лучезарная.)

-Ребята, а с каким человеком вам приятнее общаться: с человеком улыбающимся или хмурым? (Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо, всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость)

Физминутка: Снимает стресс, успокаивает дыхательная гимнастка: Сидя удобно на стуле сделать вдох через нос, продолжительный выдох через нос. 1 раз

Беседа.

Как понимаете пословицу «Красота человека - в его сердце»?

А что значит описать внешность человека? Слайд (Описать внешность человека – это значит описать

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;
  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики)
  • Запишем план.

Как вы думаете, что ещё необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).

Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)

Учитель:  В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т.д., в выражении его глаз, улыбке…

  • Корректировка текста.
  •  Портрет подруги

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Вопрос: Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё подруги!

  • НЕТ! Потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз!)
  • Давайте попробуем справить. Я думаю, у нас получится.
  • Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
  • Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

У моей подруги обыкновенная, по-моему, привлекательная внешность. Чёрные волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на её круглой голове. Длинный нос некрасиво прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза. Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные. Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные, а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней три дня. Я поняла свой поступок, но не осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе встретились в подъезде, я взглянула в её глаза. Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые.

  • Описание человека не будет полным без упоминания об его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. «Девушка без голоса, что пшеница без колоса»,- гласит народная мудрость. Послушаем голос Аллы Пугачевой и постараемся сравнить его с ее внешностью: чертами лица, улыбкой, глазами…
  • Глядя в зеркало, описать самого себя.12. Итог урока. Подготовленный ученик читает стихотворение Евгения Винокурова «Сколько прелести есть в человеческих лицах!..»

Сколько прелести есть в человеческих лицах!

Всё смотрел бы на них и смотрел без конца.

Но в глухих городишках и в огромных столицах

Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.

И брезгливость, и ужас почти не скрывая,

Отмахнёшься, стараясь с дороги свернуть.

Но навеки запомнишь: ухмылка кривая

И глаза, разбегающиеся, как ртуть.

Берегите лицо человеческое. Несите

Сквозь года – и глаза молодые и рты.

Словно с озера, с глади лица не спугните

Выражение детскости и чистоты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Права человека и гражданина: история развития в XX веке”

В конспекте урока моей целью является помочь старшеклассникам разобраться в реалиях современной жизни, осмыслить историю  прошлого на примере Конституций Российского государства разных лет....

Урок развития речи "Выборочное изложение с описанием внешности человека"

Урок развития речи для учащихся 7-х классов. "Выборочное изложение с описанием внешности человека"...

Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс

анализ по теме  " Описания внешности человека"...

Методическая разработка урока по развитию речи в 8 классе.

Методическая разработка предназначена к уроку по развитию речи в 8 классе как подготовка к ОГЭ....

Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.

Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика  обучения шестиклассников по созданию текста-описания...