8-й класс "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Еремеева Ирина Петровна

Урок объяснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.37 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.

Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).

Метапредматные.

Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определять  цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оборудование:

 эпиграф  «Удивление –путь к познанию»

ХОД УРОКА

     I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу  (слайд-1).

II.Актуализация  опорных знаний. Объявление темы урока.

Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку  и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Сказка

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

  - О чем же идет речь в сказке?

- Так о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Слайд 2

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке  (слайд-3).

Определите цели урока.

На доске незаконченные предложения:

  1. Познакомиться с… (условиями постановки тире)
  2. Научиться ставить …(тире)
  3. Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель. На уроке у вас будет возможность узнать больше об этой пунктограмме, закрепить изученное, проверить и оценить свои знания по этой теме. Откройте тетради, запишите число, тему урока

3. Объяснение нового материала.

1)  Знакомство с планом урока.

- Познакомимся с планом урока (Приложение №1, слайд 5- чтение);

2) Работа  в группах с учебником по п.15 (Приложение №2).

- Обратите внимание на план урока. Следующее задание – работа с п.15. Начнём мы нашу работу в группах (Приложение №2).  У вас на партах лежат цветные листочки: красный, синий, зелёный, жёлтый. Это номера групп. Вы разделитесь на группы, каждая из которых получает своё задание. Как только задание будет выполнено всей группой, вы поднимите руку. Все задания должны  быть оформлены в тетради. Выступать с ответом будет один представитель от группы. Займите свои места. Будут затруднения – поднимайте руку, я подойду.

Группа  №1

- Вспомните, что вы знали о постановке тире между подлежащим и сказуемым из курса 5-7 кл., составьте схемы данной пунктограммы.

- Отвечающий 1 группы, вы готовы к ответу? Выходите к доске. Ребята, вы слушаете, записываете, если надо, исправляете и оцениваете выступающих.

Группа № 2

-На основе анализа примеров п.15 составьте схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2 группа:         сущ. – это сущ.                   числ. – числ.

                          Гл. – это сущ.                  сущ. – сущ.

                                                        Н.ф.гл. – н.ф.гл.    (слайд 6)  

Группа №3

- На основе примечания п.15 составьте схемы, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

3 группа:   1)                как

                                 будто

                                 словно

                                 точно

                2)                не        

                3)        личн. мест.                         (слайд 7)

 

Группа №4

-Вспомните, что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Составьте алгоритм «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».

4 группа:        1) Обозначить грамматическую основу.

                2) Определить, чем выражен каждый член   грамматической    основы.

                3) Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.  )

-Молодцы!

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоитвводное слово

Собака, известно, друг человека

3) Составление алгоритма «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».

- С учётом полученного 2 группой материала, давайте допишем наш алгоритм.  Дополните алгоритм, созданный 3 группой (слайд 6)

( Вставить:  3) Посмотреть, нет ли между главными членами частицы НЕ, союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО.)

4. Закрепление. Работа с дидактическим материалом

1)  Обратите внимание на экран (слайд 9). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

- Сравните эти предложения.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире (1, 3 группа), а в других не поставлено (2, 4 группа).

2. Следующее задание

 Выразительно прочитайте предложения, которые лежат у вас на партах. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире. По группам. 10 слайд

1 группа:

  1. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
  2. Пятью девять  -  сорок пять

2 группа:


1.
Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

  1. Жить – значит радоваться. (В.Сидоров)

3 группа:

1. Наша задача — хорошо учиться.

2. Ходить босиком —  большое удовольствие.

4 группа:

1. Чтение — вот лучшее учение.

2. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

3. Теперь обратимся к более сложному заданию. Ваша задача - изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. По группам (образец на слайде: С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. С детских лет путешествия – моя заветная мечта.)

1 группа

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

2 группа

1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

2. Старый охотник стал моим лучшим другом.

3 группа

1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

4 группа

1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия.

2. Чистота является залогом здоровья.

5. ФИЗМИНУТКА (12 слайд)

- Настало время немного отдохнуть. Ребята, наша физминутка с секретом. Если в предложениях, которые я произношу, надо ставить тире, то вы встаёте, если нет, то упражнения выполняете сидя! Посмотрим, кто самый внимательный.

Раз – подняться, потянуться, (выполняют упражнения стоя)

Два – нагнуться, разогнуться, (выполняют упражнения стоя)

Три – в ладоши три хлопка,  (выполняют упражнение стоя)

Головою три кивка. (Выполняют упражнение сидя)

На четыре – руки шире,( выполняют упражнения стоя)

Пять – руками помахать, ( выполняют упражнения стоя)

 А на шесть  надо тихо на место  сесть.

6. Самостоятельная работа. В группах вы поработали прекрасно, молодцы. Теперь проверим, как каждый из вас понял материал урока.

6.1 Программированный диктант. Раздаточный материал у каждого обучающегося. После окончания работы меняемся тетрадями и проверяем друг друга, объясняем постановку или отсутствие знаков препинания.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить  только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков  значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше  вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков  значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство  это мышление в образах.

10.

+

Память  одно из важнейших свойств бытия.

Слайд 13

6.2 Тестирование (слайды 14-17

В каком предложении не ставится тире?


1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.


2. В каком предложении не ставится тире?


1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.


3. В каком предложении ставится тире?


1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.


4. В каком предложении ставится тире?


1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

Слайд 18

7. Выставление оценок командам. Итоги урока. Слайд 19

     Рефлексия.

     Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

    «На уроке я научился…»

- При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

 (Если главные члены выражены именем существительным, числительным, неопределенной формой глагола или частицами это или вот).

-Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

Шевелить мозгами,

Хлопать ушами,

Краем уха

- Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Дом. зад.:      Домашнее задание ( Приложение №7).        (слайд 19)

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Оценки за урок

Приложение №1.

  •           Учебник п.15 (работа в группах).
  • Составление алгоритма (работа в группах).
  • Работа с дидактическим материалом (работа в группах).
  • Физкультминутка.
  • Индивидуальная работа.
  • Подведение итогов. Домашнее задание.

Приложение №2.

Группа  №1

- Вспомните, что вы знали о постановке тире между подлежащим и сказуемым из курса 5-7 кл., составьте схемы данной пунктограммы.

Группа № 2

-На основе анализа примеров п.15 составьте схемы постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Группа №3

- На основе примечания п.15 составьте схемы, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

 

Группа №4

-Вспомните, что вы знаете о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Составьте алгоритм «Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым».

1 группа:

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)

Пятью девять  -  сорок пять.

2 группа:


Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

Жить – значит радоваться. (В.Сидоров)

3 группа:

Наша задача — хорошо учиться.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

4 группа:

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

1 группа

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

2 группа

1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

2. Старый охотник стал моим лучшим другом.

3 группа

1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

4 группа

1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия.

2. Чистота является залогом здоровья.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

О решенном говорить  только путать.

3.

Беседовать с писателями других веков  значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

Сердце наше  вечная тайна для нас самих.

8.

Знать много языков  значит иметь много ключей к одному замку.

9.

Искусство  это мышление в образах.

10.

Память  одно из важнейших свойств бытия.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

О решенном говорить  только путать.

3.

Беседовать с писателями других веков  значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

Сердце наше  вечная тайна для нас самих.

8.

Знать много языков  значит иметь много ключей к одному замку.

9.

Искусство  это мышление в образах.

10.

Память  одно из важнейших свойств бытия.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

О решенном говорить  только путать.

3.

Беседовать с писателями других веков  значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

Сердце наше  вечная тайна для нас самих.

8.

Знать много языков  значит иметь много ключей к одному замку.

9.

Искусство  это мышление в образах.

10.

Память  одно из важнейших свойств бытия.

1.

Труд как блестящая сталь.

2.

О решенном говорить  только путать.

3.

Беседовать с писателями других веков  значит путешествовать.

4.

Бедность не порок.

5.

Июнь лишь начало лета.

6.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

Сердце наше  вечная тайна для нас самих.

8.

Знать много языков  значит иметь много ключей к одному замку.

9.

Искусство  это мышление в образах.

10.

Память  одно из важнейших свойств бытия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе Учитель Седова И.П. БОУ СОШ № 2

Слайд 3

Цели урока: Познакомиться с ……… Отработать навык постановки ….. Находить в тексте предложения… Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость

Слайд 4

Четырнадцатое октября Классная работа Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 5

План урока Учебник п.22 (работа в группах). Составление алгоритма (работа в группах). Работа с дидактическим материалом (работа в группах). Физкультминутка. Индивидуальная работа. Подведение итогов. Домашнее задание.

Слайд 6

сущ. – это сущ. числ. – числ. сущ. – сущ. Н.ф.гл. – н.ф.гл. Гл. – это сущ.

Слайд 7

: 1) ___ как ___ будто ___ словно ___ точно 2) ___ не 3) личн. мест.

Слайд 8

АЛГОРИТМ 1) Обозначить грамматическую основу. 2) Определить, чем выражен каждый член грамматической основы. 3) Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.

Слайд 9

1 группа) Венера – самая яркая звезда ночного неба. 3 группа) Чужим умом жить – добро не нажить. 2 группа) Её глаза как яркие звёзды. 4 группа) Бедность не порок.

Слайд 10

Тире ставится: 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + существительное 2. Числительное + числительное 3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. 4. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + н. ф. глаг. 5. Н. ф. глаг. + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 6. Это, вот, значит Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не 2. При сказуемом есть как, будто 3. Подлеж. = местоим. Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Слайд 11

Исследование синтаксического материала. Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать? 1 группа Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Маша Миронова стала любимым женским образом автора. 2 группа 1. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 2. Старый охотник стал моим лучшим другом. 3 группа 1. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 2. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной. 4 группа 1. Путь в лесах становится километрами тишины, безветрия. 2. Чистота является залогом здоровья.

Слайд 12

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 13

Программированный диктант 1. Труд как блестящая сталь. 2. О решенном говорить - только путать. 3. Беседовать с писателями других веков - значит путешествовать. 4. Бедность не порок. 5. Июнь лишь начало лета. 6. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. 7. Сердце - наше вечная тайна для нас самих. 8. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. 9. Искусство - это мышление в образах. 10. Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд 14

ТЕСТ 1. В каком предложении не ставится тире? 1) Грузинские деревни__это сплошные сады. 2) Прилет журавлей__есть признак весны. 3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра. 4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

Слайд 15

ТЕСТ 2. В каком предложении не ставится тире? 1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса. 2) Наш долг__совершенствовать знания. 3) Эти равнины__словно море бескрайнее. 4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

Слайд 16

ТЕСТ 3. В каком предложении ставится тире? 1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 2) Этот яркий свет__словно ливень золотой. 3) Наш край__богат и прекрасен. 4) Снег__словно шелк.

Слайд 17

ТЕСТ 4. В каком предложении ставится тире? 1) Одна беда еще__не беда. 2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист. 3) Сегодня небо__как море. 4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

Слайд 18

КЛЮЧ 1 – 2 2 – 3 3 – 1 4 – 4

Слайд 19

подведём итоги! -Что повторили сегодня на уроке? - Что узнали нового? - Чему научились? - Какой этап урока показался самым интересным? - Что было трудно?

Слайд 20

Домашнее задание: параграф 22, упр 115 или 116 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Тире между подлежащим и сказуемым

Конспект урока содержит материал для закрепления материала и комплексного анализа текста....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...