Урок русского языка "Глагол как часть речи. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка открытого урока по русскому языку для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Подготовила: Денегина Н.А.

Учитель МБОУ СОШ №17.

Тема урока: «Глагол как часть речи. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом».

Класс: 5

Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;
  • отличать глаголы от слов других частей речи;
  • работать с различными источниками информации;
  • использовать знания о глаголе.
  1. Метапредметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

  • сформулировать цели своей учебной деятельности;
  • планировать и регулировать свои действия;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
  • продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.
  1. Личностный результат:

В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

     

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок  с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?

«начинается»  «С»  «успех!» « удачи»     « малой»

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я  желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

3.Словарная работа

  Найдите в каждой строчке лишнее слово, подчеркните, определите его часть речи и подпишите.

  1. Береза, пчела, легкий, малина.
  2. Зеленая, сочная, зрелая, растет.
  3. Думает, считает, ученик, знает.

  Я вам прочитаю стихотворение, а вы, ребята, определите, о какой части речи идёт  речь.  Это и будет темой нашего урока.

Интересная часть речи

В Русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам… ( Ребята говорят : «Глагол»)

Он лицо имеет, время,

Вид, залог и наклонение.

И не слишком он «высовывается»-

С другими частями речи согласовывается.

Итак, вы правильно определили тему нашего урока.

Записывает в тетрадь тему: «Глагол как часть речи».

Актуализация знаний

Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы?

Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». 

Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

Анализируют свои знания по части речи «Глагол»

Целеполагание

Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

 

Я их определила вот так: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

Нам просто необходим план нашего урока, согласно поставленной цели.

План урока:

1.Собрать информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

Объяснение нового материала

А сейчас ребята, я прочитаю вам стихотворение Ивана Савича Никитина «Утро», над которым мы с вами поработаем.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

  1. Давайте определим тему этого стихотворения ( утро).
  2. Основная мысль.  ( автор нам хочет показать всю красоту природы в раннее время суток. Хочет показать, как природа пробуждается от сна).
  3. Когда происходят действия? (ранним весенним утром).
  4. Почему вы так решили? (Об этом можно судить по состоянию природы).
  5. Тип речи (повествование, описание, рассуждение).
  6. Что именно описывает автор (родную природу и Родину).
  7. Стиль речи (разговорный или книжный)

                    (художественный, научный, официально-деловой, публицистический).

Работа с текстом. 

Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их.

По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)

Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.

(чтение текста учеником)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

 Давайте выпишем глаголы из данного текста и укажем их

 Время, число, лицо, род.  (Работа у доски)

- Что мы сейчас с вами делали?

Находили глаголы в данном тексте. Определяли их время, число, лицо род.

— А теперь давайте  попробуем объединить все сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Обратите внимание на предложение № 3 в данном тексте. Давайте выполним синтаксический разбор.

Белый пар по лугам расстилается.

  • Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  • По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  • По наличию грамматических основ: простое или сложное.

Для простого:

  • Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
  • Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
  • Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
  • Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
  • Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Давайте выполним морфемный разбор данного слова, но запишем его так как оно должно звучать правильно

Скрылись,  

Пронеслись,

Потянул.

Физкультминутка

Игра «Ремонт»:Я читаю список слов. Когда называю глагол, хлопайте в ладоши. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Задание №3

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Задание .

1.Определите тему.

2. Определите основную мысль.

3. В каком предложении она выражена.

4.Выпишите из текста глаголы, которыми автор передает музыку, звуки весны. (1В).

5. Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояние человека. (2В)

6. Определите у данных глаголах время и лицо: Заливается, булькает. Течет, летит)

6. Сформулируйте вывод о роли глагола в речи.

(обозначает действие , движение, динамику предмета, трудовые процессы,может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека).

Итог урока.

Что же мы сегодня делали с вами на уроке?

- Познакомились  с отрывком  из стихотворения Ивана Саввича Никитина.

- произвели анализ текста.

- Находили гл. в тексте.

- давали им характеристику с морфологической точки зрения.

- выполняли синтаксический и морфемный разборы.

Сформулируйте вывод о роли глагола в речи?

Итак, расскажите о глаголе:

  • глагол – это....
  • отвечает.......
  • обозначает....
  • изменяется по........
  • в предложении бывает.....

  • Рефлексия
  • О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
  • Вспомните цели, поставленные в начале урока.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Чему научились?
  • Кто испытал трудности на уроке?
  • С чем они были связаны?
  • Над чем еще нужно поработать?
  • Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените

Выставление оценок.

Домашнее задание._______________________

Спасибо за урок. Всего вам доброго!

Дата_______________________________________________

Ф.И._______________________________________________

Задание №1.

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Утро»

(найти глаголы и указать их время, число, лицо, род)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Задание №2

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Задание .

1.Определите тему.

2. Определите основную мысль.

3. В каком предложении она выражена.

4Выпишите из текста глаголы, которыми автор передает музыку, звуки весны.

5. Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояние человека.

6. Определите у данных глаголах время и лицо: Заливается, булькает, течет, летит.

7. Сформулируйте вывод о роли глагола в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...