Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Князева Светлана Салаватовна

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цели:формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных, о признаках качественных прилагательных .

Задачи:познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями;продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Планируемые результаты:

1.  Предметные:знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;уметь различать прилагательные  по значению., знать признаки качественных  прилагательных

2. Метапредметные:

Познавательные:воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;извлекать информацию из различных источников;давать определения понятиям;объяснять языковые явления;строить рассуждение;приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности;составлять план действий, работать по плану;прогнозировать, корректировать свою деятельность;выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:уметь сотрудничать в группе;учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;высказывать и отстаивать свою точку зрения;договариваться,задавать вопросы по теме;выступать перед аудиторией.

3. Личностные:выражать положительное, осознанное отношение к учению;оценивать собственную учебную деятельность;применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

1. Мотивационный  этап.

Здравствуйте , меня зовут Светлана Салаватовна. Я – доброжелательная, открытая и любознательная.

 А вы какие? Охарактеризуйте себя одним словом. (умные, интересные, прикольные, замечательные)

2. Этап актуализация знаний.

Ребята, какую часть речи вы использовали , чтобы дать себе определение? (прилагательные)

На какой вопрос отвечают прилагательные?

Какой признак обозначают?

Сегодня 29  января. Классная работа.

А теперь я вас попрошу взглянуть на слайд, на котором даны словосочетания?         Прочитаем их. Выполним орфографическую разминку.

(шар )з...мной

б..резовый (листок)

обыкновенный (листок)

в..ликая (Ро...ия)

з..лена, выс..ка

Не возникли  ли у вас КАКИЕ-НИБУДЬ ассоциации? (ответы обучающихся)

 Верно, ребята . Это знаменитое стихотворение принадлежит  башкирскому писателю и поэту  Мустаю Кариму, который известен не только у нас в Башкирии, но и во всей России, и 100 летие которого праздновала вся республика в 2019 году.

Чтение отрывка стихотворения.

Взгляни на глобус:

Вот он — шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка,

 Береза же — великая Россия —

Так зелена, так высока!

Что можно сказать об отношении автора к родной республике? (Автор любит свою республику..)

Работа в группах.

1 ряд – описание России

2 ряд – описание Башкортостана

3 ряд – описание Кушнаренково

Опишите его при помощи имен прилагательных Сразу же называем по  по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавшИЕ признакИ. (Каждый ученик называет одно прилагательное из записанных в тетради.)

А теперь составим предложения с этими прилагательными!! (одно предложение записываем на доске делаем его синтаксический разбор.

Вот и вы показали любовь к своему родному селу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит, должен все силы направить , чтобы сделать село лучше.А для этого  необходимы знания . Проверим ваши знания об имени прилагательном.

Игра   Верные неверные утверждения  . Ваша задача отвечать верно-неверно.

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы  какой? чей?каков? +
  2. Имена прилагательные обозначают  действие предмета -
  3. Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.+
  4. Краткие имена прилагательные изменяются по числам +
  5. Прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную

Замечательно. А теперь ПОСТАРАЕМСЯ ОБРАЗОВАТЬ     (проверим насколько хорошо вы усвоили тему)                   степени сравнения.

Как образуются степни сравнения  у прилагательных?

На ваших маршрутных листах  даны прилагательные, от которых нужно образовать  простую форму сравнительной степени. Работаем в парах.

Св..тлый

Яркий

Деревя(н)(нн)ый

Д...брый

Красный

-Слушаем ответы обучающихся.

Кого обычно называют  добрым и красным в произведениях устного народного творчества?

Добрый молодец, красна девица

Как называются эти прилагательные ( эпитеты)

3. Этап выявление затруднений.

-Вот сколько функции у имени прилагательного. И сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одно новое знание. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. Обратите внимание на слайд, на котором даны  прилагательные, которые распределены по столбикам.

Ученики читают эти прилагательные.

Смелый,                деревянный,                лисий

большой                 зимний                                      мамин,

черный                    лесной                                     медвежий

круглый

- Поработаем вначале со 2 и 3 столбиком.

Какой вопрос мы зададим к прилагательным из второго столбика?

А какой вопрос можно задать к прилагательным из 3 столбика?

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал)

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

- Можем ли мы образовать степени сравнения от них ?

-- Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, форма ,размер, качества человека)

- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

-Все они имеют разные значения.

Хорошо в курсе 6 класса у вас появится новый термин – разряды.

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

 Разряды имен прилагательных  по значению . Качественные прилагательные

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Какие бывают разряды?

Основные признаки разрядов?

4. Разработка плана по выходу из затруднений.

- На сколько групп делятся прилагательные по значению?

- По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.

Подробно мы будем знакомиться с качественными прилагательными.

5. Реализация выбранного плана.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

 НАША ЗАДАЧА-СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР

Ребята давайте составим кластер. На ваших маршрутных листах есть задание.

Составление кластера вместе с учениками

6.Первичное закрепление нового знания

Игра «Найди лишнее». (физкульминутка)

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши,  если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным,  поднять руки , если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий,  осенний, мудрый

Молодцы.  А теперь дружно похлопаем сами себе. Какие вы дружные. Там где есть дружба, всегда есть доброе отношение к друг другу. А теперь отправимся  в гости во второй класс незнакомой нам школы.

7. Самостоятельная работа  и проверка

Работа с текстом (чтение учеником)

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса тихо постучали.

– Открой дверь и посмотри, кто стучит, – сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой – новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку.

Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

– Эту девочку зовут Оля, – сказал директор. – Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая…

Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами, подняли руки и стали просить: я перейду…

Оля села за первую парту.

Класс выдержал испытание.

Прием ромашка Блума.

В каком классе происходили события?

Верно ли то, что  в класс пришла новая девочка? Какая была у нее особенность?

Почему учительница смотрела на детей с мольбой?

Как вы относитесь к поведению мальчиков  и девочек?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Как думаете как сложились отношения  девочки и ее нового класса?

Вопросы:

1)        Докажите , что это текст?

2)        Как можно озаглавить текст? (Испытание, горбатая девочка)

3)        Определим тему текста? Тема – случай в классе, добрые ученики

4)        Какова идея текста? Автор хотел показать нам, как важно быть добрыми.

5)        Как вы понимаете фразу  «Класс выдержал испытание»

Хорошо , молодцы, ребята.  Именно такая реакция  учеников  к новой ученице поможет ей чувствовать  себя равной и ничем не отличающейся. Очень важно относится по-доброму к каждому человеку, независимо от того как он выглядит.

Это, ребята, называется толерантностью – любовь к ближнему.

А есть в нашем обществе  люди с ограниченными  возможностями?

Какими мы должны быть по отношению к ним?

А теперь  попробуем найти в тексте качественные прилагательные и  подчеркните  их?

Докажите, что это  качественные прилагательные?

Подберите синонимы к слову шустрый? (Беспокойный, подвижной, бойкий, юркий, проворный)

Мы очень хорошо с вами поработали над текстом.

Д/з Написать сочинение «Мое доброе дело»

Выставление оценок.

8. Включение  в систему знаний и умений

- - На какие разряды делятся прилагательные?

- Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?

9.Рефлексия.

“Волшебное дерево”

Ребята, сегодня на уроке у нас выросло  волшебное  дерево Но оно пока без плодов. Пришло время  им появится . На столах у вас лежат жетоны  .

Группа с зелеными   жетонами пишет  , что узнали на уроке

Группа с красными жетонами пишет , что было интересно

Группа с желтыми жетонами пишет что было трудно.

(Учащиеся выполняют задание и украшают дерево)

Выставление оценок.

Вот какой волшебное дерево у нас получилось, ребята. Из уроков биологии вы знаете, что от цветения до плодоношения проходит много времени. Так и вы набираете цвет (т.е знания) , которые помогут  войти вам во взрослую жизнь. Помните, только добрые дела  славят человека  и оставляют о нем светлую память. Помните...

2020  год объявлен президентом РФ Владимиром Путиным  годом памяти и славы.  Памяти и славы достоин  Мустай Карим  - гордость не только  републики, но и России, прошедший войну, оставивший  великое наследие .Я призываю вас помнить слова  Мустая Карима :, «Где добро, Там и честь»  и  желаю вам  оставаться чистыми душой  , стараться делать только добрые дела.

Хочется расстаться с вами на доброй ноте. Желаю быть добрыми  и толерантными. А вы что пожелаете друг другу?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

Урок русского языка в 6 классе "Качественные имена прилагательные".

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Качественные имена прилагательные". Данный урок направлен на изучение теоретического материала о качественных именах прилагательных, их опознавательных ...

Конспект урока "Степени сравнения имен прилагательных"

Степени сравнения имен прилагательныхПланируемые результаты:1.     Называет степени сравнения имен прилагательных;2.     Перечисляет основные способы образовани...

Конспект урока «Морфологический разбор имени прилагательного»

Морфологический разбор имени прилагательного...