Материал к уроку русского языка для 9 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Докукина Ирина Анатольевна

Данный материал поможет при объяснении видов придаточных в СПП и для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 9_r.yaz_.sp_testy_gia.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение 9 класс (ГИА)

Слайд 2

Укажите, в каком значении употребляется слово «разгадывать» 1) искать решение 2) расшифровывать 3) выяснять 4) предсказывать будущее На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты…

Слайд 3

Укажите, в каком значении употребляется слово «схватиться» 1) сплестись 2) сразиться 3) взяться 4) закрепиться Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых.

Слайд 4

Какое средство речевой выразительности использовано в одном из предложений 1) эпитет 2) однокоренные слова 3) олицетворение 4) сравнение 1) Почему-то раньше все было просто. 2) люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. 3) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?

Слайд 5

Какое средство речевой выразительности использовано в предложении 1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот 1) Когда через полчаса раздались неторопливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

Слайд 6

Обстоятельственные Образа действия и степени Времени Причины Уступки Цели Места Следствия Сравнения Условия Когда? Как? Где? Зачем? Вопреки чему? При каком условии? Почему? Что из этого следует? Как?

Слайд 7

[ ] , ( союз когда …). Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Пока Едва С тех пор До тех пор Как только и др.

Слайд 8

[ … обст. места ] , ( союзное слово где …). Где? Куда? Откуда? куда откуда

Слайд 9

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное изъяснительное? Гений настолько внутренне богат, что любая тема, мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. 2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки. 3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня . 4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Слайд 10

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное? 1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов 4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Слайд 11

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное места? 1) Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек 2) Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул . 3) Решено было идти завтра, если дождь перестанет . 4) Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные розы.

Слайд 12

Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное с придаточным времени. 1) Начало смеркаться. Влажно и терпко запахли стволы деревьев. 2) Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.

Слайд 13

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени? 1) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески. 2) Как только стало светать, мы двинулись дальше. 3) Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. 4) Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

Слайд 14

Замените сложноподчиненное предложение простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. В каком случае замена невозможна? 1) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. 2) Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули её. 3) Когда вы продумываете поведение героев прочитанной вами книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.

Слайд 15

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное меры и степени? 1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов. 2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости. 3) И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проложить уж никогда. 4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Слайд 16

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели? 1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем. 2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки. 3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.

Слайд 17

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное условное ? 1) Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед. 2) О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве. 3) Было так приятно лежать на мокрой траве, что я невольно закрыл глаза. 4) Иной раз народится такой день, что радости не оберешься.

Слайд 18

[ ] , ( союз потому что …). Почему ? Оттого что Благодаря тому что Так как Вследствие того что Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. причины

Слайд 19

[ ] , ( союз если …). При каком условии? Если Если…то Когда Раз Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. условия

Слайд 20

[ ] , ( союз хотя …). Несмотря на что ? Несмотря на то что Пускай Как ни Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. уступительные

Слайд 21

[ ] , ( союз чтобы …). Зачем ? Для чего? Чтобы Для того чтобы С тем чтобы Дабы Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. цели

Слайд 22

[ ] , ( союз так что …). Что было следствием этого ? Так что Я очень сильно устал, так что не мог идти дальше. следствия

Слайд 23

В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное уступительное ? 1) Сидел я в таких зарослях, что сверху меня не было видно. 2) Ослепительно роскошный пейзаж предстал во всей красе, когда солнце залило светом и блеском весь остров. 3) Он вежливо поклонился ему, на что последний ответил тем же. 4) Наш пароход тащили два буксира несмотря на то, что он сам работал полным ходом.

Слайд 24

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. 1. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги. 2. По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла. 3. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане. 4. К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, теплый, не приносящий прохлады. 2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Слайд 25

1. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. 1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река. 2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться. 3. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию. 4. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас. 2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени

Слайд 26

1. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного. 1. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет что придет в голову а я слушаю с замиранием сердца. 2. Березки словно девочки босые стоят в снегу. 3. Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним. 4. Обласканные дети поспешно вошли в дом (что) бы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле. 5. Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно. 6. (Что) бы ни спросили у него товарищи обо всем он мог рассказать. 2.Найдите предложение с придаточным цели.

Слайд 27

Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным условным. а) Ехать по дороге, пересечённой причудливыми сверкающими сугробами, трудно и было бы совсем невозможно, если бы не женщины-крестьянки, быстро орудующие лопатами. б) Так что ж, друзья, коль наш черёд, — Да будет сталь крепка! в) Раз начался морозобой в лесу, это значит уже градусов под сорок. г) Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее, чтобы будущее обратилось в настоящее.

Слайд 28

В каких сложноподчинённых предложениях есть придаточное уступительное ? а) Если ты умеешь различать голоса птиц, прислушайся как-нибудь к пению скворца. б) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. в) Несмотря на то что путь лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону. г) Несмотря на усталость, пассажиры не уходили с верхней палубы.

Слайд 29

В каких сложноподчинённых предложениях есть придаточное цели? а) Маленькая, сухонькая старушка, подпираясь клюкою, неспешно вышла на луг, чтобы насладиться утром свежим, пахнущим разнотравьем. б) Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги, посвященные народам мира. в) Нужно иметь привычку, любовь к охотничьим скитаниям и лесным ночлегам, чтобы выдержать тяжёлое испытание. г) Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

Слайд 30

[ … глаг.+указ.сл.так ] , ( союз.слово как …). Как? Каким образом? Больной лечился так, как советовал врач. образа действия

Слайд 31

[ …указ.сл.так + наречие ] , ( союз.слово как …). Как? Насколько? До какой степени? Машина мчалась так быстро, как мы и ожидали. меры и степени

Слайд 32

Союзы: что чтобы словно точно будто образа действия, меры и степени Средства связи: Союзные слова: как сколько насколько

Слайд 33

1. Машина мчалась так быстро , как мы и ожидали .( однозначное – степени) меры и степени 2. Машина мчалась так быстро , что никто не запомнил её номера .(многозначное – степени и следствия)

Слайд 34

1. Машина мчалась так быстро , чтобы успеть к отправлению самолета . (многозначное – степени и цели) меры и степени 2. Машина мчалась так быстро , будто участвовала в гонках .(многозначное – степени и сравнения)

Слайд 35

[ ] , ( союз как будто …). Как? словно будто точно как чем чем - тем Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался. сравнительные

Слайд 36

Укажите вид предложения: Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой. 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

Слайд 37

Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. 1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

Слайд 38

Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. 1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением 2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением 4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

Слайд 39

Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками: Черемуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зеленые блюдца.

Слайд 40

Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

Слайд 41

Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»: Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет.

Слайд 42

Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»: Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в черную мглу.

Слайд 43

Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение): Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...

Слайд 44

Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения: Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

Слайд 45

Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками: Птичьим пересвистом и пощелкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.

Слайд 46

Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко — за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь — но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налетов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны.

Слайд 47

Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от её лексического значения: Поезд за ночь вышел из прифронтовой зоны и теперь, мерно постукивая, уходил все дальше на северо-восток. Сам еще не понимая, что его разбудило, полковник приподнялся, опираясь на локоть, и тревожно прислушался. Рассвет чуть брезжил за стеклом вагонного окна, обрызганного каплями дождя.

Слайд 48

Найдите предложение с обособленным приложением A) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. B) Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном. C) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. D) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. E) Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил.

Слайд 49

Найдите предложение с обособленным приложением А) Единственным попутчиком, не смущавшим лесничего, была Наташа. B) Женщина врач из дома отдыха выслушала Семена. C) В этой деревне жила девушка Настя, знаменитая кружевница и красавица D) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания.

Слайд 50

Найдите предложение с обособленным приложением А) Над нами возвышались горы, скалистые, неприступные. B) В комнату вошла Анна, сестра Веры. C) Забрались мы в места, полные дичи D) Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля.

Слайд 51

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве: Блестящие,(1) словно бы отполированные,(2) пологие волны неторопливо изгибаются навстречу. Суетливо бегают рядом рачки-бокоплавы. Вода шелестит у ног,(3) обегая торчащие камни.

Слайд 52

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве: Христофор Георгиевич, (1) не без пользы проводивший время в кают-компании, (2) довольно щурился, (3) раздувая ноздри, (4) и шевелил черными огромными усами.

Слайд 53

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве: С трудом удерживаемый стартовой командой, (1) дирижабль вздрагивал всем своим стометровым корпусом, (2) норовисто приподнимал тупой нос, (3) потом, (4) медленно раскачиваясь, (5) опускал его.

Слайд 54

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения. Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика,(1) слушал наш разговор,(2) потом подошёл и спросил,(3) на каком языке мы разговариваем. Я бы мог поговорить с вами по-русски,(4) но я стыжусь своего произношения.

Слайд 55

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения. Но несмотря на свою приверженность русскому языку,(1) мне временами казалось,(2) что он уступал по певучести,(3) чёткости,(4) по некоторым своим модуляциям другим языкам,(5) в частности,(6) французскому и итальянскому,(7) древнееврейскому и даже голландскому.

Слайд 56

Из предложений (1), (2) выпишите словосочетание со связью примыкание . (1) - Погодите! – воскликнул кельнер и ушел за перегородку. (2) Оттуда он привел другого кельнера – седеющего и благожелательного.

Слайд 57

Выпишите грамматическую основу предложения Оно не позволяет нам нарушать благозвучие языка и его необъяснимый, но явственный ритм.

Слайд 58

Среди предложений (8)-(12) найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (8)Очевидно, я, как и все мы, слишком привык к своему языку, чтобы услышать его как бы со стороны и полностью оценить. (9)И вот в Арле, на бульваре Де-Лисс, в вечернем пустом кафе нас убедил в красоте нашего языка кельнер — «гарсон» средних лет — типичный арлезианец с насмешливыми глазами. (10)Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. (11)— А почему вы это спрашиваете? - спросили мы в свою очередь гарсона. (12)- Какой-то, — ответил он, - необыкновенно красивый язык.

Слайд 59

Укажите количество грамматических основ в предложении. Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем.

Слайд 60

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях: "Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, недалеко от дома, где живу ". 1) парцелляция 2) аллегория 3) антитеза 4) сарказм

Слайд 61

Из предложений 4-6 выпишите слово, написание которого определяется условием: "Можно заменить синонимом без НЕ-". Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь.

Слайд 62

Из предложений 26-27 выпишите слово с чередующейся безударной гласной. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, задуматься.

Слайд 63

Из предложений 15-17 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением, она указывает на превосходную степень состояния. Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог .

Слайд 64

Из предложений 25-30 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного . Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычным стало это чувство безразличия, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, задуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся – и причин видимых не нашел.

Слайд 65

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текс пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Из твоей части,(1 )из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся,(3) сделал вид,(4) что не заметил. Помогали,(5) тащили на себе,(6) перевязывали,(7)подвозили... Кое-кто,(8) может,(9) и нарушал этот закон фронтовой жизни,(10)так ведь были и дезертиры,(11) и са мострелы.

Слайд 66

В приведенном ниже предложении из прочитанного текс пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения. Навстречу прошли женщина с девочкой,(1) какая-парочка,(2) пожилая женщина,(3) мужчина,(4) молодые ребята,(5) все они вначале с любопытством взглядывали на меня,(6) а потом отводили глаза,(7) отворачивались.

Слайд 67

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.. Боль путала сознание,(1) но я понимал,(2) что,(3) если лягу сейчас на тротуаре,(4) преспокойно будут перешагивать через меня,(5) обходить.

Слайд 68

Из предложений 17-18 выпишите словосочетание со связью примыкание. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей.

Слайд 69

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие обращение. - Чего ты, (1) дед, (2) раскричался? (3) – говорил умоляющим голосом отец. (4)- Куда я его пошлю, (5)когда за один билет до Сибири отдай тридцать рублей, (6)а то и все сорок?

Слайд 70

Среди предложений 4-6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. (4)После умывания кот долго фыркал и терся головой о пол. (5)Это, очевидно, должно было обозначать веселье. (6)Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Слайд 71

Среди предложений 1-7 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений. (1)Человек, стриженный бобриком, оживился. (2)Глаза его сделались сверлящими и свинцовыми. (3)Он тяжело хлопнул портфелем по столу. (4)- Безусловно, чуждый старик, - сказал он с торжеством. – (5)Надо соображать, кого в дом пускаете. (6)Может, он беглец из концлагеря или подпольный монах? (7)Сейчас мы выясним его личность.

Слайд 72

(1) На переезде - горка, въезд крутой. (2) Шлагбаума нет. (3) С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани, самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали — Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых ca ней . (4) Отвезли чуток первые, за вторыми вернулись, и туда же понесло Матрену. (5) Что она там пособить могла мужикам? (6) Вечно она в мужичьи дела мешалась... (7) И зачем на переезд проклятый пошла? (8) Отдала горницу — и весь ее долг, рассчиталась... (9) Машинист все смотрел, чтобы с Чарустей поезд не нагрянул, а с другой стороны, от станции, шли два паровоза сцепленных — без огней и задом. (10) Почему без огней — неведомо, а когда паровоз задом идет — машинисту не видно. (11) Налетели — и тех троих расплющили, кто между трактором и санями. (12) Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок

Слайд 73

В каком из предложений есть притяжательное местоимение? 1 ) 5, 2) 6, 3) 8, 4) 11

Слайд 74

Какое значение имеет слово шлагбаум? 1) мост через проезжую часть подъемный брус для открытия или закрытия пути столб с указателями направления

Слайд 75

Запишите номер сложносочиненного предложения, первая часть которого является неопределенно-личной, а вторая – безличной.

Слайд 76

Замените слово пособить стилистически нейтральным синонимом, запишите его.

Слайд 77

Какой частью речи является слово сцепленных? 1) прилагательное 2) глагол совершенного вида 3) деепричастие 4) страдательное причастие

Слайд 78

Замените словосочетание мужичьи дела, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Слайд 79

Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

Слайд 80

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Отчая…о бор…тся, слушать сосредоточе…о, поступаешь необдума…о, ветре..ый день, масл…ный блин, ветр…ная мельница, многочисле…ые притоки, оловя…ый солдат, свяще…ый день, двигались медле…о, стекля…ый сосуд, подветре…ая сторона, зва…ый гость, усталый стра…ик, сегодняшний имени…ик, мой племя…ик, говорить бессвяз…о и пута..о. Выпишите 2 словосочетания разных видов связи.

Слайд 81

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места (знаки препинания не расставлены). а) Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место. б) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке. в) Настоящего человека всегда тянет туда где трудно. г) Близкого человека только тогда поймёшь когда с ним расстанешься.

Слайд 82

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени . а) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. б) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. в) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. г) Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт.

Слайд 83

Укажите сложноподчинённое предложение, в котором союз как находится в главном предложении. а) Как приду я на гулянье, / Он танцует и поёт... б) Только я вошёл в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась. в) Я помню, бедный, он слезами обливался, / Как с вами расставался! г) Уже более трёх часов прошло с тех пор, как я присоединился к мальчикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку русского языка в 8 классе "Вводные слова"

Папка содержит конспект  урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова", лист самоконтроля для учащихся и презентацию....

Материал к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика" (Ознакомление)

Первый урок-ознакомление с темой "Лексика" в 5 классе...

Текстовый материал к урокам русского языка в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация"

Дидактический материал содержит тексты с заданиями по теме "Синтаксис: словосочетание и простое предложение" для 5 класса. Особенность пособий в том, что тексты посвящены истории родного края....

Текстовый материал к урокам русского языка в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (2)

Тексты с заданиями по теме "Синтаксис: осложненное предложение, сложное предложение" для учащихся 5 класса. Особенность дидактического материала в том, что все тексты посвящены истории родного края....

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...

Дидактический материал к урокам русского языка (6 класс)

карточки с заданиями для учеников 6 класса...