Конспект по письму и развитию речи
план-конспект урока по русскому языку

Тарубарова Анна Андреевна

Тема: "Склонения имен прилагательных мужского и среднего рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skl_pril_m_i_sr_sroda.docx239.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Класс: 7 г

Тип урока: формирование и закрепление знаний.

Цель: закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:  

  1. закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. коррекция и развитие познавательных процессов;
  4. выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
  5. расширять и обогащать словарный запас.
  6. Воспитывать любовь и интерес к языку. 

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас! 
Эмоциональный настрой.

Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу.

Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными.

II Актуализация знаний.

Найдите пару 
(у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание, определяют падеж) 
Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером
из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко

III Сообщение темы урока.

- Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных мужского рода  и среднего рода, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
- Сегодня тема урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»(
слайд 1)
-Что такое прилагательное? (
слайд 2)
-Как  изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3)
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (
слайд 4)
IV Обобщение материала.

Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд5
1)Отгадайте загадку: (
Слайд 6)
Кто, угадай - ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром –пушинки? ? Зима. 
Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
зима какая? (называют признаки).

Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи. Чем?( имена прилагательные)

2)Работа в тетрадях «Украшение текста прилагательными»(слайд 7)

- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные (дифференцированная работа)

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.
3)Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (
слайд 8)
-Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9)
- Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, -ее, -ая, -яя, -ой
(Окончания прилагательных м. р., ж. р., ср. р.)

- На сколько групп можно разделить эти окончания?
м.р. ср.р.  ж.р
- ий - ое   -ая
- ый - ее  -яя
- ой

4). Динамическая пауза.
Называю словосочетание - дети определяют род: м.р. -  хлопают мальчики,
ж.р.-  хлопают девочки, ср. р –тишина.
лыжный поход, зимнее утро , хорошая погода, морозный возду, крепкий лед, небо голубое, снежная зима, красивый снеговик, большая сосулька.


5).-От чего зависят окончания имён прилагательных? (от вопроса) 
-Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)- Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е.
- Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением)
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.) - А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

-Давайте вспомним, как мы определяем падеж  имен прилагательных. 

- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным     (
слайд 10)(На покрывале (каком?) снежном)
2 шаг – определить падеж у имени существительного                                (
слайд 11) На (чём?) на покрывале – предложный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(
слайд 12)

Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.


V. 
Физминутка. Зимой (слайд 13)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (
показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (
имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (
показывают большим пальцем вверх)

Работа в группах. Игра «Горка».

Сейчас каждый ряд получит по одной карточке.

Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )

-На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание
И.п.  бел….. снег               бел… покрывало      
Р.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
Д.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
В.п    бел…… снег…         бел…покрывало
Т.п.   бел…..снег…            бел…покрывал…
П.п о бел….. снег…          о бел…покрывал…

-Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»

Работают по таблице.

И.п. - ОЙ, -ЫЙ -ое , ее
Р.п. -ОГО -его 
Д.п. ОМУ 
В.п. -ОЙ, -ЫЙ -ое, -ее
Т.п. -ИМ , -ЫМ 
П.п. -ОМ, -ОМ

Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 )
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Озвучивают памятку.

Когда есть прилагательное (Слайд 16)
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы.
После мягких согласных и шипящих пишем И или Е.

8)Работа с учебником. стр. 114 правило
упражнение 144 стр. 113(
слайд 17)
-Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.(
слайды 18-19)

Домашнее задание. Стр. 119, упр.152(слайд 20)

VI. Подведение итогов. (слайд 21)
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда».
Имя прилагательное –часть речи?
Имена прилагательные склоняются?
В русском языке есть 7 падежей?
У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его?
Определить род прилагательного можно по вопросу?
- Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)

VII.Выставление оценок.


VIII. Рефлексия
Учащиеся с помощью карточек с изображением смайликов (весёлого, задумчивого) оценивают свою работу на уроке, поднимают:
-весёлого, если на уроке было интересно, всё поняли;
-задумчивого, если иногда были трудности, сомнения.

 Спасибо за урок. (слайд 21)

Холодное

утро

по лесной

дорожке

белоснежное

одеяло

на пушистом

снегу

зимним

вечером

из снежных

сугробов

по узкой

тропинке

 

зимнее

солнышко

 

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.

https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpghttps://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpg

https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/aYcfmphXucxQGHJt/8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

Конспект урока письма и развития речи

Конспект урока письма и развития речи по теме «Подбор родственных слов- предметов, слов-признаков, слов-действий (гроза-  грозит - грозный)», урок закрепления знаний....

Конспект урока письма и развития речи. Тема "Изменение глаголов по лицам и числам".

Урок закрепления знаний по теме "Изменение глаголов по лицам и числам"....