Урок письма и развития речи
план-конспект урока по русскому языку

Тарубарова Анна Андреевна

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx422.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

Цель: Закрепить навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; совершенствовать орфографические навыки.

Задачи:

О:  Повторить  навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода; развивать орфографическую зоркость.

К: Корригировать и развивать связную письменную речь через использование развивающих заданий;

Корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции синтеза и сравнения) через работу над упражнениями;

Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу через навыки самоконтроля и умение выражать собственное мнение

В. Воспитывать  эстетическое восприятие через аккуратность выполнения заданий.

Оборудование:  Лототрон, бочонки, фишки, компьютер, проектор, экран.

Дидактические материалы урока: Таблица «Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода», карточки спортивной лотереи, раздаточный материал (карточки, перфокарты), строки из стихотворения А. С. Пушкина, словарные слова: гений, парадокс, просвещение, слайды (зимние виды спорта), «Толковый словарь» В. И. Даля, пословицы.

Тип урока:  урок игра «Спортлото» (использование личностно-ориентированной, игровой и  здоровьесберегающей технологий)

Межпредметные связи: физкультура, биология, чтение и развитие речи.

Ход урока

1

Организация начала урока

(«Вхождение» в тему урока)

- Закройте, дети, глаза. Сосчитайте  до трех, настройтесь на работу. Откройте глаза.

2

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Посмотрите на меня и послушайте стихотворение А. С. Пушкина.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

? Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? (я думаю, нам предстоит  сделать какие-то открытия)

Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Но прежде чем совершить открытия, я позволю, вновь обратиться к словам великого поэта – А. С. Пушкина и к «Толковому словарю» В. И. Даля  и разберем значение выделенных слов.

Гений - …

Парадокс - …

Просвещение - …

 Теперь, я надеюсь, вам понятно, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке.

 Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный.

Выделите общую часть, записанных вами слов.

? Что общего в данных словах? Как называет группа данных слов? Почему? (1-2 гр.)

. Озвучьте орфограмму  в слове чудный (3 гр.)

(Дети работают самостоятельно, а один из ребят выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет на наборное полотно)

. Подчеркните  слово  или  слова, относящиеся  к  имени прилагательному.                                                                                                                                   ?  Что для этого нужно сделать?                                                                   ? С какой частью речи согласуется имя прилагательное?                       . Подберите существительные к слову – чудный.

. Укажите род, число и падеж имени прилагательного.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего  урока?

Плакат со стихами, портрет А. С. Пушкина

Гений, парадокс, просвещение

Самопроверка

3

Изучение нового материала (сообщение темы и цели урока)

4

Первичная проверка усвоения знаний

   Открытия на уроке продолжаются. Поможет нам в этом любимая всеми игра «Спортлото». Правила игры просты.

Перед вами лототрон. В него мы сейчас запустим бочонки(бочонки пронумерованы)  заданиями. На столе у каждого лежит карточка «Спортлото». На ней отмечены цифры. Под каждой цифрой спрятаны задания. Раскручивается лототрон, ученик вынимает бочонок, озвучивает номер задания. Если задание вами успешно выполняется, то на квадратик с этой цифрой я или вы сами ставите фишку. Если вы с заданием не справляетесь, то квадратик остается свободным. Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.

 И вот перед вами первое задание.

1.Отгадайте загадку.

Не кормит, не поит,

А здоровье дарит. (спорт)

? К  какой  части речи относится слово спорт?

? С какой частью речи согласуется имя существительное?

. Пожалуйста, подберите к слову спорт имя прилагательное

(любительский, лыжный, честный, профессиональный) (3 гр.)

. Просклоняйте любое словосочетание  (один ученик работает у доски) – 1-2 гр.

. Ребята, как вы думаете, зачем нужно заниматься спортом?

2. Объясните написание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Подумай                            Докажи                        Напиши

счастлив.. соперник      какой?                   счастливый соперник

на футбольн… поле      каком?                 на футбольном поле

к последн.. матчу         какому?               к последнему матчу

для утренн… бега         какого?               для утреннего бега

с хрустальн.. кубком     каким?                 с хрустальным кубком

? Какой темой  можно объединить эти словосочетания?

3. Прочитайте пословицу, объясните. Найдите словосочетание (сущ.+прил.). Выпишите. Укажите род, число, падеж.

Аппетит от больного человека бежит, а к здоровому катится.

Болезнь приходит бегом, а уходит медленным шагом.

За общим столом и еда вкуснее.

Кто от жира еле дышит – крепким здоровьем не пышет.

Ложись спать с голодным желудком – проснешься бодрым человеком.

Активный спорт сочетаешь с делом – здоров душой и телом. (3 гр.)

? Что общего между первым и вторым заданиями? Какой темой можно объединить эти выражения?

4. Физкультминутка. (оценивается тот, кто сделает все правильно и красиво)

Мы на стульчике прогнулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками потопали,

Глазками похлопали.

Повернули вправо-влево,

И опять взялись за дело.

Лототрон, бочонки, фишки.

(цифра может выпасть любая, а вот задания идут в строгой последовательности)

загадка

Карточки с индивидуальным заданием

Индивидуальное задание

5

Закрепление знаний

5. Прочитайте текст. Как вы понимаете заголовок текста?

? Чем полезны растения, о которых идет речь? Вставьте пропущенные окончания.

перфокарты (дифференцированные задания)

 6. Составить словосочетание (3 гр.), предложение (1-2 гр.) по фрагменту.

Работа  со  слайдами (зимние виды спорта)

6

Обобщение и систематизация знаний

. Правописание окончаний какой части речи вы закрепили?

. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания прилагательного?

. Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

7

Контроль и проверка знаний

. Пришло время узнать, кто из вас закрыл все игровое поле нашей спортивной лотереи.

8

Подведение итогов урока

9

Информация о домашнем задании  и выставление оценок

Примечание: IMG.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...