Методы и приемы способствующие повышению качества образования на уроках русского языка, при работе со словарными словами
методическая разработка по русскому языку

Ляховенко Тамила Анатольевна

Работа со словарем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.                                       

                                           Добрый день, уважаемые коллеги!!!

                         вашему вниманию будет представлено выступление

            «Реализация функциональной грамотности в обучении и воспитании»

                    в рамках Городского мастер – класса по русскому языку.

                                           

 Цель работы: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.
  2. Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер – класса; осуществлять действия по заданному алгоритму.
  3. Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно–следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  4. Коммуникативные: участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.
  5. Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой.

                                           

     В настоящее время  основным приёмом проведения словарно- орфографической работы на уроках, является механическое запоминание графического облика слова. Такой приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и поэтому он малоэффективен. Считаю, что работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Слайд 2.

По словам известного российского учёного  - методиста А.В. Текучева, он писал: что, «Словарная работа – должна быть не  эпизодической в работе учителя, а систематической, хорошо организованной работой, педагогически целесообразно построенной, связанной со всеми разделами курса русского языка», только такой подход приведет к высокому результату.

Слайд 3.

    Хотелось бы начать своё выступление  со слов К.Д.Ушинского…

« Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить класс сделать этот шаг».

                                                                                           К.Д. Ушинский

Слайд 4.

 Сегодня я хочу поделиться с Вами тем, какие методы и приёмы способствуют повышению качества образования на уроках русского языка, при работе со словарными словами.

Слайд 5.

          Как же всё- таки помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

     На этот вопрос я постараюсь ответить в ходе своего мастера – класса.

     Лучшему усвоению написания словарных слов  способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание.

     Для формирования более точного зрительно образа принято выделять цветом или простым карандашом. Слайд 6.

    Ознакомление с новыми словами, я стараюсь проводить в увлекательной форме.

               Обращаю Ваше внимание на первую методику работы:

Слайд 7.

                    «Составь предложение со словарным словом».

(Предлагаются картинки).

Обучающиеся,  выбирают картинку на раннее изученное слово и составляют с ним предложение.

    Этот вид работы способствует усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний.

Слайд 8.

     Следующий вид работы, я провожу в 3 – 4 классах, он связан с Толковым словарём (использую для урока повторение или закрепление).

Не называя словарного слова, объясняю детям его лексическое значение. Дети угадывают его и записывают с проговариванием.

                                                 Попробуем?

Слайд 9.

1.Справочная таблица, в которой перечислены все дни года с делением на месяцы и недели. (Календарь)

Слайд 10.

2.Химическое вещество, которое проводит тепло и электричество: железо, золото, медь, олово, серебро, чугун это… (Металлы)

Слайд 11.

3.Аппарат, устройство для приёма передачи новостей, по нему передаются изображения и звук. (Телевизор)

Слайд 12.

4.Живое существо. Отличается от других животных тем, что обладает мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и трудиться. (Человек)

Слайд 13.

5.Коллективное посещение музея, выставки, поездки с целью узнать новое. А также организованный показ чего – либо, сопровождаемый объяснениями. (Экскурсия)

 А также провожу данную работу в обратном порядке.

Загадываю загадку и на отгаданное слово, дети находят лексическое значение в Толковом словаре сами. (Примеры)

     Этот вид работы  развивает мышление и расширяет словарный запас.

Одним из интересных видом работы  со словарными словами является:

Слайд 14.

                                         «Зрительный диктант»

(По сюжетной картинке, дети должны узнать слово, которое прячется), а также:

Слайд 15.

                                       « Словарные слова в ребусах»

Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

Следующий вид работы, который я провожу в начале урока или на этапе закрепления изученного материала:            

Слайд 16.

                                                «Лишнее слово»

 Что общего? Найди лишнее?

                              Орех, орешек, орешник, ореховый.

                       Библиотека, прекрасный, шоколад, газета.

                             Сорока, ворона, дорога, корова.

Этот вид работы учит мыслить, развивать воображение и логическое мышление.

          Уважаемые коллеги!

 Известно, что дети утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

А физминутки помогают предупреждению и снятию умственной усталости.

Вот и мы с Вами сейчас отдохнем. (с установкой) Но будьте внимательны к словам!

Слайд 17.

                            Становитесь по порядку-

                             На весёлую зарядку.

                            Раз, два, три, четыре, пять –

                            Надо нам присесть и встать,

                             Руки вытянуть пошире,

                             Наклониться, не лениться,

                             И на месте поскакать.

                             На носок, потом на пятку,

                             Дружно делаем зарядку!

Слайд 18.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять,

Но охотник не пришёл,

Зайчик поле перешёл,

Даже усом не повёл,

В огород потом забрёл.

Что нам делать,

Как нам быть?

Нужно зайку изловить.

Снова будем все считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

                        Физминутка «Буратино»

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно!

Какие словарные слова Вы услышали?

Слайд 19.

     Следующий вид работы, который развивает мыслительную активность детей.                                    Игра - «Собери слово»

 Пус, ка, та, роз, мо, же, ин, нер, тор, трак.   (работа с аудиторией)

Слайд 20.

                                             «Найди меня в ребусах»

  Попробуем? Примеры.

Слайд 21.

                                             Игра -  « Оживи слово»

(Перед Вами набор согласных букв, между ними необходимо вставить подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.)

На слайде Вы видите группы слов.

Как Вы думаете, по какому принципу они распределены?

Пример: живые существа: КРВ (корова)

                                            СРК (сорока)

                                            ЛБД (лебедь)

                                            ЖРФ (жираф)

                                           СНГР (снегирь

Школьные принадлежности:   ПНЛ (пенал)

                                                  ПРТФЛ (портфель)

        КРНДШ (карандаш)

                                                  ТТРД (тетрадь)

Это растёт:       ЗМЛНК (земляника)

        ДРВ (дерево)

         ЧРМХ (черёмуха)  т.д.

Уважаемые коллеги!

Когда заканчивается учебный год и Вы являетесь обучающимися 4 класса (на Слайд 22. даны слова), Ваша задача в течение 30 сек нужно запомнить как можно больше слов. Записать и подчеркнуть орфограмму.

Эту работу я провожу с взаимопроверкой. Дети обмениваются тетрадками.

Такая методика называется « Копилка минутка».

Подводя итог, достаю  «Умную шкатулку» это быстрая проверка знаний, где каждый ученик (работа по цепочке) берёт по одному слову и называет, какая орфограмма пропущена.

   Такую работу можно проводить по окончанию каждой четверти изученных слов.

      В 3 классе я перешли на рабочую тетрадь Слайд 23.

 «Словарная работа»  по О.Е.Жиренко и Е.А. Шестопаловой.

       Тетрадь хороша тем, что в неё уже включены разные формы работы.

       Особенно интересным видом деятельности для школьников, я активно применяю самостоятельное создание кроссворда Слайд 24. учениками. Детям очень нравится придумывать самим, чем решать готовое, так как создание кроссвордов задействуют творческие качества каждого ребенка.

        Ребята составляют вопросы в виде картинок, загадок, дают характеристику предмету (его описание), составляют  вопросы.  

      На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. А также использование разнообразных грамматических, орфографических, фонетических упражнений всё это способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.

Уважаемые коллеги!

Хотелось бы подвести рефлексию своего мастера – класса.

Перед Вами картинки: Слайд 25. если Вы считаете, что получили полезную информацию и будете использовать её  в дальнейшем в своей практике, то выберите «портфель», как методическую копилку для себя.

   Если Вам понравилась информация, но требует доработки это картинка «полка с папками»  и «корзина» - материал был не интересен и бесполезен для Вас.

Слайд 26.

Благодарю за внимание!

Творческих Вам успехов!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...

«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...