ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ» (ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
элективный курс по русскому языку (8 класс)

Беспалова Мария Ивановна

Занятие элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_istorii_osnovnye.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ» (ОСНОВНЫЕ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА)

(занятие-наблюдение)

Цели: показать учащимся основные направления изменений в звуковой системе русского языка; подвести их к самостоятельным выводам.

Оборудование: словари русского языка (желательно, чтобы они были у каждого ученика); таблица «Суффиксы имен существительных и прилагательных, в которых наблюдаются беглые о, е».

Методические приемы: слово учителя; сообщения учащихся, задания для самостоятельных наблюдений (эту работу можно провести в форме деловой игры «Научная конференция», см. рекомендации ниже).

Ключевые слова и выражения: звуки - строительный материал для слов, закон открытого слога, закон слогового сингармонизма, падение редуцированных, тенденция к экономии речевых средств, буквы как знаки, беглые гласные, фонетическое явление, морфологическое средство образования форм.

Ход занятия

I. Слово учителя.

Чтобы охарактеризовать звуковую систему древнерусского языка в сравнении ее с современной, в первую очередь необходимо рассмотреть закономерности, связанные со структурой слога.

Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на елогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный: д/мъ, бра/тъ.

Если учесть, что гласные звуки являются наиболее звучными, то можно считать, что закон открытого слога требовал расположения звуков в слоге по возрастающей звучности, то есть слог начинался с наименее звучного и оканчивался наиболее звучным звуком. Следовательно, закон открытого слога означает, что в древнерусском языке слова не могли оканчиваться на согласные звуки, так как в этом случае конечный слог оказался бы закрытым.

Особый интерес представляет сочетания согласных внутри слова. В пределах одного слога звуки могли находиться рядом только в определенной последовательности: следует учитывать, что гласные более звучные, чем согласные, а среди согласных сонорные [р], [л], [м], [н] звучнее звонких, а звонкие звучнее глухих; поэтому при сочетании в слоге согласные располагались от менее звучного к более звучному, а затем к гласному звуку: гра/мо/та, ве/сна, ка/зна и т. п. Следовательно, закон открытого слога ограничивал в словах возможные сочетания согласных. И еще один недостаток закона открытого слога - речь становилась однообразной, монотонной. Легкая и экономная для говорящих, она является нелегкой для слушающих. Можно сказать, что характер слоговой структуры слов в языке, история этой структуры является одним из примеров противоречия между говорящим и слушающим. Действие закона открытого слога прекратилось в XII веке. В современном русском языке слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, но в то же время тенденция построения слога по восходящей звучности сохранилась.

Задание 1. Приведите как можно больше примеров слов, начинающихся так: «сонорный + глухой» и, наоборот, «глухой + сонорный». Сделайте вывод.

Если посмотреть даже самый полный словарь русского языка, то можно убедиться, что там нет слов, начинающихся, например, такими сочетаниями звуков, как не, лс, рш и др. (то есть сонорным + глухим), тогда как слова с обратными звуко-

сочетаниями сн, ел, шр (то есть глухой + сонорный) вполне возможны.

Учитель. Второй особенностью слоговой структуры древнерусского языка была тенденция к объединению в пределах одного слога звуков однородной артикуляции: мягкие согласные сочетались только с гласными переднего ряда [и], [е] и др., а твердые - только с гласными непереднего ряда [а], [о] и др. Например, могли быть сочетания къ/то, чъ/то, но сочетания кр, чъ в древнерусском языке были невозможны, хотя иногда в пределах одного слова оказывались звуки разнородной артикуляции, например, твердые согласные + гласные переднего ряда, тогда возникли различного рода приспособления артикуляций гласного и согласного звуков, например нога - твердый [г] + непередний [а], но в дательном падеже нозъ - мягкий [з'] + передний [ъ] сингармонизма (от греч. syn - «вместе» и harmonia - «созвучие», «связь»).

Задание 2.А. М. Пешковский, характеризуя музыкальность речи, делил все звуки на «голосовые» (гласные, сонорные согласные, звонкие согласные) и «безголосные» (глухие согласные); попробуйте подсчитать количество «голосовых» и «безголосовых» при их употреблении в разговорной речи и в стихах и сделать вывод, чем объясняется звучность русской речи.

(Закон слогового сингармонизма.)

Звуки - строительный материал для слов

Учитель. Вы, конечно, знаете, что слова состоят из звуков и что звуки бывают гласные и согласные. А можете ли вы ответить на вопрос: для чего нужны гласные и согласные? Какую работу они выполняют?

Задание 3. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей XIX-XX вв. Например, гао, еоо, ей, оии, аяои. Легко ли расшифровать эту запись?

А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Лермнтв, Блгкв, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

III. Вывод (делают ученики, в случае затруднения его может сделать учитель).

Итак, в поздний праславянский период в языке насчитывалось, по мнению ученых, 11 гласных фонем, и так как органы речи наших предков не были приспособлены к выговариванию стечения согласных, то в языке действовал закон открытого сло-|га. Затем мы отметили, что к концу X-XI в. из языка уходят две фонемы - носовые гласные. Чтобы не принимать это утверждение на слово, попробуем его доказать.

Заглянем в древнейший памятник древнерусского языка «Остромирово евангелие» (1056-1057), вернее - в его послесловие. В нем встречаем два слова: пор чи и пороучение. Первое слово показывает, что в корне когда-то был носовой гласный, но второе доказывает, что на этом месте уже произносился неносовой гласный [у] и, следовательно, носовые уже утратились, а писались по традиции (к этому вопросу мы еще вернемся, когда будем говорить о формировании орфографии).

Далее, в XI—XIII веках, происходит так называемый процесс падения редуцированных. Доказательство - смешение в написании букв ъ и е, ъ и о. Особенно такая орфографическая «неупорядоченность» обычна для авторов частных писем на бересте: щьдо тобою, ко Фъмъ и т. п., так как письма не списывали с оригиналов.

Домашнее задание: подготовить сообщения по темам:

Иноязычные слова;

Исконно- русская лексика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Закономерности развития омонимии в системе русского языка»

Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программа адресована учащимся 8-9-х классов средней общеобразовательной школы. Данная программа посвящена одной из наиболее сложных с точки зрения преподавания п...

Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....

Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».

Данный урок знакомит с  этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с  поэтами того периода....

Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".

Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания"....

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке.

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке....