Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы
опыты и эксперименты по русскому языку

Ковалева Светлана Анатольевна

Обобщение педагогического опыта учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Цель моей педагогической деятельности - создать условия для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения русскому языку и литературе средствами различных видов искусства, через сочетание урочной и внеурочной деятельности.

Основной целью обучения русскому языку считаю обеспечение единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление основных его закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Для достижения поставленных целей использую в работе УМК под ред. С. И. Львовой.

Главную цель литературного образования определяю так: становление духовного мира человека. Для реализации данной цели ставлю следующие задачи: изучение литературы как искусства слова и активное включение ученика в творчество с последовательным усилением его самостоятельности. Для их решения использую в работе УМК под ред. Г. С. Меркина

Пути достижения целей - применение современных технологий и методов обучения, проведение уроков и внеклассных мероприятий.

Технологии, используемые в работе: технология проблемного обучения , игровые технологии, информационно – коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации.

Технология проблемного обучения.

  Цель применения – развитие проблемного мышления у учащихся. В результате этого ученик включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса представляет собой систему связанных между собой и постепенно усложняющихся проблемных ситуаций, которые требуют поиска новых знаний и новых способов их получения.

        Осуществляю следующие приемы:

  • проблемное изложение материала;
  • создание учителем проблемных ситуаций и включение учащихся в их решение;
  •  создание учителем проблемной ситуации и разрешение ее в ходе самостоятельной работы учащихся (частично-поисковый метод);
  •  создание учащимися  проблемных ситуаций из предложенного учителем материала и самостоятельное их разрешение (исследовательский метод).

 Школьники учатся мыслить логически, научно, творчески; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Это делает урок более значимым,  соответствующим логике научного познавания, формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки в преодолении познавательных трудностей. На  отдельных этапах урока  создаю проблемные ситуации и предлагаю  самим найти способ её решения, например:

  •   высказываю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •   побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять  факты;
  •   ставить конкретные вопросы на обобщения, рассуждения, обоснование (определяю заранее для урока проблемные теоретические и практические задания);
  •   ставлю проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками (например, при работе с карточками – заданиями).

  Игровые технологии.  Игровые технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, даже в среднем и старшем звене. Игровая деятельность как элемент урока должна быть мотивирована, школьники интеллектуально должны быть готовы к игре. В работе с классным коллективом  формирую такие качествами, которые  способствуют результативности данного вида обучения.

Игровые технологии позволяют развивать у детей самые разнообразные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. В  работе  использую различные игровые формы:

  • игровые тренинги и упражнения;
  • соревнования, конкурсы;
  • игровые ситуации;
  • деловые игры.

Уроки в игровой форме проходят наиболее интересно и продуктивно. Игровые моменты  включаю и в обычные традиционные уроки.  «Игры» со словом: «Составь слово», «Кто больше», «Третье лишнее», «Определи слово», «Орфо-домино», «Орфо-лото» и др.  Такие игры решают следующие   задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление знаний о грамматических категориях. Игры занимают 3-7 минут и могут проводиться в любое время урока.

Игровые технологии  позволяют решать одновременно несколько задач: психологически разгрузить учащихся, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Информационно – коммуникационные технологии

  ИКТ технологии позволяют учителю, реализуя дидактические цели, проектировать такую обучающую среду, в которой развиваются не только учебные, но и исследовательские умения, и навыки обучающихся. Обладая определенной гибкостью, дающей возможность варьировать цели, средства, методы обучения в зависимости от промежуточных результатов учебного процесса, они работают на формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, вооружают обучаемого средствами самостоятельной работы с информацией.

         На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности  максимально используются возможности современных информационных средств. Ученики готовят индивидуальные задания, пользуясь ресурсами Интернета, на уроках в качестве наглядности применяются презентации.  В   качестве контроля знаний применяю тестирование.

Технология развивающего обучения

  Функция данной технологии состоит в том, чтобы организовать, анализировать и поддержать познавательную активность учащихся, обеспечивающую достижение развивающего обучения. Ученику необходимо выделять и фиксировать предложенный ему для усвоения способ действий, понимать его смысл, воспроизводить его при выполнении соответствующих упражнений. Ученик выступает при этом исследователем, способным к рефлексивному рассмотрению оснований собственных действий. Данная технология  применяется при изучении нового материла. Постановка проблемных вопросов перед учениками вызывает определенные творческие усилия, заставляет формулировать собственное мнение, делать выводы, строить гипотезы. Такая деятельность даёт двойной результат: помогает решить учебную задачу и  развивает коммуникативные умения учащихся, увеличивается доля самостоятельной деятельности ребёнка. Это особенно важно при выработке и закреплении практических навыков на уроках биологии.

Технология уровневой дифференциации.

 Уроки  строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В учебной работе использую различные формы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствии с их возможностями, создавать оптимальные условия для обучения, на уроках веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учету знаний учащихся с помощью диагностических карт.

После каждой изученной темы  ученикам предлагаю  разноуровневые карточки для оценки индивидуальных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития и общеучебных умений и навыков. При этом  развитие навыков самостоятельной работы осуществляю на уровне,  характерном для каждого ученика. Свою роль вижу  в  оказании индивидуальной помощи ученикам.        Проектная технология предполагает организацию уроков в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Большое значение проектной деятельности заключается в том, что в процессе работы учащиеся приобретают социальную практику не только в школе, но и за ее пределами, адаптируются к современным условиям жизни. Использование проектных технологий способствует развитию таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, умение работать в коллективе.  Формируется целостное представление о технологии на основе личностного осмысления  процесса. Особое внимание уделяю познавательной активности,  мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Собрана  коллекция  творческих работ самих учащихся.

Учащиеся на уроках учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации,  включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Перед началом изучения новой темы провожу  анкетирование, выявляю потребности, их осмысленность, практическую направленность. При этом особое внимание уделяю работе по осмыслению учащимися самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств и др.), оцениванию ее результатов, определению причины возникших трудностей и пути их устранения, осознанию сферы своих интересов и соотношению их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что мои ученики начинают активно, сознательно включаться в познавательную деятельность на уроке, несут ответственность за ее процесс и результат. На таких учебных занятиях обучающиеся испытывают эмоциональное, интеллектуальное и волевое напряжение. Растет их интерес  к предмету, повышается успеваемость и уровень качества знаний.  Ученики активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах.

     В 2009-2014 учебном году работала над темой самообразования  «Компетентностный подход  в изучении русского языка в 5-7 классах». Выступала на ШМО учителей русского языка и литературы по теме «Анализ художественного текста: новые подходы» в рамках обобщения и распространения собственного педагогического опыта по теме самообразования.

 В настоящее время в связи  с введением ФГОС  возникла необходимость в новой теме самообразования  «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации требований ФГОС».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....

Обобщение мини-опыта учителя русского языка и литературы Ю.В. Краснощековой

Обобщение мини-опыта учителя русского языка и литературы Ю.В. Краснощековой.Вниманию представлена система работы с учащимися 5 класса на уроках развития речи. На таких уроках учащиеся зачастую ра...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Шарамыгиной Елены Олеговны

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №8» г. о. Саранск Федяевой Людмилы Ивановны

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требовани...