Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Тахтаджян Любовь Васильевна

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_klass.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :«Урок критического мышления на уроке русского языка через чтение и письмо. Подготовка к ОГЭ»

Цели урока:

А) образовательная: подготовка к экзамену посредством прорешивания заданий в формате ГИА

Б) развивающая: развитие предметных компетенций учащихся;

В) воспитательная: воспитание любви к родному языку, а также заинтересованности в успешной  сдаче ГИА

Задачи:

1.заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ГИА;

2.формирование ЗУН посредством выполнения упражнений в формате ГИА;

3.формирование навыка написания экзаменационного сочинения.

Тип урока: урок-консультация к ГИА

Форма урока: урок-диалог

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, элементы ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • деление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
  • способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Ход урока

Здравствуйте, Ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. Думаю, он принесет  вам много полезного и познавательного, а главное положительных эмоций.

I.-Посмотрите на экран! (слайд №1).

Прошу в тетради записать 3-4 прилагательных, характеризующие данную картину. Назовите эти прилагательные.

-скажите какое прилагательное характеризует ваше настоящее настроение.

Что необходимо было для того, чтобы перестроить прилагательные на свое настроение.

-Мышление. Критическое мышление.

Итак,тема нашего урока:

А что такое критическое мышление? Дайте определение.

Слайд №2

Критическое мышление-это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации...

-Нужно ли критическое мышление в жизни? А в учебе?

II. обратите внимание на сундук и послушайте притчу. В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

 Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))

Слайд 3. (демонстрация шляп), комментируя цветовую гамму.

Можете примерить.

Слайд №4.

  • Метод ( рассказ об Эдварде де Боно).Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
  • Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.
  •  В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Прослушайте текст В.М. Пескова. «Бескорыстие».

Стиль речи (публиц)

Тип текста- повеств  с эл. рассуждение

Тема текста- бескорыстие. Заглавие совпадает с темой. Пассажиры бескорыстны.

Герой получает 7 книг от пассажиров, не требующих ничего взамен.

III.работа со словарем.

Бескорыстие – это способность личности совершать поступки, приносящие блага (материальные или психологические) другим, без ожидания взаимной... 

 С позиции метода Э. Бано  можем ли мы порассуждать?

1.Братья в белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

Братья в красной шляпе – проанализируют притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи.

Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

-А есть примеры бескорыстия в жизни?

Слайд 7 ОГЭ.

№ Тестовая часть:

1.Какое предложение не соответствует тексту

2. № 3 назовите средство выразительности. В предл.№15-  фразеологизм.

Еще какие средства вы можете привести.

Метонимия- - это перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе смежности, близости, очевидности связи между ними. Примеры: "Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом - люди согреваются.

IV.МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

v. письмо по кругу.

Я считаю, что в современном мире такое слово как бескорыстие является основополагающим…

СЛАЙД 9. РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ О ОГЭ.

Какую шляпу вы  быпредпочли,чтобы примерила…

Слайд 10. Какое это счастье. Чтение по строчке.

VI.Рефлексия.

А гости?

Наш урок подходит к концу. Хочется поздравить с наступающим .. Фото на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремитель...

«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо»

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо/...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...