Урок русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с обращениями"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Кириенко Галина Леонидовна

Урок русского языка проведен в 8 классе. По количеству уроков по теме "Обращения"-второй. Учащиеся работают в парах на рабочих листах. Работа проверяется на уроке и дети оценивают себя сами. В конце урока проводится тестовая работа для каждого ученика. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе . О бращение

Слайд 2

Р асставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1 ) В евр .. пейской части России есть все и возвышенности и обширные р.. внины и величествен.. ые реки и бе ..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер.. це (не) забудет.

Слайд 3

Работа над составлением кластера. -Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру. Работа с теоретическим материалом . (&32,стр180-181).

Слайд 4

Звательный падеж. Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе …

Слайд 5

Звательный падеж Пойди, к н я ж е , с нами в дань. («Повесть временных лет») Милостивейший государь б а т ю ш к о ! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)

Слайд 6

Устаревший звательный падеж князь – княже батюшка – батюшко отец – отче старик – старче

Слайд 7

Для любознательных. Украинский язык. Звательный падеж. Р i дна мати моя , ти ночей не доспала… ( Андр i й Малишко ) Можна все на св i т i вибирати , сину , Вибрати не можна т i льки Батьк i вщину . ( Дм . Павличко ) Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?

Слайд 8

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) 1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте схемы!

Слайд 9

Составьте схемы предложений. 2. Я вернусь к тебе, Россия. 4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы ! 9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! [ …, О]. [О, … ]! [ …, О]. [ …, О, … ]! Схемы:

Слайд 10

Проверка выполнения задания. - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - К аким образом передаётся авторское отношение через обращение ? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

Слайд 11

Работа с кластером. 1.Разорванное обращение. «Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ ») 2 . Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).

Слайд 12

Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. ( Н.Гоголь .); Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. ( М.Зощенко ) - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор - Мамаша , гляди , пакет унесут.

Слайд 13

Жизнь обращений сегодня. Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону? Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Слайд 14

Домашнее задание: 1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями 1-вариант из 1,2 действия4, 2-вариант из 3,4 действия; 2.выписать из рассказа М.Зощенко «История болезни» предложения 5 предложений с обращениями; 3.Построить схемы употребления обращений.



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Б. Я вернусь к тебе Россия.

В. С чего начинается Родина?

Г. Жизнь моя иль ты приснилась мне?

Д. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.

2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Друзья мои прекрасен наш союз.

Б. Товарищ, верь взойдет она, звезда пленительного счастья.

В. Отъезжающие в лагерь пройдите в автобус.

Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?

Д. Как хорошо ты о море ночное!

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в начале предложения и после него ставится запятая.

А. Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

Б. Распахни мне объятья твои густолистый развесистый клен.

В. Старушка милая как ты живешь?

Г. Отвори мой друг окошко.

Д. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие!

Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.

В. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

Г. Мы с тобою, ветер!

Д. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

2 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Жизнь моя по-прежнему теки!

Б. Пожелай мне доброго пути.

В. Жизнь моя ничуть не стала тише.

Г. Дорога нас в дальние дали зови.

Д. Куда меня знакомая дороженька ведет?

2. Найдите предложения с распространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. О жизнь моя как ты мне дорога!

Б. Сыпь ты черемуха снегом.

В. Распахни мне объятья свои густолистый развесистый клен!

Г. Мы старые друзья с тобою ветер!

Д. Пой гармоника вьюге назло.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми.

А. Клен ты мой опавший клен заледенелый

    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Б. Мать-земля родная наша

    В дни беды и в дни побед

    Нет тебя светлей и краше

    И желанней сердцу нет.

В. Или бури завываньем ты мой друг утомлена?

Г. И мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

Д. До того ль голубчик было?

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

Б. Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира!

В. Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

Г. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

Д. Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

3 вариант

1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Размахнись косою покажи свой пыл.

Б. Нынче друзья собрались за столом.

В. Споемте друзья перед дальней дорогой.

Г. Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.

Д. Читайте книги серьезные.

2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Товарищ верь ты победишь.

Б. Любимый сын мой что с тобой?

В. Про родимый край баян сыграй.

Г. Ты прими мой друг товарищ мой

    Это поздравление с весной.

Д. Ты и здесь мне мила Россия

    Край суровый мой, край родной.

3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в конце предложения и перед ним ставится запятая.

А. Тебе Кавказ я снова посвящаю стих небрежный.

Б. Шуми, шуми с крутой вершины,

    Не умолкай поток седой.

В. Внимай мой друг как здесь прелестно

    Журчит серебряный ручей.

Г. Здравствуй гостья-зима!

Д. Прости Тригорское где радость

    Меня встречала столько раз!

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Г. Вам бабушка и вам милые сестры я привез подарки.

Д. Прощай, прощай сияние небес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....