Как учили грамоте на Руси
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Беспалова Мария Ивановна

Занятие элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchili_gramote_na_rusi.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ

Цели: познакомить ребят с историей обучения грамоте на Руси; историей создания первых учебных книг, возникновения первых библиотек и первых школ; познакомить ребят с огромным вкладом, который внесли в русскую лингвистическую науку Бурцев, Смотрицкий, Ломоносов и другие.

Оборудование: репродукция гравюры 1634 года «Древнерусская школа»; портреты В. Бурцева, М. Смотрицкого, М. В. Ломоносова и других лингвистов; эпиграф: «Сперва аз да буки, а потом другие науки»; пословица: «Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев); можно обратиться к «Энциклопедическому словарю юного филолога» (М.: Педагогика, 1984. - С. 39).

Методические приемы: слово учителя; аналитическое сообщение-выступление; беседа, дискуссия; практическая работа.

Ключевые слова и выражения: школа, просвещение, грамматические термины; грамматист.

Ход занятия

I. Слово учителя.

Сегодня мы поведем разговор о таких близких нам предметах и понятиях, как школа, просвещение. А можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Послушайте небольшое стихотворение, помещенное в книге В. Кончаловского «Наша древняя столица»:

КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ

В старину учились дети –

Их учили церковный дья

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

 Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

-Из гусиного крыла!

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

 Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

-        Рассматривая репродукцию гравюры 1634 года, опишите,
что вы на ней видите.

Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

-        Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна дотемна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов»1. И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию.

-        Сможете ли вы вспомнить, как назывались в старину буквы алфавита? Назовите их.

Практическая работа.

1.        Объясните выражения:

а)        Грамматика владеет даже королями. (Мольер.)

б)        Даже император бессилен в вопросах языка. (Латинское изречение.)

2.        Послушайте отрывок из журнала «Русская речь» и ответьте на вопросы.

Римский историк Светоний в трактате «О знаменитых грамматистах» рассказывает, что в одной их своих речей император Тиберий, считающий свой стиль безупречным, применил неправильное выражение. После речи он созвал всех своих друзей и спросил их, считают ли они, что он, император, совершил ошибку.

Тогда Атей Капито, большой льстец, сказал: «О, Цезарь, если это даже была ошибка, то после того, как ты сказал, это уже перестало быть ошибкой».

«Нет, Цезарь, - решительно заметил мужественный Маркелий, - ты можешь давать правило гражданства людям, но отнюдь не словам».

  • Кто такие «грамматисты»? (Грамматист - специалист по грамматике.)
  • Как понять слова Маркелия: «Ты можешь давать право гражданства людям, но отнюдь не словам»?
  • Объяснить слова льстеца: «Если это даже была ошибка, то после того, как ты сказал, это уже перестало быть ошибкой».
  • Какие выражения принято считать неправильными?

3.        Составьте словарик на тему «Язык твой - друг твой!».
Запишите:

  • Слова для сверхредкого употребления в разговоре: вот, так сказать, теперь, значит...
  • Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините (но не «извиняюсь»!), благодарю, пожалуйста, разрешите...
  • Слова, изъятые из употребления: «будь спок», «разоряться» (в смысле «говорить») и другие слова-сорняки.

4.        Кто сказал правильно?

Петя сказал сестре: «Надевай пальто - пойдем на санках кататься!»

Надя сказала брату: «Одевай пальто - пойдем на санках кататься!»

IV. Закрепление.

-        Используя ключевые слова и выражения, сделайте вывод.
Домашнее задание:

  1. подготовиться к уроку-практикуму на тему «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...»;
  2. индивидуальное задание: «Язык "Повести временных лет..."»;

  1. подумать над вопросом «Почему 988 год стал выдающимся событием в истории нашей Родины?»;
  2. принести книги, в которых помещены летописи разных жанров из «Повести временных лет...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

грамота Святые заступники Руси

был отмечен мой ученик....

Откуда есть пошла грамота на Руси

Такой урок провожу в конце года в разделе «Общие сведения о языке».       Посвящаю урок - обобщения Дню славянской письменности и культуры. Данная модель урока позволяет поло...

Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)

Дополнительная  услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...

Как учились на Руси

Методическая разработка...

Как учили грамоте на Руси

Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития...

Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"

Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"...

Сценарий квест-игры "Откуда есть пошла грамота на Руси"

Сценарий разработан для проведения праздника, приуроченного  ко Дню славянской письменности и культуры....