Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету
консультация по русскому языку

Капустина Наталия Борисовна

           Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Нижний Одес

Использование потенциала предмета

 

в воспитании у школьников

ценностного отношения к предмету

                                              Подготовила:

Капустина Н.Б.,

                                                  учитель русского языка  и литературы

           Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте результаты освоения основной образовательной программы представлены трехчастной системой:

• личностные;

• метапредметные;

• предметные.        

Эти результаты конкретизируются системой универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий ученика, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня в педагогике выделяются четыре вида универсальных учебных действий:

• личностные;

• регулятивные;

• познавательные;

• коммуникативные.

Поэтому часто задачи современных уроков формулируются через называние конкретных универсальных учебных действий школьников, отрабатываемых на данном уроке.

Главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.

Перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне-развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.

Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету «Русский язык» и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету «Литература» и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:

•        формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

•        постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•        поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•        овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•        овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

•        использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•        формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, мною  используются различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

• поисковые и исследовательские методы формируют у учащегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

• репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;

• творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;

• методы обучения на основе заданий по выбору учащихся позволяют учащемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;

• метод проектов развивает субъективность учащегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;

• методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

• методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формировать умение работать в парах и малых группах;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики смогут

учитывать позицию собеседника (партнера);

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

адекватно передавать информацию;

отображать предметное содержание и условия деятельности.

Приемы по формированию коммуникативных УУД

Обоснование выбора приема

Результативность применения

Дискуссия

Развитие коммуникативных умений,  

Формирование умения высказывать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Умение работать в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний

Мозговой штурм

Стимуляции высказываний детей по теме или вопросу

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у учащихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

Театрализация

Театрализация - средство для социализации и развития детей, обучение способам общения с аудиторией

Способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности.

Работа с текстом (в группе или в парах):

 - Прием составления плана.

 - Прием составления граф-схемы.

 - Прием тезирования.

 - Прием составления сводной таблицы.

 - Прием комментирования

 - Приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера»

Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

 - Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?»

 - Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, в которой учащиеся наглядно отражают связи и отношения между элементами.

 - Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

 - Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

 - Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

 - Приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» направлены на осмысление содержания текста,  на контроль  знаний учащихся текстов  художественной литературы.

Создание проблемных ситуаций

Учащийся получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда

В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Учебно - игровая деятельность

Реализация стремления учащихся к совместному поиску, совместным действиям. Учебно - игровая деятельность активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой учащихся.

Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения: эмпатии, кооперации, разрешения конфликтов путем сотрудничества. Учит человека видеть ситуацию глазами другого.

Применение игровых приемов в обучении позволяет учителю использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

Основная цель обучения школьников заключается в том, чтобы научить ребёнка учиться.  Я стараюсь создать условия для развития личности ребёнка, формирования  у школьников умения самостоятельно выполнять различные виды  учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня

Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению. Полезная информация для родителей и материал для классных руководителей.

Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник.  Со стороны родителей важна помощь в организации учебной ...

Воспитание у школьников сознательного отношения к выполнению домашних заданий

С переходом  ребёнка из класса в класс постепенно меняется характер руководства его домашними занятиями.Конечно, при этом учитывается уровень приобретённых им знаний, его характер, умение самосто...

Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни

В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства чер...

Статья "СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ"

статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьнико...