Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ерофеева Анастасия Алексеевна

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа №2

по дисциплине «Методика обучения русскому языку»

Конспект урока развития речи

Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»»

студентки факультета филологии НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-16-1

Ерофеевой Анастасии Алексеевны

Класс: 6

Тип урока: урок развития речи

Тема: «Подготовка к подробному обучающему изложению по тексту «Заботливая канарейка»

Цель урока: подготовить к написанию подробного изложения с помощью анализа текста.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формировать умение определять главную мысль текста;
  • формировать умение выделять смысловые части в тексте, составлять план;
  • актуализировать правила, контролирующие условия выбора гласной в чередующихся корнях через индивидуальный опрос  репродуктивную беседу;
  • совершенствовать умение создавать собственное письменное высказывание при помощи плана первоисточника;
  • повторить правила, контролирующие написание безударной гласной в корне слова через орфографический анализ;
  • актуализировать правила постановки запятой в сложном предложении через синтаксичесикй и пунктационный анализ;
  • формировать умение работать со словарями через обращение к ним в случае затруднения написания.

  1. Воспитательные:
  • формировать уважительное отношение к коллективу через слушание устных ответов одноклассников и с помощью педагогических требований;
  • формировать трудолюбие через требование к качественному выполнению заданий;
  • формировать аккуратность через педагогические требования;
  • воспитывать заботливое отношение к животным через текст «Заботливая канарейка»

  1. Развивающие:
  • развивать слуховое внимание через слушание текста;
  • совершенствовать умение давать полный, развернутый ответ по предмету;
  • развивать кратковременную память через написание собственного развернутого письменного высказывания;
  • развивать мышление через решение лингвистических задач;
  • развивать логическое мышление через составление плана текста и заполнение таблицы.

Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер, толковый словарь Ожегова, орфографический словарь Ушакова.

Список литературы:
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М., 1999.-ГСР (С. 457-476 выписки).

Котельникова С. А. Изложение или сочинение? // Русский язык в школе. - 1995,. - № 2. 4. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980.

Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. - М., 1978.

Суворова А.И. Изложение и обучение слушанию // Русский язык в школе. - 2001. - № 6

План и хронометраж первого урока:

Этапы урока:

Методы и приемы:

Хронометраж:

I.Организационный

Метод: слово учителя; Приём: приветственное, вводное, ведущее.

1 - 2 мин

II. Анализ текста-первоисточника.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная,

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее, обобщающее

Метод: таблица; Прием: заполнение таблицы (3 – 5мин)

7 - 10 мин

III. Составление плана

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

Метод: план; Прием: составление краткого плана (2 – 4мин)

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, ведущее

5 мин

IV. Орфографический анализ

Метод: беседа; Прием: проблемная.

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее, похвальное

Метод: анализ; Прием: словарно-орфографический (3 – 5мин)

Метод: опрос; Прием: индивидуальный

7 - 10 мин

V. Синтаксический и пунктуационный анализ

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее, ведущее

Метод: анализ; Прием: синтаксический и пунктуационный, лексический (3 – 5мин)

Метод: схема; Прием: составление схемы (1-3 мин)

Метод: опрос; Прием: индивидуальный (1-3 мин)

5 -7 мин

VI. Создание черновика.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

15 мин

Второй урок:

I. Организационный

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

1 – 2 мин

II. Проверка черновика. Написание чистового варианта изложения

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

43 мин

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I.Организационный

Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы подготовимся к написанию подробного изложения по тексту «Заботливая канарейка».

Запишите дату, вид работы и тему урока.

Образец записи:

Пятнадцатое декабря

Классная работа

Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка»

II. Анализ текста-первоисточника

Метод: беседа; Прием: репродуктивная.

Послушаете этот текст и  подумайте, о чем он и какова его основная мысль? Обратите внимание, от какого лица идет повествование.

Текст находится на скрытом слайде (слайд 2)

Метод: анализ; Прием: содержательный

Итак, вы прослушали текст. Давайте ответим на следующие вопросы. Первый из них вы видите на экране

Образец ответа:

Этот текст о том. Как мальчики нашли птенца, принесли его домой. Он стал жить с канарейкой и щеглом. Щеглу он был безразличен, а канарейка заботилась о нем и даже придумала и осуществила план, благодаря которому щегол стал заботится о щегленке. Повествование идет от первого лица.

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Какого типа речи данный текст? Чтобы понять к какому типу текста мы отнесем этот текст, давайте вспомним, какие типы мы уже знаем,  каковы их особенности.

Образец ответа:

Мы уже изучили три типа текста: повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности), описание (характеризуют статичные картины, передают их детали), рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Хорошо. А какому типу можно отнести прочитанный текст? Аргументируйте. Маша.

Образец ответа:

Данный текст можно отнести к типу повествование, потому что в нем рассказывается история, описываются события.

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Давайте ответим тогда на третий вопрос, снова сначала вспомним теоретические сведения о стилях. 

Образец ответа:

В русском языке существует множество стилей речи. Разговорный (используются в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме; характеризуются наличием предложений, простых по своему составу, и особой разговорной лексикой). Официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой).
Публицистический (используются в средствах массовой информации и их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, характеризуются разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста).
Научные (используются в различных сферах науки, характеризуются достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов).
Художественные (могут совмещать в себе разные виды текстов в зависимости от целей автора).

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Хорошо. А к какому стилю можно отнести наш текст? Аргументируйте. Юра.

Образец ответа:

Я думаю, что этот текст в разговорном стиле, потому что здесь предложения просты, слова понятны.

Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово

Молодец, ты верно определил стиль и аргументировал свой ответ.

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Давайте вспомним, о каких птицах идет речь в тексте.

Образец ответа:

В тексте называются такие птицы как щегол и канарейка.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее

Обратите внимание на слайд, посмотрим, как же выглядят герои текста

Слайд 4

Метод: анализ; Прием: содержательный 

Сейчас мы с вами заполним таблицу. Обратите внимание на слайд. Начертите такую таблицу в тетради, после мы с вами ее заполним. У вас есть 2 минуты.

Слайд 5

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

Чтобы лучше запомнить текст, заполним таблицу. Начнем с первого столбика таблицы. Вспомните, каких героев мы встретили в тексте.

Образец ответа:

В тексте мы знакомимся с мальчиками, которые нашли птенца, с самим щеглёноком, канарейкой и щеголом.

Метод: таблица; Прием: заполнение таблицы

Заполним первый столбик. У вас минута.

Метод: анализ; Прием: лексический 

Подумаем, какими словами и словосочетаниями мы можем заполнить второй столбик. Чтобы написала ты, Ира?

Образец ответа:

Я бы выписала: нашли птенца, принесли домой, канарейка заботилась, щегол был безразличен.

Метод: анализ; Прием: лексический 

Хорошо. Чем можно дополнить?

Образец ответа:

Мне кажется, кроме названых, нужно вписать: нашли в саду, боялся щегла, живо отъелся.

Метод: анализ; Прием: содержательный

Хорошо, обе девочки были правы, посмотрим, что вынесено на слайд.

Заполним второй столбик. Вы можете написать то, что говорили девочки, то, что видите на слайде, можете дополнить своими примерами. На выполнение работы у вас три минуты.

Метод: анализ; Прием: содержательный  Перейдем к составлению плана текста. Перед этим вспомним, что называется планом и как его составлять. Марина.

Образец ответа:

План – это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы его составить, нужно разделить текст на микротемы, выделить основную мысль каждой микротемы и кратко назвать каждую.

Метод: слово учителя; Прием: сообщающее.

Хорошо, сегодня вам предстоит написать подробное изложение этого рассказа.

Подробное изложение текста предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса. Для того, чтобы при пересказе вы ничего не упустили, составим план этого текста, на который вы будете опираться.

Я еще раз прочитаю текст, вы подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст? Как можно озаглавить каждую?

Метод: слово учителя; Прием: ведущее.

Запишем в тетради вид работы - план

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

Вы прослушали текст. На сколько частей можно разделить этот текст?

Образец ответа:

Я думаю, что текст можно разделить на 4 части.

Слайд 7

Метод: беседа; Прием: репродуктивная

Хорошо, как можно озаглавить первую часть? (как назовем вторую часть? Третью? Последнюю?)

Образец плана:

  1. Нашли щеглёнка
  2. Отношение щегла и канарейки
  3. Идея канарейки
  4. План сработал

Слайд 7, открывать последовательно

IV. Орфографический анализ

Метод: беседа; Прием: проблемная.

Чтобы нам удачно справиться с изложением, нужно повторить ряд правил. На слайде появятся слова, ваша задача – определить по какому принципу сгруппированы эти слова.

Образец ответа:

Слова объединены общим правилом. Во всех словах есть орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова».

Слайд 8

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее

Метод: анализ; Прием: словарно-орфографический

Запишем в теради эти слова, вствив гласную, устно подобрав проверочное слово. Все работают в тетради, А у доски будет работать Марков Иван.

Образец ответа:

В первом слове вставляю Е, потому что проверочное слово дерЕвья.

Дальше вставляю И, потому что проверочное слово пИск.

Дальше вставляю О, потому что проверочное слово нОсит.

Дальше вставляю Е, потому что проверочное слово гнЁзда.

Вставляю О, потому что проверочное слово дОм.

Дальше вставляю О, потому что проверочное слово брОсить.

Дальше вставляю О, потому что проверочное слово кОрм.

Дальше вставляю Е, потому что проверочное слово лЕнь.

Образец работы:

ДерЕво

ПИщать

ПринОсила

ГнЕздо

ДОмой

БрОсалась

КОрмушка

ЛЕнивый

Слайд 9

Метод: беседа; Прием: проблемная

Метод: слово учителя; Прием: похвальное

Есть ли ошибки в записи на доске?

Ваня верно вставил все буквы, точно подобрал проверочные слова, громко и правильно прокомментировал запись на доске, он получает 5-ку.

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее

Хорошо, вспомним правило, разъясняющее условия выбора гласной в чередующихся корнях –лаг---лож-. Алена, что ты помнишь об этой орфограмме?

Образец ответа:

В чередующихся корнях –лаг---лож- выбор гласной зависит от наличия суффикса А после корня. Нсли суффикс есть, то пишем А, если нет –О.

Слайд 10

Метод: слово учителя; Прием: похвальное

Метод: опрос; Прием: индивидуальный

Верно, молодец. Ты получаешь 5.Тогда какую гласную мы впишем в слово положил и почему?

Образец ответа:

Мы впишем О, потому что за корнем нет суффикс А.

Метод: опрос; Прием: индивидуальный

Тогда какую гласную мы впишем в слово прилагать и почему?

Образец ответа:

Мы впишем А, потому что за корнем есть суффикс А.

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее

Хорошо, вспомним правило, разъясняющее условия выбора гласной в чередующихся корнях –раст- -ращ- -рос-. Ренат, что ты помнишь об этой орфограмме?

Образец ответа:

Выбор гласной зависит от согласных корня. Если это корень рос, то пишем О, если это раст или ращ, то пишем А.

Слайд 11

Метод: опрос; Прием: индивидуальный 

Тогда какую гласную мы впишем в слово подрос и почему?

Образец ответа:

Мы впишем О, потому что это корень рос, он пишется с О.

Метод: опрос; Прием: индивидуальный 

Тогда какую гласную мы впишем в слово вырасти и почему?

Образец ответа:

Мы впишем А, потому что это корень раст, он пишется с А.

V. Синтаксический и пунктуационный анализ

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее

Метод: анализ; Прием: синтаксический и пунктуационный

Хорошо, орфографические правила мы повторили, перейдем к пунктуации. Обратите внимание на слайд, какие правило регулируют постановку знаков препинания в данном предложении?

Образец ответа:

Первое правило – это постановка точки в конце повествовательного невосклицательного предложения, второе правило – постановка запятой, разделяющей два простых предложения в составе сложного.

Слайд 12

Метод: конструирование; Прием: конструирование схемы

Образец записи:

Словари на партах.

Метод: опрос; Прием: индивидуальный 

Прокомментируй свою схему, Матвей. Все верно, ты получаешь отличную отметку.

Образец ответа:

     Первая грамматическая основа -  малыш начинал пищать, вторая -она бросалась и приносила. Эти основы мы и разделяем. Ставя запятую после слова пищать.

Метод: слово учителя; Прием: инструктирующее

Теперь я еще раз прочту текст. Вы ничего не пишите, только слушаете, стараетесь запомнить как можно лучше, подробнее.

Аудиозапись

IV. Создание черновика.

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово.

Теперь можете приступить к написанию своего пересказа, опираясь на материалы, записанные во время урока.

Чтобы не ошибиться в написании трудных слов, вы можете обращаться к словарям, которые лежат на партах. В них вы можете посмотреть, как пишется то или иное слово.

Помним, что сначала записать текст нужно в черновик, проверить его и только после этого его можно переписать в чистовик. Пишите разборчиво.

Удачной рботы!

(Прил. 1)

Орфографические словари лежат на парте.

Выставить отметки в журнал и в дневники

Второй урок

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктирующее слово
Мы с вами уже провели орфографическую и пунктуационную работу, вы написали изложение в черновик. Сейчас вам нужно проверить его еще раз и можете приступать к работе в чистовиках. Напоминаю, что при затруднении в написании слов, вы можете обратиться к словарям. Пишите разборчиво, помните, что это подробное изложение, а значит, вам необходимо передать не только основную мысль текста, но и описать детали. Будьте внимательны!

Методическое обоснование. Данное подробное обучающее сочинение предлагается написать в 6 классе. К моменту написания ребята уже знают правила, регулирующие написание гласных в чередующихся корнях, что им нужно актуализировать в словарно-орфографической работе, правила постановки разделительной запятой в сложном предложении, эта тема повторяется при подготовке к изложению. Текст изложения выбран несложный по причине того, что предполагается писать его в третьей, сложной для учеников четверти, а также, потому что на простых изложениях, вроде предложенного, можно отточить умение написания изложения.

Пример подробного изложения «Заботливая канарейка» ученика 6 класса

          Однажды мы с братом нашли в саду птенца, который выпал из гнезда.  Мы отнесли домой щеглёнка и положили в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
          Щегол не обратил никакого внимания на малыша. Канарейка же сразу стала о нём заботиться. Чуть только птенец начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила ему еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу от нее.
          Канарейка поняла, что птенец просит помощи от своего, и надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. Для убеждения у неё имелось только одно средство: удары клювом.
         Так она и сделала и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями. (127 слов)

Приложение 1 (образец черновика ученика 6 класса)

          Однажды мы с братом нашли в саду птенца, который выпал из гнезда.  Мы отнесли домой щеглёнка и положили в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
          Щегол не обратил никакого внимания на малыша. Канарейка же сразу стала о нём заботиться. Чуть только птенец начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила ему еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу от нее.
          Канарейка поняла, что птенец просит помощи от своего, и надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. Для убеждения у неё имелось только одно средство: удары клювом.
         Так она и сделала и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...

Конспект урока развития речи в 8 классе «Подробное изложение повествовательного текста»

Цели урока:1. Знакомство учащихся с историей памятника Второй мировой войны.2. Развитие творческих способностей, умения воспринимать и осмысливать текст, организовывать собственные мысли после чтения....

Презентация к уроку. Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка» 6 класс

Презентация содержит в себе все инеобходимые материалы для проведения разработанного урока....

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....