Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой. СЛАЙД 1 -Число, классная работа. - Какая орфограмма спрятана в слове «восьмое» (безударная гласная в корне), - Как ее проверить?(Проверочное слово восемь). -Сколько в этом слове букв и звуков? 7 б., 7 зв. Повторение СЛАЙД2. Да-хлопнуть, нет-топнуть | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции. |
|
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры. | - Послушайте стихотворение о том, как одна девочка учила глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учила девочка? СЛАЙД3 (стихотворение « Я учу глаголы») Я пришла из школы, Я учу глаголы. Мне их выучить - пустяк! У меня свой метод! Применяется он так Новый этот метод: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю. «Прыгать» - прыгаю. Я и прыгала! Я и двигала! Я и топала! Я и пела! Пела я, пока в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! Открываю: наш сосед (Он живет под нами). Не причесан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: - Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! -Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришла из школы И учу глаголы… - Какие глаголы учила девочка (кричать, вертеть, двигать, прыгать) СЛАЙД4 - К данным глаголам поставьте вопросы: ( на доске слова)
кричать – что делать? вертеть – что делать? двигать – что делать? прыгать – что делать?
- Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам: испечь – что сделать? исполнить – что сделать? обуть – что сделать? обеднеть – что сделать? - Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? ( различие в вопросах) - давайте попробуем определить, в каком времени лице и числе находятся данные глаголы. - Не можем.
| Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинноследственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения. | - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? Глаголы, у которых нельзя определить лицо, время и число. - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. Назовите тему урока. СЛАЙД5 Формулируем тему урока. «Неопределенная форма глагола»
Чему хотите научиться на уроке? Заполните, пожалуйста, таблицу. В столбике слева поставьте галочку, чему бы вы хотели научиться на уроке, что нового узнать. СЛАЙД6 «Мои планы на урок» заполнение таблицы
| Пополнить знания о глаголе |
|
| Находить глаголы в неопределенной форме в тексте |
|
| Узнать, чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов. |
|
| Узнать что такое инфинитив |
|
| Запомнить, какие окончания имеют глаголы в неопределенной форме |
|
| Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива |
|
| Поработать в группах и помочь ребятам справиться с испытаниями |
|
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий.
| - А где мы можем узнать о новой форме глагола? -В учебнике. Работа с учебником. Стр 103. Чтение теоретического материала. По мере чтения отметьте, пожалуйста, что вы знали до сегодняшнего урока, а что узнали только что? Упр. 621. письменно. Взаимопроверка - Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их. - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? -Имеют окончания: - ти, - ть и оканчиваются на – чь Сформулируйте определение «неопределенная форма глагола-это…» СЛАЙД 7 - Это глаголы отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Это начальная форма глагола: она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Имеют окончания: - ти, - ть и нулевое окончание в глаголах с основой на -чь Работа с орфограммой №22 стр. 104 упр. 622 Слово учителя. СЛАЙД 8 Такие глаголы имеют 3 названия: Начальная форма Неопределённая форма глагола Инфинитив Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой? -Мы не можем определить время, число, лицо и род. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
| Фронтальная
| Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
| Устные ответы
|
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. | СЛАЙД9 Игра «Кто самый внимательный?» На доске слова – среди которых есть разные части речи, выпишите глаголы н.ф Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. Проверка. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре | Индивидуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, , сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
6. | Физкультминутка |
|
|
|
|
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника | Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограмм. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. | 625(самостоятельно.) | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | Письменная работа |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Выборочная проверка работ обучающихся. |
| Фронтальная | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
| Устные ответы |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - В начале урока вы заполнили таблицу «Мои планы на урок», а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? Слайд 11 Оценки за урок!!! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки. | Устные ответы |
10.Домашнее задание |
| 1.Упр. 627 параграф109 2. Творческое задание – придумать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворении и т.п.). СЛАЙД 12. | Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание. |
| Познавательные: Уметь выбирать решение. Личностные: Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
|
|