АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку

Цель и задачи программы.

Цель: улучшить грамматические навыки учащихся начальных классов .

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

для 4   класса

                                                                                                                                                     Составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

Зайцева   О.С.

Москва  2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету «Занимательная грамматика» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Вариант 1).

Актуальность. Русский язык является одним из основных предметов в  школе. От успешного усвоения языка умственно отсталыми детьми во многом зависит их успеваемость по всем другим школьным дисциплинам. Программа по русскому языку для детей с нарушением интеллекта  предполагает коррекцию всех этих недостатков, но данный предмет  остается одним из тех предметов в школе, где отмечается низкая мотивация учащихся. Задача педагогов  школы состоит в привлечении интереса  учащихся к данному предмету. Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении учебных  и воспитательных задач для учащихся  школы, которые состоят в том, чтобы пробудить у учащихся стремление дополнять и расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, обеспечить разностороннее развитие школьников с нарушением интеллекта.

Новизна. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники с ограниченными возможностями могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Темы данного курса  будут перекликаться с содержанием программного материала по русскому языку четвертого класса школы, будут наполнены дидактическими играми, занимательными и увлекательными заданиями. Всё это позволит пробудить интерес к предмету, позволит легче усваивать грамматические нормы русского языка.

Программа построена на основе дидактических принципов.

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • коррекционная направленность;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

Доступность в обучении предусматривает такое построение занятий, при котором учитывается уровень подготовки школьников. В отборе материала  учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, развитию речи, чтения. Необходимо вести учеников от более легкого, простого, конкретного к более сложному, абстрактному. При всякой возможности устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Уровень овладения знаниями по русскому языку у учащихся коррекционной школы всегда разный, задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять  индивидуальный подход к учащимся, применяя дифференцированные задания.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

     Программа  состоит из раздела:

     4кл.  «Путешествия по Стране Слов»

Цель и задачи программы.

Цель: улучшить грамматические навыки учащихся начальных классов .

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников с нарушением интеллекта.

Структура программы.

Проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Форма проведения занятий  может варьироваться от стандартной урочной до нетрадиционной. Используются следующие методы работы с учащимися: словесный – предварительная беседа,  дидактические игры; наглядный – применяются таблицы, пособия, иллюстрации. При выполнении упражнений, творческих заданий применяется практический метод.

ПРОГРАММА

4-й класс   «Путешествия по Стране Слов»

Тематическое планирование   (32 часа)

Тема урока

Количество часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

 В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В  глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24-25

Конкурс знающих.

1

26

Необычный урок.

1

27-28

Следопыты развлекают гостей.

1

29

В Клубе весёлых человечков.

1

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Новое представление.

1

32

Итоговый урок.

1

Содержание урока.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)                                 

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание.  Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. (1ч.)                                                             

  Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.)                                                     

 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)                                            

       Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)                       

  Головоломка «Сколько родственников. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)                                                  

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч)                                                               

 Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)                                                          

  Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)                                                                      

   Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.)                                                     

  Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.)                                          

  Рассказ учителя о том, почему люди разговаривают на разных языках. Разгадывание ребусов.

Тема 14В Королевстве Ошибок.(1ч.)                                                         

   Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.)                                                                     

 Игра на внимание «Исправь ошибки». Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)                                

 Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о переносе слов.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)                                         

  Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)                                               

  Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Подбор синонимов.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)               

Слова – наоборот (подбор амонимов). Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).                                                           

Игры со словами, имеющие одно написание, а смысл разный. Кроссворд «словарные слова». Работа с тренажером.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)                                                             

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24-25. Конкурс знающих. (2ч.)                                                               

   Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)                                                               

 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27-28. Следопыты развлекают детей. (2ч.)                                   

  «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 29. В Клубе весёлых человечков(1ч.).                                             

    Головоломка «Начинай на О». Игра «Продолжи цепочку слов: называй следующее слово, на последнюю буквы предыдущего»

Тема 30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (1ч.)        

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов.. Игра «Домино».

Тема 31. Новое представление. (1ч.)                                                   

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 32. Итоговое занятие. (1ч.)                                                           

 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Инсценирование сказок, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 4-го класса

Обучающиеся должны уметь:

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арушанова А. Г.  Формирование грамматического строя речи детей //Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.
  2. Арушанова А. Г.  Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7.  Гвоздев А. Н.  Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение»,
  8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  10. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  11. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  15. . Тюрикова И.  Роль дидактических игр и упражнений в формировании

грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с. 20.

  1. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  2. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  3. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад.школа, 1986 г.
  4. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  5. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 5 класс

Данный факультатив направлен , с одной стороны, на решение проблемы повышения грамотности учеников, с другой, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка, заинтересовать таким сложным пре...

занимательная грамматика 5 класс

внеурочная деятельность 5 класс ФГОС...

Факультативный курс "Занимательная грамматика" 5 класс

Факультативный курс "Занимательная грамматика"  рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» 9 класс

  Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом. Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.В зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Программа внеурочной деятельности для 9 класса «Занимательная грамматика» 9 класс

 Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не все...