Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Панова Юлия Олеговна

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщённо-личные предложения" (программа Разумовской М.М.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Обобщённо-личные предложения». 8 класс.

Ход урока.

  1. Вступительное слово. Постановка учебной задачи.

- Запишем число, классная работа.

- Листы самооценки.

На столе у каждого лежит лист самооценки. Подпишите его. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.

Вид работы

«5»

«4»

«3»

«неуд»

                                       1.Цифровой диктант

2. Работа в группах

3. Анализ пословиц

4. Анализ предложений.

5.Тест

  1. Актуализация полученных знаний.

На уроках мы знакомимся с разными типами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?  (односост и двусост)

- Какие предложения называются односост/двусост?

Цифровой диктант.

Читаем внимательно предложения на экране. Если предложение односоставное, ставим цифру 1, если двусоставное – 2.

Я помню чудное мгновенье. (2)

Яд каплет сквозь его кору. (2)

Зима. (1)

И я судьбу благословил. (2)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (1)

Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (1)

Приветствую тебя, пустынный уголок. (1)

Я гимны прежние пою. (2)

Шифр: 22121112

Оцените себя в листе самооценки.

  1. Проблемная ситуация.

Работа в группах: собираем предложения из кусочков текстов. Ответим на вопрос: сможете ли вы объединить эти предложения в одну группу? По какому (-им) критерию (-ям)?

1, 2 группы:

- К вечеру гроза начала стихать.

- Кто-то тихо храпел.

- Почва была совершенно промёрзшей.

(двусоставные предложения)

3, 4 группы:

- На экскурсии видим много интересного.

- Передайте, пожалуйста, билет.

- Желаю всего хорошего!

(односоставные, определённо-личные)

5, 6 группы

- Почту разносят по утрам.

- Вас ждут дома.

- Тебе передали книгу?

(односоставные, неопределённо-личные)

Далее – проверка.

Оцените себя в листе самооценки.

(у каждой группы останется лишнее слово, прикрепляем его на доску)

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

- Давайте из лишних слов соберём предложение.

- Что у нас получилось? (пословица)

- Как вы охарактеризуете это предложение по строению грамматической основы? (односоставное)

- В какой форме стоят глаголы? (любишь – 2л; люби – 2л, возить – инф)

- Значит, эта фраза относится к какому-то конкретному лицу, человеку? (нет, она может относиться к любому человеку, в общем)

- Изучали ли мы такие предложения? (нет)

- Как называются такие односоставные предложения? Какова тема урока? (обобщённо-личные предложения)

- Запишите тему урока.

- Определите цели урока: 1. Вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений; 2. Дать понятие обобщённо-личных предложений; 3. Научиться находить обобщённо-личные предложения.

  1. Лингвофизминутка.

Я читаю предложения. Если односоставное, вы хлопаете в ладоши, если двусоставное – поднимаете обе руки вверх.

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.),  Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).

  1. Анализ предложений.

На экране – обобщённо-личные предложения. Запишите их. Выделите грамматическую основу, определите, в какой форме употреблены здесь глаголы.

- По одёжке встречают – по уму провожают. (3л, мн.ч., наст.вр.)

- Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. (2 л., ед.ч., буд.вр.)

- Тише едешь – дальше будешь. (2л, ед.ч., наст. и буд.вр.)

- Какие предложения мы называем обобщённо-личными? (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно).

- Почему обобщённо-личные предложения – пословицы? (В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека).

- Где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике – стр. 96).

- Какая информация оказалась новой? (В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете – заголовки).

Оцените себя в листе самооценки.

  1. Закрепление знаний.

Из данных на экране предложений выпишите только обобщённо-личные, доказав свою точку зрения.

1) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам. (Определённо-личное.)

2) Встретишь вечерочком милую в садочке - сразу жизнь становится иной (Обобщённо-личное.)

3) Недаром его прозвали Бирюком. (Неопределённо-личное.)

4) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (Определённо-личное.)

5) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) (Обобщённо-личное.)

6) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (Неопределённо-личное)

Оцените себя в листе самооценки.

  1. Выполнение теста.

Учащиеся выполняют тест на оборотной стороне листа самооценки.

  1.  Рефлексия.

На маркерной доске – названия изученных видов односоставных предложений: опр-личн, неопр-личн и обобщ-личн. Рядом – характеристика этих видов. Задача: три человека выходят к доске и сопоставляют характеристики с названиями видов предложений.

Пока идёт работа – игра «Продолжи пословицу» с классом.

Не стыдно не знать, … стыдно не учиться.

Слезами горю … не поможешь.

Волков бояться … — в лес не ходить.

Век живи … — век учись.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело …  — гуляй смело.

Клин клином … вышибают.

Что посеешь, … то и пожнёшь.

Тише едешь … – дальше будешь.

Далее – проверка и обсуждение.

  1. Домашнее задание: §25, конспект; на выбор: упражнение 155 ИЛИ подобрать 10 примеров обобщённо-личных предложений (источник указать).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестое декабря. Классная работа.

Слайд 2

Лист самооценки _________________________класс _______ Вид работы «5» «4» «3» «неуд» 1.Цифровой диктант 2. Работа в группах 3. Анализ пословиц 4. Анализ предложений. 5.Тест

Слайд 3

Цифровой диктант Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок! Я гимны прежние пою. 22121112

Слайд 4

1, 2 группы К вечеру гроза начала стихать. Кто-то тихо храпел. Почва была совершенно промёрзшей. Двусоставные предложения

Слайд 5

3, 4 группы На экскурсии видим много интересного. Передайте, пожалуйста, билет. Желаю всего хорошего! Односоставные предложения, определённо-личные

Слайд 6

5, 6 группы Почту разносят по утрам. Вас ждут дома. Тебе передали книгу? Односоставные предложения, неопределённо-личные

Слайд 7

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Слайд 8

Обобщённо-личные предложения.

Слайд 9

Цели урока: Вспомнить … Дать понятие … Научиться … отличие односоставных и двусоставных предложений обобщённо-личных предложений находить обобщённо-личные предложения

Слайд 10

Анализ пословиц По одёжке встречают – по уму провожают. Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. Тише едешь – дальше будешь.

Слайд 11

Анализ предложений Выпишите только обобщённо-личные предложения 1) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам. 2) Встретишь вечерочком милую в садочке - сразу жизнь становится иной. 3) Недаром его прозвали Бирюком. 4) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. 5) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) 6) Действительно, в наших краях знают толк в пении.

Слайд 12

Выполнение теста.

Слайд 13

Домашнее задание §25, конспект; на выбор: упражнение 155 или подобрать 10 примеров обобщённо-личных предложений (источник указать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....