«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сусенкова Валентина Михайловна

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)

Цели урока:

1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предметы и явления окружающего мира, его грамматические признаки: род, число, склонение;

2) раскрыть роль имен существительных в предложении, в речи, обогатить лексику учащихся;

3) развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление уч-ся;

4)способствовать воспитанию любви к природе, животному и растительному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_suschestvitelnoe_urok_v_8_klasse.docx813.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Имя существительное.

Значение в речи имен существительных»

(Урок – обобщение)

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.

                                                     УЧИТЕЛЬ: Сусенкова В.М.

        

г. Демидов.

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)

Цели урока:

1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предметы и явления окружающего мира, его грамматические признаки: род, число, склонение;

2) раскрыть роль имен существительных в предложении, в речи, обогатить лексику учащихся;

3) развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление уч-ся;

4)способствовать воспитанию любви к природе, животному и растительному миру.

Оборудование: таблица «Имя существительное» (обобщение), рисунок «Волшебная яблонька», «Зима», раздаточный материал по теме «Имя существительное» и «Развитие речи». Игра «Кто я?».

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слово учителя.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

-- Ребята, в королевство той части речи,  о которой пойдет у нас разговор с вами, можно войти по мосту. Мост состоит из слов, в которых пропущена безударная гласная. Вставьте правильно гласные в слова, выделите корень – и вы в королевстве…..

а) Ученик работает у доски.

ст…лбы        л…сток             сн…га                  тр…ва               м…ря                     гр…за        

ч…сы            цв…ты           з…ма        гр…чи            в…лна                д…ревня

--И вот мы попали в королевство «Морфология».

б) Беседа с классом:

- Какое правило вам помогло при выполнении задания?

- Слова какой части речи записаны? Докажите.

-Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- В каком числе употреблены имена существительные? (обращ. К таблице)

в) Вывод:    Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? И что?

Отвечать оно должно.

(уч-ся наизусть читают стихотворение о существительном).

  1. Сегодня мы и будем обобщать и закреплять знания об имени существительном. Может ли существовать текст без имен существительных?

Задание: Слова, которые диктует учитель, распределить по склонениям.

Вода, дверь, день, книга, мышь, земля, печь, шалаш, пальто, стена, дядя, дочь, конь, нож, вещь, ключ, сестра, брошь.

-Проверка. Что нужно помнить о сущ.: нож, ключ, дочь, ночь?

-Работа с рисунком «Волшебная яблонька»

_Почему 2 яблока упали? Что неправильно выполнил мальчик?(грач, мыш)

-Учитель: В им. сущ. м.р. после шипящих не пишется ь.

                   В им. сущ. ж.р после шипящих пишется ь.

  1. Пришло время отдохнуть. Фикультминутка.

Мы пришли в зимний лес

В нем все ели до небес!

Слева – снега, справа – снега.

Разыгралась хозяйка – пурга.

  1. Продолжаем работать по теме «Имя существительное».

–Ребята, как быть, если нужно вставить падежные окончания имен сущ-ных – безударные.

Есть проверочные слова (по таблице)

  1. Работа с учебником стр.64, упр. 86.

а) Прочитать только те предложения, в которых говорится о зиме.

б) Обращение к рисунку «Зима»

в) Выписать словосочетания, дописать безударные окончания.

 По снежной дорожке, ягоды на болоте, спрятанные с осени, беличьей памяти, покрылось на ели.

- Каким правилом вы пользовались (см. таблицу «Падежи»)

г) Грамматический разбор предложения

Белым ковром лежит снег на равнине.

Вопрос к классу: Какими членами предложения являются существительные?

Итак, им. сущ. 1скл.имеют окончания е в Д.п., П.п. Окончание и у сущ. 3-го склон. В Р.п., П.п.

  1. Ребята, вспомните такое сущ-ные, которые не склоняются, т.е. во всех падежах имеют одинаковое окончание. Например: радио, метро, пальто.

При произношении их мы допускаем ошибки:

а) кашне [нэ], пенсне [нэ] (шарф, род очков); какаду – род попугая с хохолком на голове.

б) Чтение уч-ся по очереди стихотворения А.Хайта «Ка нельзя говорить». (Уч-ся называют ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных).

в) А вот в домашнем упражнении вы и напишите правильно несклоняемые существительные в словосочетаниях.

г) Домашнее задание: упр. 103, стр.74, правило стр.72.

д) Ошибки в предложении. Исправление ошибок уч-ся.

Мы весь вечер вспоминали о друзей, которых нет с нами. (о друзьях)

Итак, имена существительные – это главные слова в нашей речи. Они помогают понять, что мы хотели сказать.

  1. А теперь игра «Кто я?»

Соедините стрелками, кто я в любой ситуации.

В школе я                пешеход

В магазине я                                                               ученик

На улице я                кто?        покупатель

В транспорте я        сын, дочь

Дома я        пассажир

- Уч-ся работают самостоятельно, затем один ученик работает у доски.

- Кто вы в данной ситуации?

- Слова какой части речи использовали?

- Одушевленные или неодушевленные существительные?

  1. Итог урока. Комментирование оценок уч-ся.

Чем занимались на уроке?

Что понравилось выполнять?

Может ли наша речь существовать без имен существительных? Почему?

E:\DCIM\100PHOTO\SAM_1469.JPG

G:\Уроки\SL382501.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Части речи. Имя существительное» урок-семинар

Цель:обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном, об орфограммах в этой части речи; расширение знаний о лингвистическом термине «имя существительное, об истории имён существ...

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Множественное число имен существительных урок 5 класс

Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку.Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи....

Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)

Цели урока:Предметные:1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...