Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_10_klass.doc574.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
  • Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего  общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина Москва «Русское слово»)

   Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  для общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы» Авторы:  Греков В.Ф.  Крючков С.Е. Чешко Л.А.

На изучение русского языка в 10 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю, 34 недели.

I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10 КЛАССЕ

Учащиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

 • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

    Для достижения требуемых результатов рабочая  программа ориентирована на  использование следующих педагогических технологий: развивающие, информационные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, эвристические.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10 КЛАССЕ

35 часов

     Общие сведения о языке.

 (1 ч.)

Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).

Лексика и фразеология.

(4 ч.)

Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.

Орфоэпия.

(2ч.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.

Морфемика, словообразование, орфография.

(7 ч.)

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.

Морфология и орфография.

(14ч.)

Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

Речь. Функциональные стили речи

( 7ч.)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

развитие речи

контрольные работы

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Стили и типы речи

4

1

1

3.

Понятие о норме литературного языка

3

4.

Лексика и фразеология

13

1

5.

Орфоэпия

4

6.

Морфемика. Словообразование. Орфография

5

1

7.

Морфология и орфография

      4

2

8.

Итоговая контрольная работа

      1

Итого

35

3

3

                 III.I.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  

                  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ

№ урока

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

Русский язык в современном мире

02.09

Стили и типы речи

09.09

Понятие о норме литературного языка. Типы норм

16.09

Лексика

23.09

Тропы как средства выразительности

30.09

Системные отношения в лексике

07.10

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

14.10

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв

21.10

Состав слова. Основные способы образования слов

11.11

Правописание гласных в корне слова

18.11

Правописание согласных в корне слова

25.11

Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы

02.12

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

09.12

Контрольный диктант по теме «Повторение»

16.12

Имя существительное

23.12

Имя прилагательное

13.01

Контрольный тест в формате ЕГЭ

20.01

Имя числительное

27.01

Местоимение

03.02

Местоимение

10.01

Глагол

17.02

Глагол

02.03

Глагол

16.03

Контрольный тест в формате ЕГЭ

30.03

Причастие

06.04

Деепричастие

13.04

Наречие

20.04

Предлоги. Союзы. Частицы.

27.04

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

18.05

Анализ контрольной работы

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 6 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и программы по русскому языку к учебникам для 5 -9 классов /авторы...