Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"
статья по русскому языку

Шестопалова Нина Петровна

Выступление на МО "Развитие творческих способностей учащихся: из опыта работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей учащихся (из опыта работы).

Развитие творческих способностей - важнейшая задача современного  образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей практике я  использую всевозможные формы и методы работы, направленные на  выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Безусловно, все дети разные, с разными интересами и потребностями. Поэтому кроме развития  творческих способностей в области филологии (конкурсы сочинений и стихов, фестивали риторики, кружок «Юный журналист» и пр.),  я стараюсь на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной работе  использовать весь потенциал  природных задатков у детей. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Проектная технология – один из таких методов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками материала в процессе выполнения проектов.

Работа над проектами в творческом коллективе даёт возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе подготовки проекта. Всё это способствует   проявлению интеллектуальных способностей,  самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им осознанно подойти к выбору будущей профессии и т.д.

Начинала заниматься проектной деятельностью с учащимися 5 класса. Это был  коллективный монопроект «Лингвистическая игротека», совместно с ребятами мы разрабатывали разнообразные лингвистические игры по типу популярных телевизионных: «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено». Ребята не только подбирали материал  к той или иной игре, используя при этом знания по орфографии, морфологии, этимологии, лексике и пр., оформляли соответствующим образом , но и должны были защитить свою игру: доказать, что она носит развивающий характер, рассказать  на каких этапах урока или во внеурочной работе можно применять этот материал. Защита проходила в актовом зале  в присутствии  одноклассников, учителей и родителей. Таким образом, ребята попробовали себя в роли сценаристов и режиссёров, учителей и ведущих, художников  оформителей, а главное – они учились мыслить, творить, отстаивать свою точку  зрения, защищать «плоды» своей деятельности.

Проект «Мы сохраним тебя, русская речь» вызвал большой интерес у учащихся, и в его реализацию включилось полшколы. Создание проекта преследовало цель: «Повышение культурного уровня  жителей с. Смаглеевка  
путём пропаганды культуры речи».

Исследовали проблему и  её актуальность (изучали материалы СМИ, Интернет-ресурсы, проводили соцопросы и конкурсы сочинений).

В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

1. Выступления агитбригад  в общественных местах, перед молодёжью села и работниками различных организаций.

2. Изготовление и размещение в общественных местах (магазины, ДК, почта и пр.) табличек, призывающих соблюдать культуру речи.

3. Создание слайд фильма о необходимости соблюдать культуру речи  и размещение его на сайте школы.

4. Родительские собрания и классные часы соответствующей тематики.

Проект имел большой резонанс не только среди учащихся школы, но и среди общественности села. Все респонденты подтвердили его актуальность и изъявили готовность к изменению своего отношения к языку.

Несомненно, этот проект дал многое и самим его участникам. Из коллективного проекта  вылилось 2 самостоятельных работы: индивидуальное  научное исследование и групповой проект.

Научное исследование ученицы 8 класса Трембачёвой Юлии «Изучение особенностей речи жителей села Смаглеевка» было направлено на выявление и анализ фонетических, лексических , морфологических, стилистических и пр. особенностей речи ( южнорусский говор)  жителей нашей местности для последующей коррекции речи  её носителей.

Групповой проект учащихся 9 класса был направлен на создание устного журнала «Учимся говорить по-русски», цель которого:      формирование,  развитие и совершенствование                             необходимых современному человеку коммуникативных качеств речи: правильности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности, богатства. Кроме того с помощью этого учебного пособия можно корректировать имеющиеся в речи учащихся отклонения   от нормы, сформировавшиеся в связи с особенностями южнорусского говора.

Оба проекта носят практическое назначение и  являются большим подспорьем учителю на уроках русского языка и культуры речи, так как  направлены на исправление речи, с учётом местных особенностей говора.

Сейчас с учащимися 8-9 классов работаем над проектом «За страницами школьного учебника  литературы». Используя дополнительную литературу, интернет ресурсы, учащиеся ищут  интересные факты из жизни писателей  19 века. А затем  в форме презентаций и литературно-музыкальной композиции  защищать свои проекты.

 Данный вид работы  не только расширяет    диапазон знаний учащихся, но и позволяет каждому  проявить свой талант лектора или чтеца, компьютерного дизайнера или  художника, а главное -повышать познавательную активность учащихся и  развивать их творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Развитие творческих способностей учащихся (Из опыта работы)

В данной работе предусмотрены задания, разработанные для организации работы по развитию творческих способностей учащихся 5-8 классов. Они направлены на повышение уровня логического мышления, культуры ...

Развитие творческих способностей обучающихся. Из опыта работы.

Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности шк...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...