Урок "НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бопун-оол Алдынай Монгун-ооловна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Не с прил."33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Не с прилагательными»

Дата: 21.01.2020г

Класс: 6 «д»

Учитель: Бопун-оол А.М.

Тип урока: урок новых знаний

Технология:  проектной деятельности, здоровьесберегающая, критического мышления

Индуктивные методы работы: эвристическая беседа, проблемно-диалогический метод

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.

Задачи:

 дидактические:

1) обучать постановке цели занятия, научить выбирать источники знаний;

2) обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;

4) формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;

5) повторить правописания НЕ с другими частями речи;

воспитательные:

1) показать силу и выразительность русского языка;

2) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

3) воспитывать культуру поведения в обществе;

развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

3) развивать аналитические и творческие способности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», раздаточный дидактический материал (карточки, картинки), ИКТ.

План урока

1. Мотивация. Самоопределение темы.  «Акростих».  Работа по картине.  

2. Целеполагание.

3.Актуализация знаний.

- Работа на доске: «Создай паспорт».  «Кластер» (степени сравнения им. прил.)

- Работа с карточками (индив. раб.)

-«Интеллектуальная разминка» (новое понятие, слово)

4.Физминутка

5. Усвоение новых знаний  и способов действия

- Работа с учебником(мини-проект)

- Работа с пословицами

- «ДА-НЕТка»

- «Верные и неверные утверждения» (зад ОГЭ № 5)

6. Закрепление изученных способ действий

- Мини-тест (индив раб)

- «Жокей и лошадь»

- «Фантазер» ( связь с жизнью)

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход урока

1. Мотивация. Самоопределение темы.

- «Акростих».  

1) Прилагательные, отвечающие

на вопросы чей? чья? чьё? чьи?                                  П- притяжательные

2) непостоянный признак прилагательного               Р- род

3) часть слова (окончание  или  суффикс)                  И- ий

4) относительное прилагательное, …                         З- завтрашний

5) входит в составную форму превосходной              Н- наиболее

 степени                                                                           

6) прилагательное, обозначающее качество                А- ароматный

предмета (запах)                  

7) прилагательные, которые образуют степени           К- качественные

сравнения                         

- Работа по картине.  (картинка мышонка). Ответить на вопросы именами прилагательными, характеризующими  мышонка.

- Индивидуальная работа  ( картинка поросенка) – по аналогии

2. Целеполагание.

3.Актуализация знаний.

- Работа на доске. «Создай паспорт».  «Кластер» (степени сравнения им. прил.)

- Работа с карточками (индив. работа по теме « Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных»)

- Редактирование (индивидуальная работа)

1)Мех лисицы более красивее меха кролика.

2)Туристы выбрали самую кратчайшую дорогу. 

3)Клубника -  самая сладчайшая ягода.

- «Интеллектуальная  разминка». (параллельно повторение разрядов имен прилагательных)

1)Какая Медведица живет на небе? (Большая)
2)
Головной убор конного наездника ( Жокейка)
3)
Бабушкина дочь – это …(внучка)

Новое понятие - Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Головной убор конного наездника

Жокей (англ. Jockey) — профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. Устаревшее: слуга при лошадях.

4.Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Руки вниз и вверх поднять.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Усвоение новых знаний  и способов действия

- Работа с учебником (чтение правил). Сравнение с именами существительными. (не с сущ-ми)

 - «Жокей  и лошадь»  

1) Солотча - (не)глубокая извилистая речонка.

2) (Не)зримый жаворонок поёт гимн весне.

3) В нашем озере рыба водится (не)крупная, а мелкая.

4) Тянулась осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная.

5) На первый взгляд это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом.

6) Его рассказ был нисколько (не)интересным.

- Работа с пословицами. (воспитательный момент)

(Не)р…дивый в работе - брат раст…чителю.

 (Не)красна изба углами, а красна пир…гами.

Всякая пуля гр…зит, да (не)всякая разит.

Проверка:

Нерадивый в работе - брат расточителю.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Всякая пуля грозит, да не всякая разит.

6. Закрепление изученных способ действий

- «ДА-НЕТка»

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом «а», то пиши слитно.(НЕТ)
  2. Если перед прилагательным с «не» стоят слова: далеко, вовсе, ничуть, отнюдь, нисколько, - то пиши раздельно.(ДА)
  3. Если прилагательное без «не» не употребляется, то пиши слитно.(ДА)
  4. Если прилагательное с «не» может быть заменено синонимом без «не» или близким по значению выражением, то пиши раздельно.(НЕТ)

Алгоритм.

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом «а», то пиши раздельно.
  2. Если перед прилагательным с «не» стоят слова: далеко, вовсе, ничуть, отнюдь, нисколько, - то пиши раздельно.
  3. Если прилагательное без «не» не употребляется, то пиши слитно.

Если прилагательное с «не» может быть заменено синонимом без «не» или близким по значению выражением, то пиши слитно.

 - «Верные и неверные утверждения» (Задание  № 5 ОГЭ- «Орфографический анализ»  )

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИЗЫСКАТЬ (ресурсы) — после приставки на согласную в корне пишем Ы.

2) (вошла) ЧИННО – краткое прилагательное среднего рода

3) НЕГЛУБОКИЙ (снег) — НЕ с прилагательным пишем слитно, так как есть синоним «мелкий».

4) РИСОВАННЫЙ — в полных причастиях на –ованный, образованных от глаголов с суффиксом –ов- (-ев-), пишется НН.

5) ПРИЛЕЧЬ — написание приставки зависит от её лексического значения

Ответ: 135

В столовой теперь опять было тихо и чинно.(чинно  - кр. им. прил.)

Вошла ЧИННО (наречие)

- «Фантазер» (связь с жизнью)

7. Рефлексия

1) Я выдвигал идеи и активно работал
2) У меня не было затруднений
3) Я работал самостоятельно
4) Я сам не смог справиться с затруднением

8. Домашнее задание двух уровней сложности

Среднего: составить словарную диктовку на правописание «не» с прилагательными;
Выше среднего: составить 4 предложений   на правописание «не» с прилагательными, существительными

Упражнение 357 (п)

 

Приложение

Задание: распредели слова в таблицу.

Буква О

Буква Е

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, , еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

Задание: исправь ошибки в употреблении имен прилагательных

1)Мех лисицы более красивее меха кролика.

2)Туристы выбрали самую кратчайшую дорогу. 

3)Клубника -  самая сладчайшая ягода.

«Жокей  и лошадь»

1) Солотча - (не)глубокая извилистая речонка.

2) (Не)зримый жаворонок поёт гимн весне.

3) В нашем озере рыба водится (не)крупная, а мелкая.

4) Тянулась осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная.

5) На первый взгляд это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом.

6) Его рассказ был нисколько (не)интересным.

(Не)р…дивый в работе - брат раст…чителю.

(Не)большое  дожд…шко, а лодырям отдышка.

(Не)красна изба углами, а красна пир…гами.

Всякая пуля гр…зит, да (не)всякая разит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...