Игра "Счастливый случай"
элективный курс по русскому языку (8 класс)

Беспалова Мария Ивановна

Занятие элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_schastlivyy_sluchay.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(игра)

Цель: проверить в занимательной форме знания по изученной теме.

Ход занятия

Домашнее задание: подготовить сообщения по группам

I.        Организационная работа.

Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов.

II.        Ход игры.

1. Слово капитанам команд.

Составьте связный ответ «Из истории русского алфавита» по плану (он есть у ребят в тетради):

  1. Древнегреческое фонетизированное письмо.
  2. Греческий алфавит византийской эпохи.
  3. Кириллица.
  4. Старославянская азбука.
  5. Петровские реформы русской азбуки.
  6. Академические реформы 1735 г., 1758 г.
  7. Советские реформы 1917 г., 1918 г.
  8. Реформы после 1917 г. (по поводу «ё»). Современный русский алфавит.

2. Гейм «Один за всех, а все за одного».

Учитель называет тему «Устаревшие названия букв, сохранившиеся до настоящего времени». Примерные вопросы командам:

  1. Что такое «ижица», «глаголь», «мыслите». Приведите примеры из художественных произведений или составьте свои предложения, в которых было бы понятно их лексическое значение.
  2. Приведите как можно больше фразеологических оборотов, в которых сохранились названия букв алфавита любого языка.
  3. Во флотской флажной сигнализации использовался желтый флаг. Каково значение этого флага? Назовите как можно больше выражений, раскрывающих значение желтого флага. («Дал добро», «Получил добро», «У меня командирское «добро» в кармане».)
  4. Найдите в этих строчках устаревшую букву. С какой целью А. С. Пушкин использует ее в своем произведении? Если вы помните, назовите произведение.

У стенки фертик молодой Стоит картинкою журнальной...

3. Гейм «Счастливый случай».

Учитель называет тему: «Славянская азбука» и «Современный русский алфавит». Учащиеся по жребию выбирают тему. Если «повезет», то можно заработать вместо одного балла два, так как есть вопросы, ответы на которые совпадают в этих двух темах.

1)        Что означает слово «кириллица»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

            Кириллица, -ы, ж. Одна из старославянских азбук, легшая в основу русского и некоторых других славянских алфавитов. // прил. кирилловский, -ая, -ое. Вам повезло, так как слово «кириллица» есть в теме «Славянская азбука»: оно произошло от имени одного из создателей этой азбуки.

2)        Что означает слово «глаголица»? Составьте словарную
статью для толкования словаря. Глаголица,
-ы, -ж. Древнейшая славянская азбука. // прил. глаголический, -ая, -ое.

4. Гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С. И. Ожегова ответьте на вопросы: «Устав - это синоним слова «полуустав», название свода правил или губы?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении.

5.        Гейм «Темная лошадка».

Раскрывается конверт, в котором находятся задания командам.

  1. Графика как фактор письма (графика устанавливает, какие звуковые значения имеют отдельные буквы).
  2. В чем отражаются алфавитные значения букв? (В названиях.)
  3. С чем связано значение алфавитного названия букв? (С культурой речи.)

4)        Назовите основные типы почерков русского письма и шрифтов в печати. (Устав, полуустав, скоропись, полууставная
печать, гражданская печать.)

5)        Охарактеризуйте данные типы почерка и шрифта русского письма:

Устав (четкое, каллиграфическое начертание букв, буква без наклона, отдельное написание букв).

Полуустав (меньшая строгость начертания букв, наклонное расположение букв).

Скоропись (связанное написание букв, с росчерками, со значительным наклоном, чаще вправо).

Вязь (орнаментное письмо с переплетением букв, вставками одной буквы в другую, применялась вязь в заглавиях.

6)        С какого века сложились существующие теперь в письме и печати начертательные разновидности букв – прописные (большие, заглавные) и строчные (малые)? (XVI в.)

6.        Вопрос для двух команд.

- В конце 40-х гг. XVIII в. В. К. Тредиаковский написал «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой». В нем он предлагает ввести новую букву «г», так как она читалась двояко, как «г» - фрикативная (церковно-книжный) и «г» - взрывная (народно-русский). М. В. Ломоносов неоднократно вступал с ним в спор. Он написал удивительное «ортографическое» произведение из 20 строк.

Как вы думаете, что этим стихотворением хотел сказать М. В. Ломоносов?

- Скольким и каким словам, с позиции Тредиаковского, произноситься как «глаголь» и какому их числу пришлось бы получить произношение «га»?

Бугристы берега, благоприятны влаги,

 О горы с гроздами, где греет юг ягнят,

О грады, где торги, где мозгокружны браги

И деньги, и гостей, и годы их губят!

Драгие ангелы, пригожие богини,

Бегущие всегда от гладкие гордыни,

 Пугливы голуби из мягкого гнезда,

Угодность с негою, огромные чертоги,

Недуги наглые и гнусные остроги,

Богатства, нагота, слуги и господа...

Угрюмы взглядами, игрени, неги, смуглы,

Багровые глаза продолговаты, круглы,

И кто горазд гадать, и лгать да не мигать,

Играть, гулять, рыгать и ногти отгрызать.

Ноган, болгары, гуроны, геты, гунны,

Тугие головы - и йготи чугунны!

Гневливые враги и гладкословный друг,

Толпыги, щеголи, когда вам есть досуг

-От вас совета жду, я вам даю на волю:

Скажите, где быть «га» и где стоять «глаголю»?

7. Гейм «Заморочки из бочки».

  • Чем различаются по своему значению слова «буквалист» и «буквоед». А в чем их сходство?
  • Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью Л. Успенский изменил его первоначальный вид.

Ни на йоту, правды! Я этого не говорил... Неважно, кто сказал «а», тот скажет «бе»...

-        В «Азбуковнике» XVI в. написано «Везде пиши пса покоем, а не псями, кое общение псу со псалмом?» О каких буквах идет речь в этом гневном предостережении?

- Угадайте (или прочитайте) слово вместе с Алешей Пешковым: «Буки-люди-аз-ла; живете иже же; наш - ер...» (Блажен.) А вот уже не из Горького: буки-аз-земля-аз-рцы-ер. (Базар.)

8. Гейм «Гонки за лидером».

1)        За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов начиная с азов: начинать с азов; ни аза не знает, не понимает; от аза до ижицы; стоять фертом;
глядеть, ходить фертом; от альфы до омеги.

2)        О ком идет речь в этом тексте?
Озаглавить текст.

Выписать слова, в которых есть буква «э».

Рассказать об истории возникновения в русском алфавите этой буквы.

Он обожал Э. Эта буква представлялась ему воплощением одновременно и «иностранности», «аристократичности» и «эстетической изысканности» тех слов, в которых она встречалась. Грубо говоря, ему казалось, что если слово «изба» написать «Эзба», то в воображении тотчас возникает не то «шалэ бенрезовое», не то «элегантное ранчо».

Свои «поэзы» он наполнял бесчисленными «э».

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по прибрежному песку...

Я в электрической коляске на электрических рессорах...

У него было стремление те слова, которые и без того были в нашем языке «иммигрантами», еще сильнее обыностран-вать, заменяя в них вульгарные звуки «е» изысканными «э» -сирэнь», «фантазэр» и даже «шофэр».

Ему думалось, что буква «э» появилась у нас недавно.

3)        Из данного текста выпишите чудеса Австралии, располагая их в алфавитном порядке. (Сделать это нужно в течение того
времени, пока будет звучать текст.)

Австралия - уникальный континент. Там растут деревья, которые выше самой высокой колокольни. Там обитают животные, которые носят своих детей в складке кожи на животе -в сумке, а местные жители носят оружие, возвращающееся им в руки после метания. Конечно же, ты знаешь, как называются эти чудеса: эвкалипт, кенгуру, бумеранг. А еще в Австралии есть сумчатые волки и сумчатые медведи, утконосы и коалы, страусы эму и попугаи какаду.

- Если вы хотите, дополните «австралийский» список своими примерами.

Подготовьте книгоиздателям путеводитель по этому необыкновенному континенту. Выполненное задание оформите на листе А4 для одной из страниц будущего устного журнала.

IV. Подведение итогов игры.

Обсуждение игры, награждение победителей. Домашнее   задание:   подготовить сообщения по темам:

I        группа - «Школа и просвещение».

II        группа - «История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый случай"

Эта разработка для итогового повторения пройденного материала в 5 классе. Если заменить вопросы в разминке и гейме "Гонка за лидером", то можно использовать в любое время, например, когда проходит нед...

Сценарий спортивного праздника "Счастливый случай"

Спортивный праздник "Счастливый случай" проводится среди  сборных команд учащихся 1-х, 9-х классов....