Программа "Одарённые дети" (2016-2017 уч.год)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. Актуальность программы заключается в том, что учащиеся должны освоить не только основные знания, умения и навыки по русскому языку и литературе, но и расширить и углубить многие вопросы языкознания и литературоведения, не входящие в курс основной программы по данным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti_2016-2017.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы

с одарёнными детьми

по русскому языку

на 2016-2017 учебный год

Учитель – Лугавцова Оксана Витальевна

Количество часов за учебный год –17


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе. Актуальность программы заключается в том, что учащиеся должны освоить не только основные знания, умения и навыки по русскому языку и литературе, но и расширить и углубить многие вопросы языкознания и литературоведения, не входящие в курс основной программы по данным предметам.

Цель, задачи и принципы реализации содержания программы

 Цель:

 формирование предметной, коммуникативной, социальной

компетентности в вопросах русского языка и литературы. Задачи:

 составить целостное представление о языкознании и литературоведении

как основах углублённого изучения языка и литературы;

закрепить интерес к решению проблем, связанных с вопросами

языкознания и литературоведения;

 расширить знания по основным вопросам истории развития русского языка и стихосложения;

  ознакомиться со стилистическими вопросами письменной речи;

  выработать навыки правильного употребления литературных норм

русского языка.

 дополнить и расширить стандартные знания по русскому языку и литературе;

подвести учащихся к осознанию, что знание истории развития русского

языка помогает лучше усвоить основные понятия и законы русского

языка.

Принципы программы:

 Актуальность.

Языкознание и литературоведение — основа основ изучения русского языка

и литературы

Научность.

Языкознание — лингвистическая дисциплина.

Доступность.

Материал, изучающийся на занятиях кружка, связан с современным

русским языком, являющимся базой для изучения норм современного

русского литературного языка на всех его уровнях.

 Системность.

Занятия строятся от частных вопросов (особенности образования определенных форм слов) к общим (качество идеальных текстов).

 Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на освоение грамматики русского языка и основ стихосложения, знания которых учащийся сможет применить на уроках русского языка и литературы, при решении олимпиадных заданий.

Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие культуры языка, устной и письменной и речи; во-вторых, успешное освоение учебного материала за рамками учебника; в-третьих, расширение интеллектуального уровня.

 Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 часа.

 Инвариантивность. Программа применима для учащихся средних и

старших классов.

Предполагаемые результаты.

Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе, ключевые понятия данных учебных дисциплин, расширить знания об истории развития русского языка и основах стихосложения.

Учащиеся должны усвоить знания норм языка, функциональной значимости выразительных средств языка и эффективных приемов применения знаний на практике; сформировать умения правильно, точно, логично, уместно использовать полученные знания.

Усвоение знаний должно способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся.

Данный курс поможет учащимся овладеть способами исследовательской деятельности.

Занятия  носят ориентационный характер. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими другими языками, кроме русского языка; удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам русского языка и литературы, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами исследовательской и проектной деятельности.

 Основные виды деятельности учащихся:

> работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации;

^ выделение фактов, доказательств проблемы;

^ анализ текстов;

>  решение лингвистических задач;

>  творческие работы: проекты, презентации, доклады.

Примерное планирование занятий

1. Введение. Презентация работы на учебный год «Что нас ждёт впереди?»

2.  История русской лексики.

3.  Слово – знакомый незнакомец.

4.  Словари – сокровищница языка.

5.  Толковые словари и их создатели.

6.  Лексема.

7.  Лексическая игра «Не повторяться!»

8.  Слово и его значение. Многозначность слова

9.  Творческая игра «Потерянная карточка» Стр. 64

10.  Очеловечивание мира. Метафора

11.  Очеловечивание мира. Метонимия

12.  Синекдоха

13.  Омонимы

14.  Омофоны, омоформы, омографы

15.  Синонимы. Квазисинонимы.

16.  Паронимы.

17.  Решение лексических задач «Столпотворение ошибок»

18.  Табу и эвфемизмы.

19.  Решение лексических соотношений «Пары слов»

20.  Конверсивы. Контекстные синонимы.

21.  Антонимы. Внутрисловная антонимия.

22.  Свободные и несвободные значения слова.

23.  Семантическая сочетаемость, идиоматические выражения.

24.  Фразеологизмы. Решение лексических соотношений «Пары слов»

25.  Фразеологические сочетания, сращения, единства.

26.  Тезариус.

27.  Активный и пассивный лексический запас слов.

28.  Работа с Интернет ресурсами. «Имена собственные – основа новых

лексических единиц» Панама – панама, Бикини – бикини

29.  История русской фонетики

30.  Устройство речевого аппарата

31.  Парад согласных звуков

32.  Творческая работа «Звуковая алгебра»

33.  Парад гласных звуков

34.  Гласные верхнего, среднего и нижнего подъема

35.  Открытые и закрытые слоги

36.  Ударение русского языка

37.  Сонорные согласные и их особенности

38.  Орфоэпия

39.  Позиции и чередования звуков

40.  Позиционные чередования

41.  Московская лингвистическая школа

42.  Фонема. Сильные и слабые позиции фонем

43.  Иканье в русском языке

44.  Решение фонетических задач. Стр. 99

45.  Интонация

46.  Типы интонационных конструкций

47.  Речь – зеркало чувств. Анализ текста.

48.  Буквы е и Ъ

49.  Исторический переход е в о.

50.  Полногласие

51.  История русской грамматики

52.  История существительного

53.  Древние склонения

54.  История прилагательных

55.  Происхождение полных прилагательных

56.  История числительных

57.  История личных местоимений

58.  История глагола

59.  История причастий и деепричастий

60.  Изменения в синтаксисе.

61 – 64. Решение олимпиадных заданий

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Вид деятельности

Форма контроля

л

п/з

с/з

1. Вводное занятие

1

1

работа с презентацией

2. История русской лексики

1) Слово – значимая единица языка

28

1

сообщение

тестовая работа

2) Словари -

сокровищница языка.

1

1

выпуск лингвистической газеты

интеллектуальная игра

3) Толковые словари и их создатели

3

1

1

1

проектная деятельность

презентация, буклеты, информационный бюллетень

4) Лексическая игра «Не повторяться!»

1

1

лингвистическая игра

творческая работа

5) Слово и его значение.

8

1

3

4

исследовательская деятельность

отчёт

6) Решение лексических задач «Столпотворение ошибок»

1

решение лексических задач

7) Решение лексических соотношений «Пары слов»

1

решение лексических задач

8) Творческая игра «Потерянная карточка»

1

игра

9)

4

1

3

исследование

веб-сайт

Очеловечивание

поэтических и

мира.

прозаических

текстов

10) Фразеология

4

1

2

1

работа с

сообщения

ресурсами

Интернет

11) Решение

1

решение

лексических

лексических задач

соотношений

«Пары слов»

12) Активный и

3

1

1

1

составление

словарь

пассивный

«Словаря

лексический

частотности

запас слов.

употребления

разговорной

лексике в

литературных

произведениях»

13) Решение

4

4

решение

олимпиада

олимпиадных

олимпиадных

заданий по

заданий

лексике

2. История

22

русской

фонетики

1)

1

практическая

тестовая работа

Устройство

работа

речевого аппарата

2) Парад

1

решение

игра «Умники и

согласных звуков

фонетических

умницы»

ситуаций

3) Творческая

1

решение

интеллектуальная

работа «Звуковая

фонетических

игра

алгебра»

задач

4) Парад гласных

2

1

1

творческая работа

викторина

звуков

5) Ударение

3

1

1

1

фонетический

викторина

русского языка

тренинг

6) Орфоэпия

5

1

2

2

фонетический

транскрипция

анализ слов

текстового

фрагмента

7) Решение фонетических задач

1

решение фонетических задач

8) Интонация

6

1 2 3

анализ текста

Анализ эпизода прозаического произведения

3. История русской грамматики

1) История существительного

10

2

исследовательская работа

презентация рекламного проспекта

2) История прилагательных

1 1

анализ текста

мини-олимпиада

3) История числительных

1

работа с текстом

4) История личных местоимений

исследование текстов

5) История глагола и глагольных форм

3

1 1 1

исследование текстов

6) Изменения в синтаксисе

1

исследование текстов

4. Решение олимпиадных заданий

4

4

Итого:

68