Викторина по теме "Глагол" 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Викторина по теме "Глагол" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Викторина по теме "Глагол" 6 класс55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Глагол.

Цели: Расширять знания детей в области русского языка, повышать уровень языкового развития детей; приобщать детей к умению работать с большими толковыми словарями; развивать творческую инициативу каждого участника игры, совершенствовать коллективный навык работы; развивать интерес к русскому языку, как предмету.

Оборудование: Плакаты с изображением лиц мальчика и девочки; плакаты с изображением Инфинитива; таблички со словами; листы бумаги, ручки.

Ход игры.

Учитель: Ребята, освоить знания о глаголе -  трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы проведем с вами конкурс знатоков русского языка , который поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом «глагол». (Ребят разделить на две команды, выбрать капитанов, жюри- учащихся отличников)

ВИКТОРИНА

1 этап «Ум, хорошо, а два лучше».

Игроки каждой команды  по цепочке передаёт друг другу листок бумаги, на котором записаны глаголы, и  образовывают от данных глаголов 2-е лицо и неопределенную форму. Например: стираю-стираешь-стирать.  Кому попадает выделенное слово, должен с ним составить предложение.

1 команда: Жгу, пеку, охочусь, подойду, выращиваю, ухаживаю, оберегаю, привлеку, благодарю, забочусь. 

2 команда: Кладу, принесу, надеваю, приеду, припасу, смеюсь, одеваю, отвлеку, переплету, сею.

2 этап «Поиграем в обгонялки».

Игроки по очереди выходят к доске, записывают слово, делают его разбор по составу и образуют от них 3-е лицо единственного числа и  неопределенную форму. Поставить   ударения.

1 команда: Кружишься, держишься, стараешься, надеешься, сомневаешься.

2 команда: Борешься, занимаешься, отправляешься, заботишься, наслаждаешься.

3 этап - конкурс капитанов «Спрятанное слово».

Впишите по горизонтали глаголы в неопределенной форме согласно кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Обнести оградой; защитить от чего-либо. 2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. 3. Антоним слова расплести. 4. Синоним слова попотчевать. 5. Убрать сор веником. 6. Синоним слов сверкать, светиться.

1  

о

Г

р

а

д

и

т

ь

2  

п

Л

е

с

н

у

т

ь

3  

з

А

п

л

е

с

т

и

4 

у

Г

о

с

т

и

т

ь

5  

п

О

д

м

е

с

т

и

6

б

Л

е

с

т

е

т

ь

Учитель:  А пока наши капитаны трудятся , мы с вами посмотрим сказку об Инфинитиве.

Инсценировка:

АВТОР: В некотором царстве, языковом государстве жил был Инфинитив. Лежал он веками на полатях в своем тереме, время шло, а он о нем и понятия не имел, о лицах - тоже. Никто к нему на огонек не заглядывал, ни с кем он дружбу не водил. Были когда-то, правда, у него друзья – Имя существительное и местоимение, с которыми он даже в родстве состоял. Но потом отдалился от них, перестал общаться, а сейчас и вовсе не признает их родственниками. Не с кем Инфинитиву и словом перемолвиться. Была когда-то в тереме Печь, да и та однажды сбежала, не вынесла скуки».

ПЕЧЬ: Я  жить хочу! Хочу пироги печь, гостей принимать, своим пеплом людей согревать, а не влачить жалкое существование! Люди надо мною  смеяться начали, потому как я невольно на тебя, лежебоку - Инфинитива, похожа стала! Вот, извольте, я уже могу выражаться только в вашей неопределенной форме, совсем разучились разговаривать».

АВТОР: И с этими словами ушла Печь, куда глаза глядят.

Много ли,  мало ли времени прошло, но стал Инфинитив тосковать да на судьбу свою сетовать:

           ИНФИНИТИВ: Есть у меня и совершенный вид, и несовершенный, да что толку? Совершать-то нечего, да и не с кем!. Я и переходным быть могу, и непереходным, а какой в том прок? Переходить-то не на что! Разве что от скуки возвратным сделаться могу.

        АВТОР:  И так Инфинитиву стало жалко самого себя, что от жалости этой он горько заплакать…то бишь, заплакал.

И вот в одно прекрасное утро слышит Инфинитив за окном стук да гром великий.

           ИНФИНИТИВ: Кто стучать? Что греметь?

           ПЕЧЬ: Здравствуй, лежебока! Узнаешь меня? Говорить то совсем  уж разучился?  Лопочешь, ровно иноземец. Да выходи на двор, не бойся! Гляди, хорошо-то, как: солнышко светит, трава растет, цветы цветут…

          ИНФИНИТИВ: Как это- растут… цветут… Расти, цвести – ты хотеть говорить, сказать?

ПЕЧЬ (Грустно) : Ну вот, и  наклонения  свои забыл уже начисто. Да ведь цветы действительно растут, и цветут сейчас,  и всегда расти, и цвести будут. Да ты наклонись, понюхай - как они прекрасно пахнут!

ИНФИНИТИВ: Как это – наклонись? Я не понимаю!

ПЕЧЬ: Вот задача! Ну, как тебе объяснить повелительное наклонение? Я велю тебе: наклонись, а ты не наклоняешься. Тогда я прошу тебя: наклонись, пожалуйста! И ты, если не забыл вежливые формы обращения, теперь уж должен наклониться. Наклониться и понюхать цветы.

ИНФИНИТИВ: (Смущённо). Я бы наклонился,  да… отвык уже.

ПЕЧЬ: Отвык! Еще бы не отвык! Ты посмотри на себя! На кого похож?! Толстый. Неповоротливый стал от лени. Какая-то неопределенная форма! Будут теперь тебя звать Инфинитив - Неопределенная форма!

ИНФИНИТИВ: Да я бы… я бы… с удовольствием наклонился…

ПЕЧЬ: Ну вот! Ты уже сослагательное наклонение вспомнил, молодец! Знаешь что: бросай ты свой старый терем, поедем по белу свету! Емеля на царевне женился, у меня теперь свободное место. Но учти: рассиживаться на себе долго я не дам. Поездишь, бел свет повидаешь, с другими частями речи познакомишься – за работу. Идет?

ИНФИНИТИВ: Кто идет? Куда идет?

ПЕЧЬ: Поглупел ты, однако, в одиночестве да в  безделии.  «Идет»- это значит «согласен». Ясно?

ИНФИНИТИВ: Ясно! Согласен! Пора мне, действительно, определяться да за дело приниматься. Поехали!

АВТОР: И поехал Инфинитив в люди. Давно уже его перестали лежебокой считать. Таким работягой стал, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Учитель: Вот и мы с вами сейчас будем работать! Итак, начнем!

 

4 этап «По щучьему велению, по моему хотению…»

Игроки по очереди тянут карточки со словами и у доски выполняют задание:

« Превратите с помощью приставок непереходные глаголы в переходные и подберите к ним подходящие по смыслу существительные в винительном падеже без предлога. Например: работать - обработать деталь»

Плыть, ехать, спать, бежать, лететь, лежать.

5 этап «Будьте внимательны!!!»

Команды получают листочки с заданием и в течение 1 минуты выполняют.

« Исправьте ошибки глагольного управления в словосочетаниях и с исправленными составьте краткие предложения»

Настоять на пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться  его авторитету.

                                                 6 этап «Кто больше?»

За 1 минуту команды должнв подобрать и записать как можно больше возвратных глаголов по каждой из смысловых групп.

 1 КОМАНДА:

  1. Действие совершает над собой само лицо.
  2. Взаимность действия.
  3. Свойства живых существ  и  растений.

2 КОМАНДА:

1)Различные чувства, переживания

2)Процессы  и свойства предметов

3) Различные состояния человека

                                   7 этап «Сказано – сделано»

Какая команда запишите  больше глагольных пар, вид которых различается:

1 команда:

1) - ва-;               (Например:  наливать- налить)

2) - ыва- (-ива-) -  -и-    (Например: отвинчивать- отвинтить);

2 команда:

1) - а-   ( Например: спать- спасти);

2) - ыва-(-ива-)- -а- ( Например: рассказывать- рассказать)

8 этап «Кто грамоте горазд, тому не пропасть!»

Задание капитанам.

Раскройте скобки, вставьте пропущенную букву.

Если наука (н..) приносит пользы, она похожа на лекарство, которое (н..) излечивает.

Худо тому, кто ( н..) делает добра  (н..) кому.

Преподаватель географии (н..) мог (н..) поделиться в классе впечатлениями о своей поездке.

(Н..) льзя было (н..) признать в нем хорошо воспитанного человека.

Слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

Глагол – очень важная часть речи. Она стоит на 3 месте после существительных и прилагательных по частоте употребления. Без глаголов наша речь будет неполной и бедной. Я думаю наш сегодняшний конкурс  закрепил ваши знания. Умения и навки по теме «Глагол».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина 9-10 классы

Занимательные вопросы по  истории математики для недели математики....

Презентация "Математическая викторина"; 6-8 класс

Данная викторина может использоваться для учащихся 6 – 8 классов  Предполагается наличие жюри, которое можно составить из одноклассников или учащихся старших классов.  По усмотрению учител...

Биологическая викторина для 6 класса

Викторина по растениям для учащихся 6-ых классов. Конкурсы включают как учебный материал, так и вопросы, находящиеся за рамками учебной программы, расчитанные не только на знание биологии, но и на лог...

Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие".

Урок обобщения  в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие" в игровой форме....

Математическая викторина в 5 классе

Разработка содержит материалы для проведения математической викторины в 5 классе...

Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...