"Эффективные педагогические технологии в обучении русскому языку и литературы"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Кабычкина Ирина Евгеньевна


Материал помогает в работе в изучении выразительно-изобразительных средств языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_effektivnye_pedtehnologii_na_urokah.pptx222.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы Из опыта работы у чителя русского языка и литературы Кабычкиной И.Е. МБОУ Краснинская СШ

Слайд 2

Практическая часть «Выразительно-изобразительные средства языка» Отрывок из рассказа М. Горького «Красавица». « Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали её улыбки и момента, когда она заговорит… И она, ……потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгорячённое лицо, заговорила: - Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит … Люди , восхищённые и одухотворённые красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам».

Слайд 3

С формулируйте проблему: Проблема: Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.

Слайд 4

В дополнение этой мысли зачитывала слова известных людей: «Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе …» Д . С. Лихачёв

Слайд 5

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. …звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке Константин Георгиевич Паустовский .

Слайд 6

Сформулируем тему нашего урока: «Выразительно- изобразительные средства языка ». И тогда цель нашего занятия? Цель : изучение выразительно - изобразительных средств языка, умение употреблять их в речи

Слайд 7

Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ и ЕГЭ ? Актуальность темы Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли.

Слайд 8

Теоретическая часть. Метафора – от греч. Metaphora – перенос; следовательно, это перенос значения, скрытое сравнение. Эпитет – от греч. Epitheon – приложение, однокоренное слова прилагательное, красочное прилагательное. Олицетворение – состоит из двух частей: лицо (живое)= творение (неживое), перенос признака или действия с живого предмета на неживой. Сравнение – сравнить, т.е. сопоставить два понятия. Фразеологизм – фраза = логос (слово) – устойчивое выражение, равное по значению слову. Антоним – анти – против, онима (имя) – противопоставление, контраст Синоним – synony – одинаковый, онима (имя) – слова с одинаковым значением.

Слайд 9

Предлагаю вам стать «разведчиками» и попробовать расшифровать данные слова. № п / п Название Ключевые слова ? 1 Метафора 2 Эпитет 3 Олицетворение 4 Сравнение 5 Фразеологизм 6 Антоним 7 Синоним

Слайд 10

№ п / п Название Ключевые слова ? 1 Метафора перенос по ассоциациям 2 Эпитет описание 3 Олицетворение предмет = лицо 4 Сравнение сопоставление 5 Фразеологизм фраза = одному слову 6 Антоним противопоставление 7 Синоним одинаковый смысл

Слайд 11

Роль средств выразительности. (Работа в парах). У вас на столах лежат таблицы, роли средств выразительности в них перепутаны. Восстановите их по ключевым словам.

Слайд 12

№ п / п Название Ключевые слова Роль средств выразительности 1 Метафора перенос по ассоциациям основываясь на ярких ассоциациях , создаёт красочный образ 2 Эпитет описание Придаёт речи яркость, выразительность, основываясь на описании предмета 3 Олицетворение предмет = лицо Изображает неживые существа в роли живых , приближает природу к чувствам людей, показывает их единство 4 Сравнение сопоставление создание ярких выразительных образов и выделение, сопоставление каких-либо существенных признаков изображаемых явлений или предметов, а также выражение авторских оценок и эмоций 5 Фразеологизм фраза = одному слову афористично, кратко и ёмко выражают мысль 6 Антоним противопоставление средство создания контраста, резкого противопоставления 7 Синоним одинаковый смысл уточняют мысль, придают различные смысловые оттенки

Слайд 13

Практическая работа. Скажите , пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами ? (В произведениях художественной литературы) В данных стихотворениях попробуйте найти изобразительно-выразительные средства, которые мы изучали . ( Ребята работают с текстом, выполняют задания, готовят выразительное чтение)

Слайд 14

Александр Шибаев В день солнечный июльский, Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой- Деревья до небес! Могуч язык мой русский Как этот русский лес! И в радости и в грусти – Он всякий час со мной. Родной язык мой русский, Как Родина родной!

Слайд 15

Нина Пикулева Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки. Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!

Слайд 16

Вадим Шефнер Много слов на земле. Есть дневные слова — В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова — словно раны, слова — словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава , Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит — я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту — Береги изначальную их чистоту. Когда радость — как буря, иль горе — как ночь, Только эти слова тебе могут помочь!

Слайд 17

Рефлексия. Подведем итоги, поиграем в игру: « Правильное - неправильное утверждение». Если утверждение правильное – хлопаем в ладоши, если неправильное – молчим.

Слайд 18

Метафора – перенос значения по ассоциациям. Эпитет – устойчивое выражение слов. Фразеологизм – краткое и ёмкое выражение. Антоним – близкое по значению слово. Синоним – противоположное слово. Сравнение – сопоставление предметов. Олицетворение – красочное прилагательное.

Слайд 19

Возвращаемся к нашей цели Цель : изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи. - Скажите, коллеги, какие технологии были использованы на нашем занятии? Технология проблемно-диалогического обучения Технология критического мышления Игровая технология Технология работы с текстом

Слайд 20

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развитие познавательной активности учащихся. На своих уроках я применяю различные технологии, использую разные приёмы и методы. На мой взгляд, универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, является системно - деятельностный подход:

Слайд 21

каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса; ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков; использование этого метода даёт возможность развития творческих способностей ребёнка; главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Переутомление, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Слайд 22

И хочу пожелать, чтобы в вашей жизни и работе всегда светило солнышко и радуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"

В данной работе ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка и литературы в условиях реализации Ф...

Из опыта работы "Эффективные педагогические технологии в изучении русского языка и литературы"

Данный материал помогает в изучении выразительно-изобразительных средств русского языка...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...

Эффективные педагогические технологии в обучении иностранному языку

В течение своей педагогической деятельности я ищу пути решения одной из наиболее важной проблемы обучения иностранным языкам – это низкого уровня развития коммуникативной компетенции учащихся на...

Статья "Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы."

В данной работе ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка и литературы в условиях реализации ФГ...