Подготовка к ВПР по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Юлия Витальевна Нагаева

Подготовка к ВПР по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой представляет из себя модуль, по которому учитель может преподавать новые темы с объяснением материала в формате презентации Power Point. Отдельные орфограммы объясняются с помощью проблемной ситуации, все темы сопровождаются примерами. В данном блоке имеются творческие задания по изучаемым темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.pptx385.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное как часть речи (блок уроков для 6 класса по учебнику Т.А. Ладыженской ) 2019/2020 учебный год Автор : учитель русского языка и литературы Нагаева Юлия Витальевна

Слайд 2

Тема урока Имя существительное как часть речи (§44) I . Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? II . Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду., являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными. Большинство существительных изменяются по числам и падежам. III. В предложении имена существительные бывают подлежащими , дополнениями и обстоятельствами .

Слайд 3

Письменный морфологический разбор имени существительного: На опушке - сущ. I.(На чем?) на опушке Н. ф . - опушка I I .Пост. – нариц ., неодуш ., ж.р ., 1-го скл .; н епост . – пр. п., ед.ч . I II . (на чем?) на опушке - . - . - . - . -

Слайд 4

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные (§45) 10 существительных на – мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь склоняются Р . - и Д. – и по образцу 3 склонения П. – и Т. – ем, - ём по образцу 2 склонения Например : к знамени, в стремени, от имени

Слайд 5

У существительных на – мя в Р., Д., П. падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется суффикс – енн -, - ённ -. Например: в плам ен и, на знам ен и, у плем ён . В словах семя, стремя в Р.п . во множественном числе к корню добавляется суффикс – ян . Например: сем ян .

Слайд 6

Тема урока: Несклоняемые имена существительные (§ 47) Существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным –а : Например: в кино, какао, без кашне, на такси, пенальти, кенгуру, меню, барбекю, 2. Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Например: мадам, миссис, фрейлин.

Слайд 7

3. Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых): Иващенко, Сущенко, Барто , Демиденко, Долгих , Черных , Красных , Седых . 4. Некоторые географические названия, иностранные имена и фамилии с основой на гласный Например: Токио, Борнео, Колорадо, Осло, Баку, Капри, Сочи, Хельсинки, Миссисипи, Миссури; Франсуа, Гюго, Гёте, Золя, Дюма, Бизе, Шоу. 5. Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный: Например: роно , гороно , сельпо; завкафедрой , заваптекой ; ГАИ , ОБСЕ, НАТО, ЮНЕСКО.

Слайд 8

ЗАПОМНИ! Собственные имена существительные — фамилии, заканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола, не склоняются, а мужского рода - склоняются. Сравним : письмо Андрею Дудич у — записка Ольге Дудич ; ответ Николая Марук а — голос Лидии Марук ; дружу с Петром Адамович ем — горжусь Марией Адамович; звонок Альберта Алигер а — интересуюсь стихами Зои Алигер .

Слайд 9

Тема урока: Род несклоняемых имен существительных (§48) Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду . Например: пальто, метро, шоссе . Несклоняемые одушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например: леди, мадам, мисс, фрау, пани.

Слайд 10

К мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных. Например : конферансье, мистер, фламинго , шимпанзе, кенгуру, какаду, пони, эму. Но! У иноязычных слову наименования животных род может изменяться в зависимости от контекста: Шимпанзе играла с детёнышем и кормила его (моя шимпанзе – ж.р .); Самец шимпанзе с интересом изучал посетителей зоопарка (он мой – м. р .).

Слайд 11

Род несклоняемых собственных имен существительных – географических названий – определяется по роду тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены. Например: Гоби – пустыня ( ж. р.), Онтарио – озеро ( ср. р.), Миссисипи – река ( ж. р.), Капри – остров ( м. р .). Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например: РАН – Российская академия наук ( ж.р .) Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков. Например: ВУЗ, ЗАГС ( м.р .)

Слайд 12

ЗАДАНИЕ: Определите слово по его лексическому значению, запишите, укажите род . Здание , предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты. Спортивная игра в мяч на воде . Низкорослая шотландская лошадь. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки . Как называются записанные вами существительные?

Слайд 13

ВОПРОС: Что нужно знать, чтобы определить род несклоняемых существительных? ( Несклоняемые имена существительные неодушевленные относятся к среднему роду, а одушевленные к женскому, если обозначают лиц женского пола, и к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных ) Определи род имен существительных: МГУ, фрау, ГАИ, кофе, какао, шоссе, метро, кольраби, кенгуру, конферансье, авеню, торнадо, леди, мадам, жюри, тире, такси, алиби.

Слайд 14

Тема урока: Имена существительные общего рода §49 Некоторые имена существительные с окончанием –а (-я), называющие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Например: незнайка, неряха , умница, неумейка, подлиза. Скажите , о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа .

Слайд 15

1.подлиза 1.неопрятный , грязный человек 2.обжора 2.горемычный (несчастный) человек 3.плакса 3.непоседливый человек (обычно о ребёнке) 4.грязнуля 4.изнеженный человек 5.хитрюга 5.неловкий человек, делающий всё рассеянно 6.непоседа 6.тот , кто подлизывается к кому-нибудь 7.растяпа 7.тот , кто болтает вздор, пустяки 8.неженка 8.ненасытный , прожорливый человек 9.горемыка 9.очень хитрый человек 10.пустомеля 10.тот , кто много и часто плачет. Найди соответствия:

Слайд 16

Имена существительные общего рода врач, директор, художник, инженер, доктор, профессор, доцент Глагол-сказуемое в прошедшем времени ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине, и в женском роде, если речь идет о женщине. Например: Профессор Иванов принимал экзамен у студентов. Художник Петрова открыла выставку . Определение-прилагательное с существительными общего рода употребляются только в мужском роде. Например: Молодой директор Агафонова рассмотрела заявление.

Слайд 17

Тема урока : НЕ с существительными §51 Пишется слитно: Пишется раздельно: 1.Слово без НЕ не употребляется Неряха , неуч, невежа Если существительное является словом-отрицанием часто с союзом а . Он тебе не приятель, а враг. 2.Если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением Недруг (враг), непогода (ненастье)

Слайд 18

Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных –ЧИК, (-ЩИК) §52. В суффиксе существительных –чик (- щик ) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч . В остальных случаях пишется буква щ . Например: ле т чик , ато м щик , разве д чик , сва р щик , разно с чик , гру з чик .

Слайд 19

Тема урока: Гласные в суффиксах существительных – ек , - ик §53 Если при склонении имен существительных гласный выпадает, нужно писать суффикс -ЕК , если не выпадает – суффикс –ИК. Например: ключ ик , росточ ек , пузыреч ек , кирпич ик .

Слайд 20

Тема урока: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных . После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква О , без ударения – буква Е . Например: овраж е к, собач о нка, девч о нка, руч о нка, руч е нька, реч о нка, реч е нька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для VIIкласса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Ладыженской)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование//...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...