Русский язык в кругу славянских языков
элективный курс по русскому языку (8 класс)

Беспалова Мария Ивановна

Занятие элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_krugu_slavyanskih_yazykov.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ

СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ

(деловая игра-конгресс)

Цели: показать учащимся родство славянских языков и место русского языка среди них; закрепить знания ребят о возникновении славянского письма и подвигах Кирилла и Мефо-дия; продолжать формировать у учащихся навыки монологической и дискуссионной речи.

Оборудование: иллюстрации с изображением Кирилла и Мефодия; книга «Слово о полку Игореве», репринтные и другие издания славянских книг; таблица-схема «языкового древа»; выставка научно-популярной литературы о русском языке.

Роли в деловой игре: ученые-лингвисты, филологи, этнографы, преподаватели вузов, студенты филологических факультетов, поэты, писатели, журналисты, ведущий - директор Института русского языка.

Ход занятия

Программа конгресса (вручена каждому участнику). 1-й день.

  1. Открытие конгресса. Обсуждение программы.
  2. Доклад «Общеславянский язык - прародитель славянских языков».
  3. Сообщения:

  • «Языки-братья»;
  • «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи»;

-        «Художественно-языковое совершенство древнерусской
литературы. Ее создатели и авторы».

4.        Дискуссия по рассматриваемой проблеме.

5.        Подведение итогов первого дня.
2-й
день.

  1. Доклады «Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий»; «Славянский праздник в нашей стране».
  2. Сообщение «Первые книги на Руси».
  3. Закрытие конгресса.

Ход конгресса

1-й день.

I. Открытие. Вступительное слово ведущего - «директора» Института русского языка.

-        Уважаемые дамы и господа! Сегодня в жизни славянских народов важное событие - открытие конгресса, посвященного проблемам развития славянских языков. В работе конгресса ;
принимают участие ученые-слависты из стран, в которых имеются научные центры изучения славянских языков.

дить программу конгресса, рассчитанного на два дня, и регламент работы.

II.        После утверждения программы и регламента участники слушают доклад «ученого-слависта» на тему «Общеславянский язык - прародитель славянских языков». Предлагаем план доклада:

1.        Вступление. Роль языка в жизни общества и человека.

2.        Основная часть. «Общеславянский язык – прародитель славянских языков»:

а)        место славянских языков в индоевропейской семье (славянская ветвь как часть индоевропейского «древа»);

б)        время существования общеславянского языка и его разделение на три группы: восточную, западную, южную;

в)        родство славянских языков на лексическом, фразеологическом, фонетико-графическом и грамматическом уровнях;

г)        близость восточнославянских языков и культур.

3.        Заключение. Духовное наследие славянской письменной культуры и современность.

III.        Сообщение «ученых-славистов».

  1. Тема - «Языки-братья». В сообщении на примере одного или нескольких общеславянских слов (например, слова живот) и грамматических форм (например, звательной формы) углубляется мысль о родстве всех трех групп славянских языков (восточной, западной, южной); идет речь об этимологических словарях русского языка и славянских языков.
  2. Тема - «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». В сообщении рассматривается общеславянская лексика, использованная автором «Слова», приводятся примеры фольклорных лексико-фразеологических художественных средств (сравнение битвы с трудом землепашца; использование постоянных эпитетов, языческих образов, плачей и др.).

3.        Сообщение «писателя» или «поэта» на тему «Художественно-языковое совершенство древнерусской литературы. Ее создатели и авторы».

Строится оно по следующему плану:

  1. о богатстве и красоте древнерусской литературы (на примере отрывков из текстов летописей, «Слова о погибели русской земли»);
  2. о жанрах древнерусской литературы;
  3. об ораторах-писателях Древней Руси (В. Мономах, Илларион, митрополит Кирилл и др.).

IV.        Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка. Участвуют «журналисты», «ученые», «преподаватели вузов». Аргументы против признания единого общеславянского
языка: не сохранилось текстов на этом языке; не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен; слишком различны славянские языки, непонятны без перевода
представителям другой группы славян; различий столько, что вряд ли можно говорить об исходном едином языке.

Аргументы в пользу существования общеславянского языка: много сходства в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом; этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными; большинство алфавитов славянских языков близки по количеству и звуковому значению букв, несмотря на разность начертаний (кириллица, латиница); о близости и родстве языков свидетельствует старославянский язык как литературно-письменный язык славян, понятный всем славянским народам в IX-X вв. и отраженный в древних славянских текстах разных народов (мораван, поляков, болгар, сербов, русичей). О едином языке писали древние летописцы, о нем упоминает Ломоносов, его реконструируют сравнительно-историческим методом.

V.        Подведение итогов дискуссии и первого дня работы конгресса.

2-й день.

I. Доклад «Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий».

План доклада:

  1. Вступление. Актуальность проблемы.
  2. Из истории славянской письменности:

а)        необходимость появления письма у славян;

б)        общая характеристика первых славянских азбук (появление их в IX - начале X в.; количественный состав кириллицы;
пути появления букв кириллицы; происхождение названия азбук глаголицы и кириллицы).

3.        Краткая справка о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.

4.        Заключение. Значение кириллицы в истории славянской письменной культуры.

II.        Вопросы к докладчику:

  • Как чтут память Кирилла и Мефодия в славянских странах? В нашей стране?
  • Есть ли у нас памятники братьям?

III.        Доклад на тему «Славянский праздник в нашей стране».
Примерные тезисы и доклады:

1.        Родина праздника - Болгария. Деяние Кирилла и Мефодия чествовали в Болгарии издавна. Эта традиция - отмечать День
славянской письменности и культуры 24 мая - сохраняется и досих пор. Организаторам праздника всегда были деятели культуры, учителя, священнослужители. В эти дни проходили манифестации, шествия, чествования отличников учебы и работников народного образования, просвещения и культуры.

2.        Возрождение Дня славянской письменности в нашей стране. Прогрессивные славянские идеи неразрывно связаны с именами Кирилла и Мефодия. В России всегда чтили память
солунских братьев, посвящали им стихи, гимны.

В 1985 году состоялись празднества в честь Кирилла и Мефодия, по всей стране отмечался День просвещения. И вот с севера на юг нашей страны пошел он, славянский праздник. Его адреса: Мурманск, Вологда, Новгород, Киев, Минск, в 1992 году -Москва. Идея возрождения Праздника славянской письменности и культуры принадлежит писателям и поэтам исконно русских северных земель.

С тех пор праздник шагает по стране. Он стал традиционным, ежегодным. Его отмечают во многих городах страны. А 1991 год стал особым годом для Кольской земли: 24 мая состоялось освящение и открытие в Мурманске первого в нашей стране памятника Кириллу и Мефодию. Этот памятник - дар Болгарии мурманчанам в память о том, что именно Кольская земля оказалась преемницей старой традиции отмечать День славянской письменности.

С 1991 года 24 мая объявлен официальным праздником славянской письменности и культуры. В последнее время проводят популярный фестиваль музыки и песни в рамках этого праздника - «Славянский базар».

IV.        Сообщения на тему «Первые книги на Руси».
Предлагаем примерный план сообщения:

1.        Типы древнерусских письменных памятников (надписи, графитти, книги).

2.        Эстетика оформления книг (материал, торжественный шрифт, устав, миниатюра, украшения, переплет).

  1. «Остромирово евангелие» - подлинная рукопись XI века.
  2. Жанры книг - летописи, грамоты, учебная литература и др.

V.        Закрытие конгресса. Принятие резолюции.

Домашнее задание: подготовить сообщения по темам:

I        группа - «Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка: изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных в течение несколько столетий;

II        группа - «Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона открытого слога и закона слогового сингармонизма»;

III        группа - «Изменения в звуковой системе, приведение к возникновению чередований».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык в кругу славянских языков"

РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ  СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ...

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

Индоевропейская общность и место русского языка в пространстве «Славянского мира».

В данной работе я сделал попытку систематизировать  полученную информацию  в стройную схему расположения языков в индоевропейской  языковой семье , так как это помогает разбираться в сл...

Русский язык в кругу других славянских языков

Цели и задачи: познакомить обучающихся с историй возникновения славянских языков, доказать их родственность; развивать навыки составления сочинений разных типов, формировать навыки перевода славянских...