Рабочая программа по русскому языку 6 класс, автор учебника Т.А.Ладыженская 204 часа
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Гордеева Лидия Федоровна

А рабочей программе дано тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._6_klass._.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоакшинская средняя  общеобразовательная школа»

Старошайговского муниципального района РМ

Рассмотрено и одобрено  

 на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла  

Руководитель МО  

_________/_ Гордеева  Л. Ф. /

Протокол №___ от

____»___________2019 г.

       «Согласовано»

Зам директора по УВР_____

/ Лушкина Е.Р. / «___»_______2019 г         

                 «Утверждено»

 Директор  школы

___________ /Старостина С.В./

«___»______________2019 г.

Рабочая программа

учебного предмета «  Русский язык»

в  6 классе

Составитель:

 Гордеева Лидия Федоровна

учитель  русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2019– 2020 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по   русскому   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   образовании Министерства образования  и науки  Российской Федерации  от 07.06.2005 г. № 03-1263, http:// www. mon.gov.ru/edu - politic/standart.).      

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 – 9 классы Составитель Баранов М.Т. и др.-М.:«Просвещение»,2010.

5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыжен      

ской,  М.Т.Баранова,  Л.А.Тростенцовой и др. 5 – 9классы. М.: «Просвещение»,    

2011.

6. Учебный план МОУ "Новоакшинская средняя  общеобразовательная школа" .

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

 Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014. 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Структура рабочей  программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание курса «Русский язык»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; приложение.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, автор выстраивает обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского  языка в 6 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения: курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане: Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 210 часов в 6 классе.

Учитывая, что учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяющей содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации), то время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных для изучения отдельных предметов обязательной части, так  на русский язык - 1 час в 6 классе.

Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 204 часов в год.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегательные и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, буквенных, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Результаты изучения предмета «Русский  (родной) язык»:

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Способы контроля и оценивания

образовательных достижений учащихся в 6 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).


Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса учащиеся должны  уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

6 КЛАСС

(204         часа )

Язык. Речь. Общение (2ч + 1ч)

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

Основные виды деятельности:

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют компоненты ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (6ч + 2ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.

Основные виды деятельности:

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Активизируют знания в области морфемики, морфологии. Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов.

Текст (3ч +2ч)

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Основные виды деятельности:

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Выделяют ключевые слова в текстах. Выявляют особенности функциональных стилей речи. Узнают особенности официально-делового стиля.

Лексика.  Фразеология. Культура речи (13 ч. + 3ч.)

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».

Основные виды деятельности:

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Различают профессионализмы, диалектизмы, исконно русские и заимствованные слова. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. Анализируют ошибки.

Осознают основные понятия фразеологии, осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Отвечают на тестовые вопросы.

Словообразование. Орфография. Культура речи (30 ч. + 4ч.)

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

 Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Основные виды деятельности:

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки. Характеризуют тексты, содержащие описание помещений. Анализируют слово с точки зрения способа его образования. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Усваивают правило написания букв а-о в корне –кас-  -  -кос-., -гар- - -гор-., -зар- - зор-. Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Усваивают понятие сложносокращенного слова. Выделяют значимые части слова и способы его образования. Пишут диктант, анализируют результаты.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (19 ч. + 3ч.)

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное».

Основные виды деятельности:

Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Выделяют имена собственные в текстах. Распознают разносклоняемые имена существительные. Усваивают правило написания буквы е в суффиксах –ен- существительных на –мя. Распознают несклоняемые имена существительные. Определяют род несклоняемых имен существительных. Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Усваивают правило написания не с существительными. Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик).Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Отвечают на контрольные вопросы Пишут диктант. Анализируют результат.

Имя прилагательное (20 ч. +5ч. )

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных  в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.

Основные виды деятельности:

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных. Распознают относительные, притяжательные имена прилагательные. Усваивают правило написания не с прилагательными. Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имен прилагательных. Усваивают правило написания суффиксов имен прилагательных –к- и –ск-. Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных. повторяют и обобщают знания. Пишут диктант. Анализируют результаты.

Имя числительное (16ч + 2ч)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Основные виды деятельности:

Распознают простые и составные числительные. Определяют разряды количественных числительных. Распознают дробные, собирательные числительные. Отвечают на контрольные вопросы. Анализируют ошибки.

Местоимение (20 ч. + 4ч.)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Основные виды деятельности:

Характеризуют местоимение как часть речи. Распознают возвратное местоимение себя, вопросительные и относительные местоимения. Распознают неопределенные, отрицательные, притяжательные местоимения. Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему. Распознают указательные, определительные местоимения. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. Анализируют результат.

Глагол (28 ч. + 6ч.)

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Основные виды деятельности:

Активизируют знания о глаголе как части речи. Распознают разноспрягаемые глаголы, переходные и непереходные глаголы. Определяют наклонение глаголов. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Распознают глаголы в условном, повелительном наклонении. Распознают безличные глаголы. Анализируют вступление и заключительную часть рассказа. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (11ч. + 2ч.)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).

К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый контрольный диктант.

Основные виды деятельности:

Систематизируют знания о разделах науки о языке. Повторяют содержание изученных орфографических и пунктуационных правил. Систематизируют знания о словообразовании, морфологии, о синтаксисе.

Календарно - тематическое планирование.

Русский язык. 6 класс. 2019 – 2020 уч. год.

№п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол – во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык. Речь. Общение. (2ч. + 1ч.)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

2

 Язык, речь, общение.

1

3

 Р.р.(1). Ситуация общения.

1

Повторение изученного в начальных классах (6ч. +2 ч.)

4

Фонетика.Орфоэпия.

1

5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в   корнях слов.

1

6

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

2

7

Р.р. (2) Сочинение на тему «Интересная встреча».

1

8

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.

1

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1

10

Прямая речь, диалог.

1

11

Р.р. (3). Составление диалога на тему по выбору.

1

12

Вводный контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

2

Текст (3 ч.+2 ч.)

13

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

14

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1

15

Р.р. (4). Составление продолжения по данному началу.

1

16

 Р.р. (5). Сочинение – рассказ.

1

17

 Текст и стили речи. Официально – деловой стиль речи.

1

Лексика. Фразеология. Культура речи. (13ч. +3ч.)

18

Слово и его лексическое значение.

1

19

Р.р.(6). Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»).

1

20

Общеупотребительные слова.

1

21

Профессионализмы.

1

22

Диалектизмы.

1

23

Р.р. (7). Сжатое изложение.

1

24

Исконно русские и заимствованные слова.         

1

25

 Новые слова(неологизмы).

1

26

Устаревшие слова.

1

27

Словари.

1

28

Фразеологизмы.  

1

29

Источники фразеологизмов.

1

30

Р.р. (8). Составление сообщения о возникновении фразеологизмов (на выбор).

1

31

  Повторение изученного в разделе «Лексика. Фразеология. Культура речи».        

1

32

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».

33

Работа над ошибками.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (30ч.  +4 ч.)

34

Морфемика и словообразование.

3

35

Р.р (9). Описание помещения.

1

36

Основные способы образования слов в русском языке.

3

37

Этимология слов.

2

38

Р.р. (10). Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание (описание помещения)

2

39

Буквы о – а в корне –кос - - - кас-.

2

40

Буквы о – а в корне – гар - - - гор-.

2

41

Буквы о – а в корне –зор - - - зар-.

2

42

Буквы ы и и после приставок.

3

43

Гласные в приставках пре- и при-.

2

44

Контрольный диктант по теме «Правописание корней и приставок»

1

45

Работа над ошибками.

1

46

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

2

47

Сложносокращенные слова.

2

48

Р. р. (11).   Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»)

2

49

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2

50

Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

51

Контрольный тест по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

(19 ч. +3 ч.)

52

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

2

53

Р.р. (12). Составление письма другу.

1

54

Разносклоняемые имена существительные.

2

55

Буква е в суффиксе –ен- существительных на – мя.

1

56

Р.р. (13).Составление устного публичного выступления  о происхождении имен.

1

57

Несклоняемые имена существительные.

1

58

Род несклоняемых имен существительных.

2

59

Имена существительные общего рода.

1

60

Морфологический разбор имени существительного.

1

61

Р.р. (14). Сочинение -  описание по личным впечатлениям.

1

62

Не с существительными.

2

63

 Буквы ч и щ в суфииксе – чик - - - щик-.

1

64

Гласные в суффиксе существительных – ек  и – ик.

1

65

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

66

Повторение изученного в разделе «Имя существительное».

1

67

Итоговый контрольный диктант за I полугодие.

1

68

Работа над ошибками. Итоговый тест за I полугодие.

1

Имя прилагательное (20 ч. +5ч.)

69

Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе.

2

70

Р.р. (15). Описание природы.

1

71

Степени сравнения имен прилагательных.

3

72

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1

73

Относительные прилагательные.

1

74

Р.р. (16 - 17). Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» ( по отрывку из повести А.С.Пушкина «Дубровский»).

2

75

Притяжательные прилагательные.

1.

76

Морфологический разбор имени прилагательного.  

1

77

Не с прилагательными.

2

78

Гласные о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1

79

Р.р. (18 – 19). Подготовка к сочинению – описанию природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

 Сочинение-описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер».

2

80

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

2

81

Различие на письме суффиксов прилагательных –к- и – ск-.

1

82

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2

83

Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное».

1

84

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

85

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Имя числительное (16 ч. +2 ч.)

86

Имя числительное как часть речи.

2

87

Простые и составные числительные.

1

88

Порядковые числительные.

1

89

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

90

Разряды количественных числительных.

1

91

Числительные, обозначающие целые числа.

 

3

92

Дробные числительные

1

93

Р.р. (20). Составление юмористического рассказа по рисунку.

1

94

Собирательные числительные.

1

95

Морфологический разбор имени числительного.

1

96

Повторение изученного в разделе «Имя числительное»

1

97

Контрольный тест по теме «Имя числительное»

1

98

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

99

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

 

1

100

Р.р. (21). Публичное выступление «Береги природу!»

1

Местоимение(20 ч.  +4 ч.)

101

Местоимение как часть речи.

1

102

Личные местоимения

2

103

Возвратное местоимение себя

1

104

Р.р. (22). Рассказ по сюжетным рисункам от 1 – го лица «Как я однажды помогал маме».

1

105

Вопросительные и относительные местоимения.

2

106

Неопределенные местоимения.

2

107

Отрицательные местоимения.

3

108

Притяжательные местоимения.

1

109

Р.р. (23). Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

1

110

Указательные местоимения.

1

111

Определительные местоимения.

2

112

Местоимения и другие части речи.

1

113

Морфологический разбор местоимения.

1

114

Р.р. (24- 25). Контрольное сочинение по картине

( Е.В.Сыромятникова «Первые зрители»).

2

115

Повторение изученного по теме «Местоимение»

1

116

Контрольный тест по теме «Местоимение»

1

117

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

118

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Глагол (28ч.+6 ч.)

120

Повторение изученного о глаголе в 5 классе

2

121

Р.р. (26 – 27).Сочинение – рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа дрова колет»  с включением части готового текста.

2

121.

Разноспрягаемые глаголы.

2

122

Глаголы переходные и непереходные.

3

123

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

3

124

Р.р. (28). Контрольное сжатое изложение.

1

125

Условное наклонение

2

126

Повелительное наклонение

3

127

Р.Р. (29). Рассказ по сюжетным рисункам.

1

128

Употребление наклонений.

3

129

Безличные глаголы

2

130

Морфологический разбор глагола.

1

131

Р.р. (30 – 31). Рассказ на основе услышанного.

2

132

Правописание гласных в суффиксах глагола.

2

133

Повторение изученного в разделе «Глагол»

2

134

Контрольный тест по теме «Глагол»

1

135

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

136

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Повторение и систематизация изученного в 5 – 6  классах (11ч +2ч.)

1

137

Разделы науки о языке.

2

138

Орфография.

1

139

Пунктуация

1

140

Р.р. (32 – 33). Контрольное сочинение на тему по выбору.

2

141

Лексика и фразеология

1

141

Словообразование

1

142

Морфология

1

143

Синтаксис

1

144

Итоговый контрольный диктант за 2018 – 2019 учебный год

1

145

Анализ  контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Резерв

2ч.

Итого:

204

Итого: 204ч.

Контрольных диктантов: 8

Контрольных тестов: 8

Развитие речи: 38

Материально- техническое обеспечение учебного предмета

1. Таблицы по темам: «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика»,  «Морфемика», «Морфология», «Орфография».

2. Карточки для индивидуальной работы и тесты по темам учебного предмета: Синтаксис», «Фонетика», «Лексика»,  «Морфемика», «Морфология», «Орфография».

3. Мультимедийные пособия.1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия в 5 – 6 классах

4..Презентации по темам учебного курса буду создаваться в течение года.

Список литературы

Основная литература

              1. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч./ М.Т.Баранов,    

                  Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. - М.:Просвещение,2013.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 – 9 классы Составитель Баранов  

    М.Т. и др.-М.:«Просвещение»,2010.

Дополнительная литература

  1.  З.А. Александрова. Словарь синонимов русского языка.  Под редакцией Л.А. Чешко. 4-е издание. Издательство «Русский язык», Москва – 1975
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. 8-е издание. М.: «Просвещение», 2003 Г.А. Богданова. Русский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 1, 2. Издательский дом «Генжер». Москва, 2003
  3. Л.А. Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку. 5 класс. Книга для учителя. М. «Просвещение», 1988
  4. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс. Пособие для учителя. Сост. Л.Т. Григорян. - М., 1989
  5. В.П. Жуков, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1989
  6.  Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 кл. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1997
  7. Т. А. Костяева. Ориентировочное планирование по русскому языку для 6 класса на 2003-04 учебный год. РЯШ, №№ 3-6, 2003
  8.  Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. Сост. Н.В. Егорова. Москва. «ВАКО», 2010
  9. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комисарова. Обучение русскому языку в 6 классе. Метод. рекомендации к учебнику для 6 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение, 2001
  10. В.В. Леденева, Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-7 классы. Учебно-методическое пособие. 3-е издание. Москва. Изхдательский дом «Дрофа, 1999
  11. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1987
  12.  С.И. Ожегов Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987
  13. З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е издание – М., 1998
  14. Печатные пособия. Таблицы по русскому языку, 2009
  15.  Российская академия наук. Институт русского языка. Орфографический словарь русского языка. 30-е издание. М: «Русский язык», 1993
  16. Российская академия наук. Институт русского языка. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание. М: «Русский язык», 1989
  17.  Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2008

        18.    А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся.  

               Москва.»»Просвещение», 2004.

Интернет - ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев

В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....