Методическая разработка открытого урока по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Карташова Анна Александровна

Цель урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном. Предметные УУД: • распознавание прилагательных в тексте; • определение признаков прилагательных; • синтаксическая роль прилагательного в предложении. Личностные УУД: • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; Регулятивные УУД: • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать; • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Цель урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном.

Предметные УУД:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • определение признаков прилагательных;
  • синтаксическая роль прилагательного в предложении.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Дети добрый день! Давайте поприветствуем друг друга, взявшись за руки. (Ученики берут соседа по парте за руки)

- Почувствуйте тепло рук своего одноклассника, зарядите друг друга положительной энергией и пожелайте всего самого хорошего!

2. Проверка домашнего задания.

-  Вашим домашним заданием было упр. 31 стр. 22, вы должны были составить словосочетания с данными прилагательными, выбирая существительные из предыдущего упражнения.

3.Словарный диктант.

 - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.

(Один ребенок у доски все остальные в тетради.)

Вырубка, замазка, зыбкий, косьба, снег, заморозки, зубчатый, молотьба, перевязка.

- Какая орфограмма встретилась в словах?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, посмотрите в окно. Давайте опишем сегодняшний день. (Солнечный, ясный, теплый)

- Какие слова мы использовали, чтобы охарактеризовать его, к какой части речи они относятся? (имя прилагательное)

-Цель нашего урока: повторить все, что вы изучили в начальной школе по теме: «Имя прилагательное», закрепить умения и навыки распознания всех признаков прилагательного, обобщить все, что вы знаете об этой части речи.

5. Актуализация знаний

- Что мы называем именем прилагательным и на какие вопросы оно отвечает?

- Как изменяется имя прилагательное?

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

 Посмотрите вокруг (на стенах, на шкафах развешаны карточки со словами).

- Какие слова вы увидели?

- Что вы о них можете сказать?

Заботливая.

Здоровый.

Сильная.

Активная.

Спокойная.

Бледная.

- Слова какой части речи перед вами? (прилагательные)

- Какое слово лишнее? Почему? (все прилагательные женского рода, а слово «здоровый» мужского рода)

- Давайте с этим прилагательным составим предложение и выполним синтаксический разбор.

6. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа с тестом

А. Осанка человека – залог его здоровья и красоты

Физическое совершенство человека во многом определяется его осанкой. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка у человека, означает, то, что он полностью здоров и не имеет проблем со спиной. Возможными причинами нарушения ее, могут быть вызваны переутомления позвоночника, а также из-за длительного и неправильного положения туловища.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

- Что такое осанка?

- Что нужно делать, чтобы была правильная осанка?

Правила для поддержания правильной осанки.

(на слайде и раздаточный материал детям)

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, на стуле, за партой, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

5. Если носить портфель в одной руке, то одно плечо станет ниже другого.

6. Избегать неудобных поз. Сидеть с максимально прямой спиной. Каждые 15 минут менять позу, двигать ногами, руками.

7. Стоять и выполнять различную работу с максимально прямой спиной.

8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас спина.

-Давайте выпишем все прилагательные, которые встретились нам в тексте «Осанка человека – залог его здоровья и красоты» и определим их род)

- Какой вывод можем сделать? (У имен прилагательных во множественном числе мы не можем определить род)

Б. Листопад
Иван Бунин
 
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

- Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? (Благодаря красивым словам - прилагательным)

- Давайте прочитаем это стихотворение без прилагательных

-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

(Имена прилагательные придают речи точность, выразительность, образность, яркость, настроение. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

- Давайте просклоняем прилагательное «пестрый».

 2. Физминутка.

- Ребята, сейчас я буду называть прилагательные в составе словосочетания, а вы с помощью пантомимы будете это изображать. (Дети стоя стараются показать предложенное)

- Слабый ветерок

- Бурное море

- Прощальный жест

- Жаркая погода

- Лёгкий бег

- А сейчас развиваем память. Записать словосочетания, которые запомнили, указать род. (Комментированное письмо)

3. Работа с пословицами и поговорками о здоровом образе жизни:

 «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;

«Здоров на еду, да хил на работу»;

«В здоровом теле, здоровый дух»;

- Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок? (обсуждение смысла каждой пословицы и поговорки)

- Давайте назовем прилагательные, которые встретились нам в этих пословицах и поговорках.

- Во всех ли пословицах и поговорках есть прилагательные?

- Скажите, а какого человека мы можем назвать здоровым?

4. Работа с учебником.  Самостоятельная работа

 Упр. 41 стр. 27 (один учащийся у доски)

- Выписать из отрывков поэм А.С. Пушкина выделенные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Обозначить окончание, определить форму числа, рода (где возможно) и падежа прилагательных.

1. Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

2. Людмилы нет во тьме густой,

Похищена безвестной силой.

3. Навстречу утренним лучам

Постель оставила Людмила

И взор невольный обратила

К высоким, чистым зеркалам.

(Проверка работы)

7.Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что мы называем именем прилагательным?

- Для чего служат прилагательные в нашей речи?

- Как определить форму числа, рода и падежа у прилагательного?

- Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении?

8.Домашнее задание.

1.Написать сочинение - миниатюру “Здоровье- бесценное богатство”.

2. упр.39. стр.27.

9.Рефлексия

- Кто больше подберёт прилагательных к слову настроение?

Какое настроение у вас было на уроке?

Что нового и интересного вы узнали?

Если вам все понравилось поднимаете зеленые кружочки, если было интересно -желтые, а если что-то не понравилось –красные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Zutreffende Adjektive (методическая разработка к уроку по теме "Имена прилагательные")

Креативное задание на имена прилагательные, немецкий язык (по типу "Passt oder nicht passt")....

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...