Урок русского языка в 5 классе на тему "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Посыпкина Елена Юрьевна

Данный урок является вторым в системе уроков по теме "Сложное предложение" и составлен в соответствии с ФГОС по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Челсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Конспект урока

русского языка в 5 классе

на тему:

 «Сложное предложение».

                                                                      Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                Посыпкина Елена

                                                                  Юрьевна

2018 год

Предмет:

Русский язык

Место урока в системе уроков

26-й урок в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Тема урока:

Сложное предложение

Цель урока:

познакомиться с особенностями строения простых и сложных предложений, а также пунктуацией в них.

Дидактическая задача урока:

познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные» предложения; научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы; учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология

Формы и методы работы:

фронтальная, индивидуальная; групповая

практические (словарная работа,), творческая работа (домашнее задание)

Приемы:

Проблемная ситуация, «Верные и неверные утверждения», «Одень матрешку», софизм, самостоятельная формулировка заданий, схематический диктант

Оборудование:

  1. Рабочий лист урока;
  2. Учебники «Практика» и «Теория»


ХОД УРОКА:

Этапы урока/время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)

- Здравствуйте, дети. Как настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- А теперь обернитесь, давайте поприветствуем наших гостей, которые пришли, чтобы кое-чему у вас поучиться.

Присаживайтесь, откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Вспомните, какой основной принцип нашей работы на уроке русского языка?

- Почему?

У каждого на парте «Рабочий лист урока», где вы будете выполнять некоторые задания и вносить результаты своей работы. В конце урока каждый получит оценку.

Дети приветствуют друг друга и гостей на уроке

Делают записи в тетради.

- не бойся ошибиться

- Не ошибается тот, кто ничего не делает

Разминка (развитие креативности речи)

(3 мин.)

- Начнем с речевой разминки. (Техника «Небылицы»).

Каждому из учащихся, сидящих по парам,  предлагается за 1 минуту назвать как можно больше троек слов на следующие темы:

 1) сказочный герой 2) дикое животное 3) цвет

Дети работают в парах, считая «тройки слов», затем  делятся результатами

Актуализация полученных знаний

 (8 мин.)

- Мы с вами продолжаем изучать предложение. Для того чтобы освежить в памяти наши знания, я предлагаю вам такое задание – «Верные и неверные утверждения».

Я зачитываю утверждение. Если вы с ним согласны, то пишете «да» рядом с цифрой, если не согласны – «нет» ( в «Рабочем листе»).

1. Предложение – это основная синтаксическая единица, в которой обязательно есть грамматическая основа и которая характеризуется интонационной завершенностью.

2. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. Подлежащее и дополнение образуют грамматическую основу предложения.

4. К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение и обстоятельство.

5. Сказуемое может выражаться только глаголом.

6. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена выражены именами сущ. в И.п.

7. Однородные члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются одним членом предложения.

8. Распространенным называется предложение, в котором есть 3 и более второстепенных члена.

9. Обращение является в предложении подлежащим, т.к. стоит в И.п.

10. Обращения и вводные слова не являются членами предложения и всегда выделяются запятыми на письме.

- А теперь проверьте себя с помощью ключа. Объясните, что неверно в некоторых утверждениях.

- Оцените себя. Поставьте оценку в «Рабочий лист урока»

- Запишите в тетради предложение ЗАКРУЖИЛИСЬ СНЕЖИНКИ.

Что вы можете сказать об этом предложении?

- Какое задание я задумала?

- Давайте «оденем» наше предложение второстепенными членами. Добавьте вводное слово, запишите предложение (окончательный вариант записать) и выполните его полный синтаксический разбор. Кто желает у доски разобрать?

В морозном воздухе, кажется, за кружились легкие снежинки.

(повеств., невоскл., распр., простое, осложнено вводным словом)

Дети выполняют работы в тетрадях самостоятельно, затем проверяют себя.

КЛЮЧ:

1. +

2. -

3. -

4. +

5. -

6. +

7. +

8. -

9. -

10. +

- ответы учащихся

- простое, нераспр.

- «Одень матрешку»

Все дети работают в тетради самостоятельно, 1 ученик вызывается к доске.

Создание проблемной ситуации. Введение в тему урока. Целеполагание.

 (3 мин)

- А теперь посмотрите в свой рабочий лист и прочитайте записанные предложения.

Пришла долгожданная зима. Еще унылые по-осеннему улицы покрыл белый снег, и солнце  переливается в нем слепящим блеском.

- Посовещайтесь в паре и подумайте: что объединяет эти предложения и чем они отличаются. Секунд 10-20 на обдумывание.

- Верно. Подчеркнем грамматические основы

( 1 – Пришла зима. 2 – Покрыл снег, и солнце переливается)

Начертим схемы данных предложений. 1) [ = -]. 2) [ = -], и [- =].

- Как называются такие предложения? Какая же тема сегодняшнего урока? Запишите тему в тетрадь.

- На какие вопросы мы с вами должны ответить в ходе урока?

Дети работают в паре и выдвигают свои версии.

Общее: предложения связаны по смыслу и грамматически.

Различия: в 1-м предложении 1 грам.основа, во 2-м - две.

- Простые и сложные предложения

- Что такое сложное предложение? Как оно строится? Какие знаки препинания в нем ставятся и где?

Освоение нового материала

(5 мин)

- Итак, открываем «Теорию», параграф 24. Прочитайте

- А теперь задайте вопросы по содержанию параграфа своим одноклассникам, но помните: задавайте такой вопрос, на который сами знаете ответ.

Примерные вопросы:

1.Что такое сложное предложение?

2.Чем союзное предложение отличается от бессоюзного?

3.Каковы основные средства связи простых предложений в сложном?

4.Как на письме выделяются простые предложения в сложном?

- А теперь я предлагаю вам софизм.

Вспомните, что это такое? (рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению)

-  Итак, найдите ошибку в моем рассуждении и докажите, что я не права.

- Я считаю, что предложение ЗИМА РАССТИЛАЕТ БЕЛЫЙ КОВЕР НА ЗЕМЛЕ, И ПОРАЖАЕТ НАС БЕЗУПРЕЧНОЙ КРАСОТОЙ ЛЕДЯНЫХ УЗОРОВ сложное, потому что здесь 2 грамматические основы: ЗИМА РАССТИЛАЕТ и КОВЕР ПОРАЖАЕТ. Значит перед союзом И нужна запятая.

Дети читают про себя.

Дети задают вопросы друг другу по теме урока.

Дети вспоминают, что такое софизм

Ответы детей (предложение простое, т.к. здесь 1 грамматическая основа: зима расстилает и поражает)

Первичное закрепление

(7 мин)

- Распределите предложения по двум группам: простые и сложные. Подчеркните грамматические основы. Выполняем в «Рабочих листах» (в паре)

 1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку.

3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше.

4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны.

5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой.

7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

- Сначала прочитайте предложения. Скажите, можно ли их назвать текстом? Почему да? Обоснуйте свой ответ. Попробуйте придумать заголовок к нему.

- Докажите, что указанные вами предложения сложные. Объясните, почему в одних случая перед союзом И стоит запятая, а в других – не стоит? Оцените свою работу.

- А теперь посмотрите на 2 начатых предложения. Что их отличает? Сформулируйте задание, которое нужно выполнить.

  1. Выпал снег, и…
  2. Выпал снег и …

- Запишите составленные предложения. Подчеркните грамматические основы. Начертите схемы.

Например:

1. Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

2. Выпал снег и укрыл белым покрывалом землю.

- Оцените себя.

Простые: 2, 4, 5, 6

Сложные: 1, 3, 7

- это текст, т.к. состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определенном порядке. Все предложения объединены одной темой. Заглавие – «Случай с бобрятами»

- запятая перед И ставится, если он связывает простые предложения в сложном.

- составить 2 предложения так, чтобы 1 было сложным, а 2-е – простым с однородными членами.

Творческое задание на закрепление

(4 мин)

-  А сейчас схематический диктант. Постарайтесь определить на слух, простое это предложение или сложное. Ваша задача – начертить схему предложений. Каждое предложение я буду читать дважды.

1. В конце ноября морозы усилились.

2. Завывает ветер, в поле кружит  позёмка.

3. Белоснежной периной укутаны деревья и кусты.

4. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника.

5. Природа погрузилась в долгий сон, притихли деревья и кусты.

-  Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

СХЕМЫ:

  1. [- =].
  2. [= -], [= -].
  3. [= - и -].
  4. [= ], и [= -].
  5. [-=], [= - и -] .

- Оцените друг друга. Оценка будет равна количеству правильных схем.

Итог урока. Рефлексия

(3 мин)

- А теперь на «Рабочих листах» вам нужно выполнить небольшой тест, состоящий из 3-х заданий.

1. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2. Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

 2. Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =],[–  =].

2.[–  =].                                                                                                            

3.[–  =,  =,].

3. Найти сложные предложения.

1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.                                                                                  

2.Идет по земле волшебница зима и несет с собой метели и морозы.

3. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег.

- Давайте подытожим наш сегодняшний разговор о простых и сложных предложениях. Короткий вопрос – короткий ответ.

1. Как отличать простые предложения от сложных?

2. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

3.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
4.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

5. Когда перед союзом И ставится запятая? Когда не ставится?

- Оценки за урок…

Проверьте себя.

КЛЮЧ к тесту:

  1. 3
  2. 1
  3. 1,3 

        

Ответы учащихся…

Домашнее задание

(1,5 мин)

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам придумать небольшой текст по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

(текст напечатан на листах)

 Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Параграф в «Теории» - №      

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…

Домашнее задание: придумать небольшой текст (10 предложений) по данному началу на тему «Следы на снегу», используя и простые, и сложные предложения. Найдите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы.

Наступила холодная зима. В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

 Вот здесь пробежал…



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ урока русского языка в 5 классе

Фамилия, имя __________________________________________________

1. Повторение изученного «Верные и неверные утверждения» (ДА или НЕТ )

1. ____________

2. ____________

3. ____________

4. ____________

5. ____________

6. ____________

7. ____________

8. ____________

9. ____________

10. ___________

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 – 3 ошибки -  «4»

4 – 5 ошибок – «3»

Более 5 ошибок – «2»

2. Введение в тему. Что объединяет эти предложения? Чем они отличаются?

Пришла долгожданная зима.

Еще унылые по-осеннему улицы покрыл белый снег, и солнце  переливается в нем слепящим блеском.

3. Первичное закрепление.

Задание 3.1. Укажите, какие предложения простые, какие - сложные. Подчеркните грамматические основы.

1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.

2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку.

3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше.

4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны.

5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой.

7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

Задание 3.2.

1. Выпал снег, и _________________________________________________________

2. Выпал снег и __________________________________________________________

        

4. Схематический диктант ( в тетради)

5. Тестовая работа по теме «Сложное предложение».

1. Выберите определение сложного предложения.

1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2. Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа.

3. Сложные предложения – это предложения, в котором две или более грамматических основ.

      2. Выберите схему сложного предложения.

1. [–  =], [–  =].

2. [–  =].                                                                                                            

3. [–  =,  =,].

3. Найдите сложные предложения.

     1. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.                                                                                  

     2. Идет по земле волшебница - зима и несет с собой метели и морозы.

     3. Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лег на крыши снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....