Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка
материал (9 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка

             Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

               Поскольку я работаю в общеобразовательной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

     На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

      Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.

       Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

      Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Фразеология» в 6 классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» в 8 классе – урок – «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.

     Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

      Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

        Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.

     Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности

Приложение №1.

УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Грамматические признаки имени существительного

Упражнение 1.

Узнайте предмет по признакам и запишите его название.

Быстрый, прозрачный, звонкий ....

Голубое, безоблачное ....

Круглый, упругий, резиновый ....

Рыжая, хитрая ... .

Большой, косолапый, неуклюжий ... .

Трусливый, серенький ....

Злой, серый, голодный ....

Яркое, лучистое, весеннее ....

Старый, дремучий ... .

Темная, грозовая ....

2. Выпишите в два столбика существительные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека.

Честность, смелость, болтливость, дисциплинированность, трусость, аккуратность, неряшливость, лживость, выносливость, настойчивость, любознательность, правдивость, плаксивость, жизнерадостность, сонливость.

2. Работа над антонимами

Упражнение 2. «Что хорошо, а что плохо?»

Запишите слова в два столбика. Грязь- чистота, ложь- правда, горе -радость, отвага - трусость, сила- слабость, вражда - дружба, любовь -ненависть, здоровье -болезнь, веселье - грусть, вежливость - грубость.

Упражнение 3. «Добавь слово».

Подберите антонимы к выделенным словам.

Надо людям делать добро, а не ... .

Мы презираем в людях трусость, а уважаем ....

Спуск с горы оказался не легче ....

Осенью дни становятся короче, а ... длиннее.

Человек от безделья болеет, а от ... здоровеет.

Мир строит, а ... разрушает.

3. Работа над синонимами

Упражнение 4. Подберите к существительным близкие по значению слова с шипящими на конце.

Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка.

Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь.

Упражнение 5. Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните в предложениях каждой пары синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйки уже отправились на базар. В городе построили новый рынок.

2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник.

3. На малютку-сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

4. Большую радость приносит работа, от которой есть польза. Любой труд почетен.

5. Сгустились тучи, скоро будет буря. Черной непроницаемой стеной идет тайфун.

Упражнение 6. Спишите предложения. Подчеркните синонимы к существительному «сражение».

Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! 3. Отдохнуть бы нам после побоища. 4. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

Упражнение 7. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу существительные.

1. Завтра молодые воины будут принимать ... . Солдаты дали ... сражаться до победы. (Клятву, присягу). 2. Землетрясение - стихийное ... . Семью постигло большое ... . (Несчастье, бедствие). 3. В каждом ... сноровка нужна. Терпенье и ... все перетрут. (Дело, труд).

4. Работа над многозначными словами

Упражнение 8. Объясните значение слова «перемена», употребленное автором в начале и в конце стихотворения.

«Перемена, перемена!» — заливается звонок.

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Вылетает за порог — семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова, продремавший весь урок?

Неужели это Вова пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно, с ним бо-о-о-льшая перемена!» (Б. Заходер)

Упражнение 9.

1. Прочитайте. Скажите, о каком «полотне» идет речь?

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали, смотрю, смотрю в окно.

2. Какое ещё бывает «полотно»? Составьте и запишите словосочетания со словом «полотно» в разных значениях.

Упражнение 10. Ответьте на вопросы.

Какой иглой не сошьешь платья?

Из какого полотна не сошьешь платья?

Каким гребнем не расчешешь волосы?

На каких полях не пашут и не сеют?

Упражнение 11. Выпишите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1. Копна волос. Копна сена. 2. Толстая стена. Стена тумана. 3. Море пшеницы. Синее море. 4. Горный поток. Поток слов. 5. Снежный вихрь. Вихрь событий. 6. Морская волна. Волна возмущений. 7. Утолить жажду. Жажда знаний. 8. Лесной пожар. Пожар войны. 9. Поле деятельности. Пшеничное поле. 10. Блеск солнца. Блеск славы. 11. Пятно позора. Жирное пятно. 12. Морская бездна. Бездна дел. 13. Съедобные плоды. Плоды знаний. 14. Горы Урала. Горы арбузов. 15. Яркая звезда. Звезда кино. 16. Оглушительный гром. Гром аплодисментов.

5. Работа над омонимами

Упражнение 12. Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов.

1. Шьет иглой портниха в строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку.

Ставлю маленькую точку. (Я.Козловский)

2. Никто из нас наверняка

Не носит имя Дом.

Зачем же этого зверька

Мы норкою зовем? (А. Шибаев)

Упражнение 13. Прочитайте стихотворение. Объясните, о каких ключах говорится в нем.

Шёл я с сумкой за плечом, вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну, над водою спину гну.

Коли ключ я не найду, как домой я попаду? (В. Лифшиц)

Упражнение 14. Спишите. Подчеркните слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.

1. Ласка — хищное животное. Дома меня ждали мир, спокойствие и материнская ласка.

2. Катер едва не наскочил на мину. На лице Сережи я заметил недовольную мину.

6. Работа над образным сравнением

Упражнение 15. Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

А) Горячий, как огонь. Легкий, как ... . Черный, как ... . Острый, как .... Красный, как .... Тяжелый, как ....

Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.

Б) Дрова, как ..., сухие. Глаза, как ... , голубые. Лицо, как ... , белое. Лекарство, как ... , горькое. Земляника, как ... , сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.

Упражнение 16. Найдите сравнения в предложениях из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».

1. Как саваном, снегом одета, избушка в деревне стоит.

Как дождь, зарядивший надолго, негромко рыдает она.

Пройдет — словно солнце осветит!

Как памятник, дедушка старый стоял на могиле родной.

Приложение №2

УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Работа над однокоренными прилагательными, отличающимися суффиксами

Упражнение 1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

1. Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником.

2. Ученик с (виновным, виноватым) видом стоял перед одноклассниками.

3. Мальчику пришлось выслушать (обидные, обидчивые) упреки.

4. Ткань имела (золотой, золотистый) оттенок.

5. В магазине продавалась (цветная, цветочная) капуста.

Упражнение 2. Спишите. Поставьте подходящие по смыслу прилагательные в нужном падеже.

1. Товарищ нашел ... монету. Мы вошли в ... избушку. (старый, старинный)

2. Вдали виднелось ... дерево. На площади строится ... здание. (высокое, высотное)

3. В ... этаже открылся гастроном. Удобно отдыхать в ... кресле, (нижний, низкий)

4. Андрей был моим ... другом. Врач жил в ... деревне, (близкий, ближний) 5. Неприятно находиться в ... комнате. Я с удовольствием вдыхал запах ... ландышей, (душистый, душный).

2. Работа над антонимами

Упражнение 3. Запишите в две колонки: что такое «хорошо», а что — «плохо»?

Лживый - правдивый, трусливый - смелый, вежливый - грубый, трудолюбивый - - ленивый, грязный - чистый, аккуратный - небрежный, сытый - голодный, щедрый - жадный, грустный - веселый, больной - здоровый, умный - глупый, дружный - враждебный.

Упражнение 4. Допишите в предложения прилагательные антонимы.

1. Шершавая доска в умелых руках столяра стала ... .

2. Мы ехали на юг в мягком вагоне, а возвращались домой в ....

3. Наш двор был раньше грязным, а теперь стал ... .

4. Утром шел слабый снег, а к вечеру разыгрался ... буран.

5. Я смотрел в кино новую грустную картину, а брат по телевизору ... комедию.

3. Работа над синонимами

Упражнение 5. Найдите в предложениях слова, одинаковые по значению с выделенными словами.

1. Вся страна весенним утром, как огромный сад, стоит. В центре города выстроили

громадный универсам.

2. Что, дремучий лес, призадумался? Грибники зашли в густой, глухой лес.

3. Жизнь дана на смелые дела. В бой вступили отважные летчики, бесстрашные моряки,

храбрые танкисты.

Упражнение 6. Выпишите синонимы к словам «некрасивый» и «красивый».

1. - Что ты хнычешь? - спросил он Герду. - У! Какая ты сейчас некрасивая!.. У! — закричал он вдруг.

- Эту розу точит червь. Какие гадкие розы ! А у этой стебель совсем скривился. Торчат в безобразных ящиках, и сами безобразные!

2. ^ Берега реки были очень красивы: повсюду здесь росли чудесные цветы, прекрасные вековые деревья...

3. Герда обвила куст ручонками, стала целовать цветы и вспомнила о тех великолепных розах, что цвели у неё дома....

Упражнение 7. Из двух прилагательных, данных в скобках, выберите одно, наиболее подходящее по смыслу. Прилагательные поставьте в том же падеже, что и существительные.

1. В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. 2. Пассажиры поехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде.

Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. 3. Учитель положил на стол (жирная, пухлая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.

Упражнение 8. Прочитайте текст. Скажите, какой в нем недостаток? Что нужно сделать, чтобы устранить этот недостаток?

Робкий заяц.

Нет более робкого животного, чем заяц. Он пугается даже слабого шума. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов.

Упражнение 9. Какие из данных синонимов не только называют признаки, но и выражают наше отношение к ним?

^ Высокий, долговязый. Ловкий, пронырливый. Крикливый, I орластый. Гордый, спесивый. Выносливый, двужильный.

Упражнение 10. Подберите к словам «комар», «отдых», «боец» прилагательные-синонимы.

Короткий, смелый, назойливый, кратковременный, бесстрашный, навязчивый, мимолетный, безбоязненный, неотвязчивый, минутный, неустрашимый, непродолжительный, надоедливый, отважный, лихой, удалой.

Упражнение 11. Расположите прилагательные по степени нарастания признака.

1. Прекрасный, прелестный, красивый. 2. Оглушительный, громкий, громовой. 3. Микроскопический, крошечный, маленький. 4. Большой, огромный, колоссальный. 5. Омерзительный, неприятный, противный. 6. Пронзительный, резкий, визгливый.

4. Работа над многозначными словами

Упражнение 12. Прочитайте отрывки из стихотворений. Сравните значение слова «золотой».

1. На опушке лесной собралась детвора,

И овеяна ветром и солнцем согрета:

Наступила опять золотая пора,

Золотая пора звонкого лета.

(М. Исаковский)

2. Золотая клетка на сучке висит.

В этой клетке птица точно жар горит.

(И. Суриков)

3. Кроет лист уж золотой влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

(А. Майков)

Упражнение 13. Выпишите те предложения, в которых выделенные прилагательные употреблены в переносном значении.

1. Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка надела старинное бархатное платье. 2. Объяснения Сергея были очень туманными. В туманной дали мелькнут корабли. 3. Около одиноко стоящего домика выросло каменное здание. Выражение лица Павла оставалось каменным. 4. В окна первого этажа были вставлены железные решетки. В отряде была железная дисциплина. 5. На Земле космонавтов ждала теплая встреча. Осень стоит необыкновенно теплая.

Упражнение 14. Объясните значение прилагательного «толстый». В каких предложениях оно является антонимом к слову «худой», а в каком — к слову «тонкий».

I На задней парте сидел толстый Васька. 2. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом. 3. Вася заметил на карте две толстые красные стрелки, направленные в одну точку.

Упражнение 15. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами.

1. Свежий хлеб. Свежая газета. Свежий ветерок. Свежий воротничок. (Мягкий, чистый, прохладный, утренняя). 2. Черный хлеб. Черный день. (Ржаной, тяжелый). 3. Тихая езда. Тихая ночь. (Спокойная, медленная). 4. Крепкая веревка. Крепкий организм. (Здоровый, прочная). 5. Верный друг. Верный ответ. ( Правильный, надежный). 6. Глухой старик. Глухой голос. Глухой переулок. Глухой городок. (Тугоухий, приглушенный, безлюдный, неизвестный).

5. Работа над образным сравнением

Упражнение 16. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

А) Арбуз, как сахар, ... . Лекарство, как полынь, ... . Сок, как клюква, ... . Вода в море, как слеза, ... .

Слова для справок: соленая, кислый, сладкий, горькое.

б) Глаза, как небо, .... Ночное небо, как сажа, .... Лицо,как мел, … .

Слова для справок: белое, черное, голубые.

в) Солнце, как мяч, ... . Руки, как лед, ... . Нож, как бритва, ... . Шоссе, как стрела ..... ^ Снег, словно пух, .... Слова для справок: легкий, круглое, прямое, острый, холодные.

Упражнение 17. Замените выделенные слова однокоренными прилагательными.

Образец: Река блестит на солнце, словно серебряная.

Река блестит на солнце, словно серебро. 2. Зубы у мальчика белые, словно жемчуг. 3. Льдинки на лужах хрупкие и прозрачные, словно из стекла. 4. Молодая трава, словно изумруд.

6. Работа над описанием

1. Рассказ с элементами описания. Описание может быть художественным, деловым. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы. В описании обычно много эпитетов и сравнений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа, т.к. учащиеся часто опускают описания, редко используют их н изложениях и сочинениях.

Узнай зверька.

В наших лесах живет робкий зверек. Летом на нём серенькая легкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осинки или березки. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Задание.

1. Прочитайте описание зверька.

2. Выпишите словосочетания, с помощью которых вы узнали

зверька.

3. Подчеркните слова, которыми называют зайчишку.

Петух и наседка.

Во дворе наседка водит цыплят. Курица очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел!

А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Петух сразу убежал.

Задание.

1. Найдите сравнение в описании петуха.

2. Выпишите описание курицы, а затем — петуха.

3. Выпишите описание курицы в два столбика: молодая курочка и курица-наседка.

2. Составление связного текста из неполных предложений.

Дополните предложения подходящими по смыслу словами, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название

№1. Тихо в _________ лесу. Снегопад замел ________ следы. Вот из сосняка раздался _______ перестук. Это __________дятел трудится над ___________ шишкой. ______________умелец загнал шишку в ____________ расщелину сосны. Дятел ______________ разбивал шишку клювом и доставал ______ семена.

Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пестрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

№2.

Ночью грянул __________ мороз. На снегу образовалась ________ корка. Ребята бегут на лыжах по ______ дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями _________ шишки, скорлупки.Это работа ________ белочки. А вот и _____ зверёк в ________ шубке сидит у _____куста. Это заяц! _

Слова для справок: сильный, крепкая, ледяная, лесной, пус-шыс, пушистой, робкий, белой, заснеженного.

Приложение №3

УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА

1. Грамматические признаки глагола

Упражнение 1. Замените данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.

1) Образец: Говорить шепотом — шептать.

Говорить шепотом. Испытывать робость. Издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Давать совет. Давать ответ. Давать оценку. Проводить осмотр.

2) Образец: Испытывать гордость — гордиться.

^ Испытывать гордость. Попросить извинения. Проявлять интерес. Выражать радость. Чувствовать обиду. Испытывать треногу. Отдавать распоряжение. Превращаться в пар. Дать согласие. Участвовать в соревновании. Стать друзьями. Снять с себя одежду.

Упражнение 2. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Мясо ... очень долго, но зато ... хорошо, (варилось, сварилось) 2. Отец ... дрова, сын тоже ... много дров, (наколол, колол) 3. Мальчик ... целый день. Задень он ... много рисунком (рисовал, нарисовал) 4. Самолет ... над селом. Из клетки попугай, (летел, улетел).

Упражнение 3. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.

Приключения Топтыгина.

Виктор Михайлов ... лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу ... медвежонок. Он ... на задние лапы и удивленно ... на странную машину.

Виктор ... из машины, а медвежонок ... наутек. Но через две-три минуты ... из-за куста- Тут-то он и ... в крепкие руки тракториста

В кабине медвежонок быстро .... Он с удовольствием ... булку, сладкий чай.

В деревне ... народ. Толпа ... медвежонка, и он .... Из глаз самые настоящие слезы. Медвежонок их ... лапами.

Виктор ... медвежонка и ... его за деревню. Вскоре малыш в густом ельнике.

Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться, попасть, освоиться, съесть выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, вытирать, пожалеть, отнести, скрыться.

2. Работа над антонимами

Упражнение 4. Выпишите в левый столбик глаголы, обозначающие приближение, а в правый — обозначающие удаление.

Убежать, прибежать, угнать, пригнать, отползти, приползти, отъехать, приехать, приносить, уносить, уплыть приплыть, прилететь, улететь,

Упражнение 5. Образуйте при помощи приставок от-, раз-, у-, вы- глаголы, антонимичные данным.

Завинтить — развинтить. Завязать. Закрутить. Забинтовать. Вносить. Приходить. Входить. Прилетать. Прибегать. Закопать.

3. Работа над синонимами

Упражнение 6. К выделенным глаголам подберите в предложениях правого столбика глаголы-синонимы.

1. Не стал Иван старшего 1. Иван и на среднего брата брата будить. Спрятался под не понадеялся. Спрятался под калиновый мост, стоит, пере- калиновый мост и стал карау-езд сторожит. лить.

2. Кинулся он тут на Ива- 2. Бросился он тут на Ива-

на забил его по пояс в сырую на и вогнал его в сырую землю

землю. по самые плечи.

3. Как взмахнул Иван своим 3. Размахнулся тут Иван

булатным мечом раз -другой, своим острым мечом и срубил

и снес у чуда-юда шесть чуду-юду все его шесть голов.

голов.

Упражнение 7. Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы в данных предложениях.

1. На деревьях сверкал пушистый иней. (Искрился, блистал, сиял ) 2. Мать опасалась за здоровье ребенка. (Страшилась, пугалась, боялась) 3. Быстро бежало время. (Торопилось, мчалось, спешило) 4. Над головой гремел оглушительный гром. (Шумел, грохотал).

Упражнение 8.

1. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы, которыми шпор описывает движение на улице.

Автобус едет по улице города. Слева его обгоняет быстроходный легковой автомобиль. Справа движется тяжелый грузовик, впереди троллейбус. У тротуара катит на велосипеде мальчишка, где-то с грохотом проносится мотоциклист. Улица полна движения.

2. Перескажите текст, не повторяя слова «едет».

Упражнение 9. Расположите глаголы по степени усиления обозначенного действия.

1. Кричал, шептал, говорил. 2. Мчался, шагал, бежал. 3. Смеялся, улыбался, хохотал. 4. Рассвирепел, разозлился, рассердился. 5. Накрапывал, пил, моросил. 6. Тлел, горел, полыхал. 7. Удивил, поразил, ошеломил. 8. Хвалил, одобрял, превозносил.

Упражнение 10. Составьте словосочетания с данными глаголами.

1. Удивляться (чему?), поражаться (чем?). 2. Хотеть (чего?), стремиться (к чему?). 3. Беспокоиться (о ком?), тревожиться (за кого?), 4. Захватить (что?), завладеть (чем?). 5. Продавать (что?), торговать (чем?).

4. Работа над многозначностью глагола

Упражнение 11. Выпишите предложения, в которых выделенные глаголы употреблены в переносном значении.

1. Затем и фиалка проснулась ото сна. Девочка проснулась и заплакала. 2. Бегун тяжело дышал. Уж небо осенью дышало.3. Мороз узоры пишет на стекле. Ученик пишет сочинение. 4.Мама часто улыбается. И стоит себе лес, улыбается.

Упражнение 12. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

1. Потерять здоровье. Потерять вечер. 2. Расшатать дисциплину. Расшатать зуб. 3. Войти в комнату. Войти в доверие.4. Поднять карандаш. Поднять тревогу. 5. Завоевать страну.Завоевать авторитет. 6. Потерять деньги. Потерять время.7. Потерять слух. Потерять надежду.

5. Работа над омонимами

Упражнение 13. Прочитайте предложения. Найдите глаголы-омонимы.

1. Маляр красит забор зеленой краской. Не место красит человека, а человек место. 2. Посетитель мнется, не знает, с чего начать. Платье из ситца очень мнется. 3. Собака в ярости рвется с цепи. Новая обувь, а уже рвется. 4. Мальчик помог донести матери тяжелую сумку. Надо срочно донести в штаб сообщение о приближении врага.

Упражнение 14. Замените выделенные глаголы. Где нужно, измените предложения.

Образец: Гостей на новоселье пригласили видимо-невидимо. Родители дали дочери имя Наташа.

1. Гостей на новоселье назвали видимо-невидимо. Родители назвали свою дочь Наташа. 2. Девочка залилась смехом. Вода залилась под ковер. 3. Пассажир сдал чемодан в камеру хранения. За последние годы отец сильно сдал. 4. В дороге все мои вещи растерялись. От неожиданного окрика все немного растерялись. 5. Лагерь находился недалеко от города. Ребенок находился за день и быстро уснул. 6. Раньше рожь жали серпом. Сапоги сильно жали.

Упражнение 15. Спишите. В выделенных словах поставьте ударение. Объясните значение этих слов.

1. Ребенок стал засыпать. Отец пошел засыпать овса лошадям. 2. Высоко в небе парит орел. Что-то парит, будет гроза. 3. Путники вошли в село, когда солнце уже село. 4. Мать окончила все дела, но никак не могла вспомнить, куда она дела очки. 5. Лодка причалила к берегу. Я очень берегу подаренную мне книгу.

^ 6. Работа над образным сравнением

Упражнение 16. Спишите. Вставьте глаголы в неопределимой форме.

1 . ..., как черепаха. 2 как на пожар. 3. ..., как сорока. 4. … , как соловей. 5. ..., как голодные волки. 6 ..., как рыба. 7… , как змея. 8. ..., как пчела.

Слова для справок: жужжать, ползти, трещать, бежать, петь, шипеть, выть, молчать.

Упражнение 17. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем или прошедшем времени.

1. Листья ... на землю, как осенний дождь. 2. Заяц от страха … , как осиновый лист. 3. ..., как убитый. 4. Ученик ..., словно воды в рот набрал. 5. Школьник ... урок, как свои пять пальцев. 6. Девочка ... книгу, как зеницу ока. 7. Осенние листья ... в воздухе, словно бабочки. 8. Мальчик ... неспокойно, словно на иголках. 9. Исчез бесследно, как сквозь землю ... . 10. Внезапно, как из-под земли ....

Слова для справок: падать, спать, выучить, дрожать, беречь, молчать, знать, кружиться, сидеть, провалиться, поя виться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как...

Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка

В работе описывается  опыт  работы по  использованию информационно-коммуникационных  технологий  на  уроках  английского  языка...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...