«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»: ОПЫТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (5 класс)

Гранева Ирина Юрьевна

Уроки русского языка, в силу специфики самого материала,  предоставляют богатые возможности в области всестороннего и гармоничного развития личности учащегося, поэтому при изучении  данного предмета на первый план обоснованно выдвигается личностно-ориентированный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_slovoobrazovaniya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»: ОПЫТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И.Ю. Гранева

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

(Нижний Новгород)

Современное общество нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Уроки русского языка, в силу специфики самого материала,  предоставляют богатые возможности в области всестороннего и гармоничного развития личности учащегося, поэтому при изучении  данного предмета на первый план обоснованно выдвигается личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится «личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [3, с.65].

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.

Цель данного подхода заключается в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. А задача учителя состоит в том, чтобы помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Уроки русского языка должны быть интересными и познавательными, на которые учащиеся ходили бы с удовольствием, без боязни, что не смогут ответить на поставленные вопросы. На уроках словесности дети должны научиться не только грамотно писать, но и выдвигать гипотезы, делать выводы, вести диалог.

Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного процесса, подборку дидактического материала. Это позволит раскрыть субъективный опыт учащихся и поддолкнуть их к поиску путей решения поставленных задач на уроке, создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, вести индивидуальную работу с каждым учеником. Дидактический материал к личностно-ориентированному уроку должен подбираться не только с учетом сложности темы, но с учетом индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Каждому ученику предоставляется возможность проявить свою индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Но для подбора материала и использование его в ходе урока требуют не только научные знания, но еще и прежде всего «знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения» [2, с. 27]. Поэтому технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает и не традиционные формы проведения уроков, такие, например, как  урок- деловая игра; урок-соревнование; урок- театральное представление, урок-путешествие и т.д.

Наиболее эффективной работой в личностно-ориентированном подходе является проектная деятельность, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, именно она  способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Проект очень хорошо помогает в учебном процессе, дополняет и углубляет его содержание,  а главное - раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка.

В качестве подтверждения вышесказанного нами разработана модель  урока, посвященного изучению словообразования в 6 классе с учетом использования личностно-ориентированного подхода.

Урок-обобщение:

«Путешествие по стране «Словообразование».

Цели урока: обобщить знания учащихся об этимологии, морфемике и словообразовании; закрепить навыки правописания корней с чередованием и приставок пре-/при-.

Задачи урока:

1. Познавательные: расширять эрудицию учащихся, учить школьников приемам поиска и отбора заданной информации.

2. Развивающие: прививать навык выступления с небольшим сообщением о русском языке, выступать перед аудиторией,

 3. Практические: способствовать расширению словарного запаса и повышению грамотности речи, развивать речь, учить применять теоретические знания на практике.

4. Воспитательные: пробуждать интерес учащихся к самостоятельному овладению знаниями по русскому языку.

Класс делится на несколько групп (по количеству станций следования поезда «Знайка» от станции «Лексика» к стации «Словообразование»):

1-ая группа. Зачитывает начало текста М.А. Королевой [1, с. 363]: «Что такое радуга? Откуда взялось это слово? Допустим, «дуга» - это понятно. Но «РА» - что это такое?» …  

Задание.

- Кто может объяснить как образовалось слово «радуга»?

- Какая наука изучает происхождение слов?

- Из каких словарей мы узнаем о происхождении слов?

Затем статья зачитывается до конца.

2-ая группа. Собирала материал о своих именах и обобщила его в форму мини-сочинений. Зачитывают отрывки из сочинений.

Учитель зачитывает стихотворение из Интернета.

На урок пришли в наш класс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

Задание. Сочинить четверостишья о  чередованиях: -рос- /-раст-/-ращ-; -лаг-/-лож-; -зар-/-зор-.

         3-ая группа. Подобрать к слову «играть» однокоренные слова, используя приставки: с-, пере-, от-, вы-, под-, раз-, до-.

Задание. Сформулируйте правило и составьте 3 предложения с любыми словами на изученную орфограмму.

4-ая группа. Орфограмма пре-/при-. Группа работает с карточками и выполняет задание по расстановке изученных орфограмм в словах.

5-ая группа. Работает со стихотворением:

Задание. Выпишите сложные слова из шуточного стихотворения Н.П. Кончаловской «Про овощи», найдите слова, от которых они образованы:

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

6-ая группа. Составить 5 ребусов на разные способы образования слов.

7-ая группа. Символами или рисунками изображает 2-3 изученные орфограммы по теме «Морфемика. Словообразование.», не подписывая их.

Ребята из других групп оценивают ответы (версии)  и выявляют победителя

        Учитель выполняет роль ведущего и помогает сделать выводы.

Рефлексия.

- Ошибок на какие правила вы уже не допустите?

- Что на уроке сегодня вам понравилось больше всего?

Домашнее задание: Подумать над проектом «Путешествие по стране «Словообразование»».

Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка способствует развитию эффективности учебного процесса, а нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, способность к самореализации.

Литература

  1. Королева М., Чисто по-русски. — М.: Студия pagedown, 2014. — 512 с.

  2. Якиманская И.С., Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Директор школы. – 2003. – №6. – С.27-36.

  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1998. – С. 65-72. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...