Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса по ФГОС
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса по ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc867.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса по ФГОС  разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
  •  Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. "Просвещение", 2017

Рабочая программа по русскому  языку для 9 класса рассчитана на 103 часа, по 3 часа в неделю, 33 недели.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 9 КЛАССЕ

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
    ЧТЕНИЕ:
  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса
  • русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
    ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
    строение текста);

                 ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
    орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
    пользоваться разными видами толковых словарей;
  • верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

                ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;
  •  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК » В 9 КЛАССЕ

Содержание  программы учебного курса (103 часа)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (11ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+2)

Союзные сложные предложения

Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч) 

I.        Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II.        Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III.        Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)

Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (10ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III.        Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.

Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)

I.        Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.        Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (9 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.

Раздел

Количество часов, включая  часы на развитие речи.

Контрольные работы

Сочинения

    Изложения

1.

Введение.

1 час

-

-

     -

2.

Повторение изученного в 5-8 классах.

11+2

1

-

     1

3.

Сложное предложение. Культура речи.  

10+2

1

2

    -

4.

Сложносочинённые предложения

5+2

-

1

    -

5.

Сложноподчинённые предложения

5+2

-

1

    -

6.

Основные группы сложноподчиненных предложений

26+2

3

1

   1

7.

Бессоюзные сложные предложения

10+2

1

-

   1

8.

Сложные предложения с различными видами  связи

10+2

2

-

   1

9.

Повторение и

систематизация

изученного в классах                     6+1 ч                            -                             1

    -

Итого                                           103  часа  из них             9                       6

    4

III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

 

№ урока

Наименование разделов и тем.

Количество

часов.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение.(1 час)

1.

Международное значение русского языка.

1

03.09

Повторение изученного в 5-8 классах.(11+2)

2.

Устная и письменная речь.

1

04.09

3.

Монолог, диалог.

1

05.09

4.

Стили речи.

1

10.09

5

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

11.09

6

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

12.09

7

Предложения с обособленными членами.

1

17.09

8

Предложения с обособленными членами.

1

18.09

Входной мониторинг

1

19.09

10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

24.09

11

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

25.09

12

Способы сжатого пересказа текста.

1

26.09

13

Подготовка к сжатому изложению.

1

01.10

14И

Сжатое изложение.

1

02.10

Сложное предложение. Культура речи  (10+2)

15

Понятие о сложном предложении.

1

03.10

16

Понятие о сложном предложении.

1

08.10

17

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

09.10

18

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

10.10

19

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

15.10

20С

Устное сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

1

16.10

21

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

17.10

22

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1

22.10

23К

24

Изложение в формате ОГЭ

1

1

23.10

25

Интонация сложного предложения.

1

24.10

26С

Сочинение «Прекрасное в жизни природы»( в формате ОГЭ)

1

05.11

Сложносочинённые предложения (5+2)

27

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

1

06.11

28

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1

07.11

29

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

1

12.11

30

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

1

13.11

31

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §

1

14.11

32

Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «На севере диком...»

1

19.11

33С

Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком...»

1

20.11

Сложноподчинённые предложения (5+2)

34

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

21.11

35

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

26.11

36

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

27.11

37

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

28.11

38

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

03.12

39

Подготовка к сочинению по картине И.Тихого «Аисты»

1

04.12

40С

Сочинение по картине И.Тихого «Аисты»

1

05.12

Основные группы сложноподчиненных предложений (26+2)

41

СПП с придаточными определительными.

1

10.12

42

СПП с придаточными определительными.

1

11.12

43

СПП с придаточными изъяснительными.

1

12.12

44

СПП с придаточными изъяснительными.

1

17.12

45М

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

1

18.12

46

СПП с придаточными обстоятельственными.

1

19.12

47

СПП с придаточными времени и места.

1

24.12

48

СПП с придаточными времени и места.

1

25.12

49

Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений

1

26.12

50И

Сжатое изложение  

1

09.01

51

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

14.01

52

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

1

15.01

53

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

16.01

54

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

1

21.01

55К

Контрольный диктант.

1

22.01

56

Анализ контрольного диктанта.

1

23.01

57

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

28.01

58

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

29.01

59

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

1

30.01

60

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений»

1

04.02

61С

Обучающее сочинение-рассуждение

1

05.02

62

Анализ письменных работ.

1

06.02

63

Синтаксический разбор СПП.

1

11.02

64

Пунктуационный разбор СПП.

1

12.02

65

Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему

1

13.02

66

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

1

18.02

67

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение»

1

19.02

68К

Контрольный диктант.

1

20.02

Бессоюзные сложные предложения (10+2)

69

Понятие о БСП. Интонация в БСП.

1

25.02

70

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.

1

26.02

71

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

27.02

72

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

03.03

73

Сжатое изложение с дополнительным заданием

1

04.03

74И

Сжатое изложение с дополнительным заданием

1

05.03

75

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

10.03

76

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

11.03

77

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1

12.03

78

Повторение и обобщение изученного.

1

17.03

79К

Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

18.03

80

Анализ контрольной работы.

1

19.03

Сложные предложения с различными видами  связи (10+2)

81

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

1

31.03

82

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

01.04

83

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

02.04

84М

Итоговый мониторинг.

1

07.04

85

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

08.04

86

Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

09.04

87

Сжатое изложение

1

14.04

88И

Сжатое изложение

1

15.04

89

Публичная речь.

1

16.04

90

Повторение и закрепление изученного.

1

21.04

91К

Контрольный диктант.

1

22.04

92

Анализ контрольных работ.

1

23.04

Повторение и систематизация изученного в классах (9+1 ч)

93

Фонетика и графика.

1

28.04

94

Лексикология (лексика) и фразеология.

1

29.04

95

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

30.04

96С

Сочинение на лингвистическую тему.

1

06.05

97

Морфемика.

1

07.05

98

Словообразование

1

12.05

99

Морфология.

1

13.05

100

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

1

14.05

101

Орфография. Пунктуация.

1

19.05

102-103

Орфография. Пунктуация. Итоговый урок.

2

20.05

21.05

                                                              КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в 5-8 классах»

Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2) Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. (3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.

(5)На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. (11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

(12)Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

      (По В. Солоухину)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение».

Из предложений 6-11 выпишите слово, в котором правописание приставки НЕ зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 1–9  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Из предложений 1-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»

Замените слово «удильщиков» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «приютилось» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. - 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

О орф. - 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

8 б.

7- 6 б.

5 - 4 б.

4-0 б.

              Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

 «Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»

Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Синтаксический анализ сложного предложения

8

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. (2) В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. (3) Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. (4) Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. (5) Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. (6) В этот день даже чайки истомлены зноем. (7) Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

      (8) Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. (9) Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. (10) И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. (11) Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. (12) Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)

      (По М. Горькому)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 5–8  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Из предложений 1–4  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «безграничную пустыню» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «беспорядочно валялись» (предложение 5), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-5 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 4-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. - 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

О орф. - 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

8 б.

7- 6 б.

5 - 4 б.

4-0 б.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений»

Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

10

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. (3) Все казалось, что кто-то крадется к землянке. (4) Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. (5) Потом поднимала голову, прислушивалась. (6) Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. (8)  Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

(10) С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. (11) Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. (12) Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.

(13) Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался светлее вчерашнего. (15)Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. (16) Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

      (Г. Марков)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 1–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполное действие».

Из предложений 2-10 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 3-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полной форме»

Из предложений 10–16  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Замените слово «излишне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «пустяками» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «зимнее время» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 10-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 13-16 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-7 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 2-6 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 13-16 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. - 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

О орф. - 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

10 б.

9- 8 б.

7 - 6 б.

5-0 б.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Бессоюзные сложные предложения»

Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях.

10

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Деревня была где-то за лесом. (2) Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

(7) Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

(9) Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. (10) На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

(11) Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (12)  Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (13) Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

(14) Мокрый снег напоил влагой пальто. (15) Холодно, и ноют обмороженные ноги. (16) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (17) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 11-17 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Из предложений 13–17  выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Замените слово «урежется» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «отмахать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «лесными тропинками»  (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «осенний день»  (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Выпишите грамматическую основу предложения 17.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 14-17 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-8 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 11-17 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 11-14 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. - 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

О орф. - 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

10 б.

9- 8 б.

7 - 6 б.

5-0 б.

Контрольная работа  по теме

«Сложные предложения с различными видами связи»

Цель: оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1

1-10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2

1-10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка.

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Каждый правильный ответ на задания части 1 – 1 балл, части 2 – 2 балла. Максимальное количество баллов – 30.

«5»

«4»

«3»

«2»

30-28 б.

27- 23 б.

22 - 15 б.

14-0 б.

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
  2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
  3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
  4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
  5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
  6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.
  7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.
  8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
  9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
  10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна. 

Часть 2.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

  1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
  2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.
  3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.
  4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.
  5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.
  6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.
  7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.
  8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.
  9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
  10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
  2. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.
  3. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки  и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла  преданная  любовь  к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.
  4. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания  (2) и (3) что (4) если бы не было их  батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.
  5. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) когда она упала (5) многое изменилось.
  6. Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост.
  7. Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались.
  8. Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке.
  9. Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет.
  10. Немец стоял в тени (1) и (2) когда (3) Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча (4) то почувствовал (5) как бьет немца дрожь.

Часть 2.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

  1. Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.
  2. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.
  3. День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.
  4. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.
  5. Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.
  6. К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.
  7. Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.
  8. Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.
  9. Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.
  10. Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», 3 класс по ФГОС

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:·      Закон РФ «Об образовании»·      Приказ Минобраз...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» 2 класс по ФГОС

Адаптированная рабочая программа предназначена для изучения английского языка во 2 классе – адаптированный уровень для обучающихся с ЗПР....