Внеурочное занятие «Международные словообразовательные элементы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

М.Гульнара Ш.

Внеурочное занятие "Международные словообразовательные элементы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Международные словообразовательные элементы»

Цели: дать понятие о международных словообразовательных элементах, как об одном из главных средств пополнения лексики современного русского языка, учить разграничивать латинские, греческие и другие иноязычные заимствования;

 развивать словарный запас и лингвистический кругозор учащихся;

 воспитывать глубокое уважение к иностранным языкам, любовь к родному языку и гордость за его богатые языковые возможности.

Оборудование: записи на доске, кроссворд, учебники Грекова, карточки-информаторы, словари иностранных слов

Ход урока: 

Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-политической жизни (например, университет, термометр, демократия и др.).

Итак, мы сегодня будем говорить об иноязычной лексике, а точнее о международных словообразовательных элементах. Записали тему урока.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  1. Орфографическая работа

В данных словах вставьте пропущенные гласные. Распределите слова - термины на две группы: а) лингвистические, б) литературоведческие; каждую из групп продолжите своими примерами. Правильно их произнесите и поставьте ударения. Подготовьтесь по словарю к толкованию терминов, вошедших в обе группы.

Антон…м, орф…эпия, б…лада, г…пербола, м…н…лог, графика, д…ктиль, ди…лог, комп…зиция, лекс…ка, лир…ка, м…тафора, морф…логия, не…логизм, перс…наж.

  1. Работа по карточкам

Карточка-информатор №1

      3.  Закрепление изученного.

1)Пользуясь знанием международных словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что обозначает каждое из слов и что общего в следующих словах в каждом ряду? Можете пользоваться «Словарем иностранных слов».

 1 ряд - а) видеотека, фонотека, библиотека, пинакотека, фильмотека.

 2 ряд - б) аэронавт, космонавт, аргонавт, акванавт, астронавт.

 3 ряд - в) монарх, монография, монолит, монолог, монополия, монотонный.

4. Индивидуальная работа

 Корень -фил- входит в состав сложных слов со значением «любящий что-то, расположенный к чему-то, друг чего-либо». Что обозначают следующие слова?

Библиофил, англофил, филармония, филателия, филология, славянофил, филантропия, философия.

5 Выпишите из «Словаря иностранных слов» по три-четыре термина с международными словообразовательными элементами:

1 ряд - авиа, аква, анти, аэро, баро, био

2 ряд - гео, гипер, дром, интер, кардио, макро

3 ряд - поли, сейсмо, скоп( ия ), супер, ультра,  экстра.

Придумайте по 1 сложносочиненному предложению с двумя любыми из выписанных слов.

6. Итак, что нового мы узнали с вами на уроке.

О чем свидетельствует наличие международных словообразовательных элементов в языке?

Самооценка

7. Задание на дом

на оценку «5»

Напишите небольшие сочинения на данные темы. Приведите примеры из жизни или художественных произведений.

1. Пессимисты и оптимисты. 2. Альтруисты и эгоисты. 3. Революция или эволюция?

На «4» -  выписать из словаря толкование данных ниже слов:

Байкер, хит, бейдж ик, блокбастер, папарацци, памперс, офшорный, оригами, ноу-хау, кастинг, ноутбук, номинант, нон-стоп, ноосфера, мюсли, мониторинг, монетаризм, минимизация, миллениум, пиар, маргинал, рокер, спичрайтер, прайм-тайм.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иноязычные словообразовательные элементы

Слайд 2

Международные словообразовательные элементы Авиа (птица)—авиация авт(о) (греч.— сам)—автограф, автомат агр(о) (греч.—поле)- -агроном, агротехника акв (лат.— вод)— аквариум анти (греч. — против)— антивоенный архе(о) (греч.—древний)—археологии архи (греч. начало, главенство; сверх) — архиреакционный ауди (лат.— слушать)— аудитория, аудиенция аэр(о) (греч.—воздух)—аэроплан, аэростат баро (греч.— тяжесть)— барометр библио (греч.— книга)— библиотека био (греч.— жизнь)— биография, биология

Слайд 3

Международные словообразовательные элементы ге(о) (греч.—земля)—география грамма (греч.— запись, буква) <— грамматика граф (греч.— пишу) — биограф гуман (лат.— человечный) — гуманист дем (греч.— народ) — демократия дром (греч.— бег, путь)— аэродром крат (греч-— власть)—демократия косм (греч.— вселенная)— космический, космонавт лабор (лат.— труд)— лаборатория, лаборант лог (греч. — слово, понятие, учение)— геология метр (греч.— мера)— метр микро (греч.— малый)— микрометр, микрофон моно (греч.— один)— монолог, монография

Слайд 4

тека (греч.— вместилище, ящик)— картотека теле (греч.— далеко)— телевидение, телеграф терм (греч.— теплота)— термометр тип (греч.— отпечаток, образ)— типический, типизация фил (греч— друг, любящий)—библиофил, филология фон (греч.— звук)— фонетика, телефон фот (греч.,— свет)— фотография хрон (греч.— время)— хронометр циркул (лат.— круг) — циркулировать эп(о) (греч. —слово, рассказ)—эпопея

Слайд 5

Международные словообразовательные элементы навт (греч.— мореплаватель) —аэронавт оним (греч.— имя)— антоним пери (греч.— около, вокруг)— периферия поли (греч.—много)—поликлиника пре (лат. перед)— президиум, прелюдия. - прото (греч. — первый)— прототип псевдо (греч.— ложь)— псевдонаучный, псевдоним сан (лат.— лечить, исцелять)- санаторий скоп (греч.— смотрю)— микроскоп

Слайд 6

Пишутся слитно: Слова с иноязычными словообразовательными элементами авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, квази-, кино-, макро-, метео-, микро-, мото-, нео-, пан-, псевдо-, радио-, стерео-, фото-, электро- авиашоу автогонка биомир макроэкономика кинофильм

Слайд 7

Пишутся через дефис Слова с иноязычными словообразовательными элементами вице-, камер-, лейб-, обер-, статс-, унтер-, штаб-, штабс-, экс- вице-адмирал унтер-офицер экс-чемпион

Слайд 8

Пишутся через дефис Иноязычные имена собственные, образованные с помощью Ла-, Ле-, Лос-, Сан-, Санкт-, Сент-, -бей, -заде, Ибн-, -паша, -сина Ла-Скала Санкт-Петербург Мирза-заде Осман-паша

Слайд 9

Соотнесите части, заимствованные из латинского и греческого языков, с их значениями: 1. Анти. А. Все. 2. Псевдо Б. Около. 3. Пан. В. Сверх 4. Архи. Г. Против 5. Крат. Д. Ложь 6. Пери. Е. Власть 7. Баро Ж. Тяжесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие"Международный день детской книги"

Международный день детской книги...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Международный день грамотности"

В России праздник еще не получил широкого распространения, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях.Приуроченные к этому дню школьные викторины и олимпиады по русскому языку...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Внеурочная деятельность «Красочное путешествие. Элементы дизайна» В 6-7 классах

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбо...