«Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения» 9 класса
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Саая Саида Хензиг-ооловна

Конспект урока  «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения» для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksich_razbor_9_klass.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения»

Цели урока:

Обучающая: Закрепить умение и навыки  выполнения синтаксического  разбора сложноподчинённого  предложения;

Закрепить знание о видах сложных предложений, наличию главных и  второстепенных членов предложения;

Воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели, воспитание чувства прекрасного.

Развивающая: развитие способности к анализу и обобщению, развитие речи и творческих способностей.

Здоровьесберегающая: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, телевизор,  мультимедийная презентация.

Урок русского языка в 9 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык 9 класс, Москва «Просвещение» 2016

Тема урока

 «Всё в твоих руках» (синтаксический разбор сложноподчинённого предложения».

Тип урока

Урок- практикум

Цель урока

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверки и оценки знаний учащихся;

- способствовать развитию чувства товарищества, коллективизма.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- осознание познавательной задачи;

- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:- умение  вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

- способность формулировать собственные мысли, обосновывать собственную точку зрения, задавать вопросы;

- осуществление совместной работы в парах и рабочих группах.

Личностный УУД:

- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена сообщества;

- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коррекционно-развивающие – развивать каллиграфические, орфографические навыки, развивать речь, воображение.

Основные понятия

Синтаксис, порядок синтаксического разбора, грамматическая основа, подлежащее, сказуемое

Межпредметные связи

Литература

Средства обучения

Тетради, карточки, опорный конспект

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Примечание

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя

Доброе утро, ребята! Я рада, что вы сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что мы дружно и активно поработаем. Я надеюсь, что вы сегодня поддержите и поможете мне своими полными и правильными ответами.

Ребята, оценивать свою работу вы будете сами.

Здороваются с учителем, садятся за парты.

2 мин

  1. Актуализация знаний

  1. Постановка учебной цели

- Начнём сегодняшний урок с работы на доске.

А) Задание: Сделать синтаксический разбор, определить вид сложноподчинённого предложения.

1Тот лёд на реке  по которому ходила лисица стал казаться узкой полоской на широкой голубой реке. (М. Пришвин)

2 Я спросил у высокого солнца как мне вспыхнуть светом зари. (К. Бальмонт)

3 Она уходила туда где в медном воздухе дремал Рим. (К. Паустовский)

Б) Викторина «Одним словом».

-Способ передачи на расстояние и приёма звуков, сигналов при помощи электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями. (радио)

-Разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (радуга)

-Обследование чего-нибудь со специальной целью. (разведка)

-Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное;  переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (развитие)

-Решение загадки. (разгадка)

- Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа. (разговор)

-Очищенный сахар в кусках. (рафинад)

-Должностное лицо, производящее ревизию.  (ревизор)

-Показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания; степень такой популярности. (рейтинг)

-Выбор, отбор, разборчивое отношение к чему-нибудь. (разбор)

- А с какими разборами мы знакомы на уроках русского языка? (синтаксический, фонетический, морфологический и словообразовательный)

- Сейчас ребята выполняют синтаксический разбор. Давайте проверим как у них дела?

Проверка заданий.

-Какими бывают предложения? (сложные и простые, союзные и бессоюзные)

- Назовите сложные союзные предложения . (ССП, СПП)

- На какие три большие группы делятся СПП? (изъяснительные, определительные и обстоятельственные)

- На какие вопросы отвечают изъяснительные придаточные? (на вопросы падежей)

-Что самое главное в синтаксическом разборе?  (Найти грамматическую основу  предложения, определить сложное или простое, дать характеристику).

На доске 3 ученика

Думают и выполняют задание

Отвечают на вопросы

        4. Практическая часть

Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

Как вы думаете, какова тема урока? (Синтаксический разбор предложения).

А какова цель урока? (Научиться выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, научиться находить грамматическую основу, определять, чем они выражены)

Запишите тему в тетрадь.

-Где мы встречаем  задание- синтаксический разбор? (ОГЭ)

- А теперь выполним по группам  задание № 2 ОГЭ 2020года. (ксерокопии)

Проверка заданий.

Отвечают на вопросы и записывают тему урока.

Ученики работают с карточками.

Ученики проверяют свои ответы.

  1. Физминутка

Я думаю, нам пора немного отдохнуть.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать пальцами. Хорошо.

-Сколько всего в русском языке членов предложения? (5)

-Сколько главных членов предложения? (2)

-Сколько второстепенных? (3)

-Как подчёркивается подлежащее?

-Как подчёркивается сказуемое?

-Как играют на баяне?

-Как играют на фортепьяно?

-Как сказать «Всё о кэй!»?

Спасибо, ребята. Мы продолжаем.

Выполняют упражнения для пальцев

  1. Закрепление  изученного материала

  1. Самостоятельная работа

  1. Рефлексия  

Ребята, давайте определим, чем могут быть выражены главные члены предложения?

Метод «Фишбоун»- рыбий скелет.

                            Грамм. Основа

                 Подлежащее     Сказуемое

Ребята, последний текст, который вы выполняли, это отрывок из текста Юрия Яковлева. Давайте послушаем чтение наизусть.

Определить вид СПП.            + и –

1 Когда Аню провожали домой, уже светало.

2 Деревня, в которой скучал Евгений, была прелестный уголок.

3 Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

4 Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим.

5 Я не знаю города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.

Какова тема была нашего урока?

Достигли ли мы цели?

Пришло время оценить работу, выполненную на уроке.

Я согласна с вашими оценками.

Ребята, прочитайте слова на доске. Откуда эти строки?

(из репертуара Анжелики Варум и Леонида Агутина. Песня «Всё в твоих руках»)

Как вы думаете, почему я выбрала эти строки? Свяжите с нашей темой и тем, чем занимались на уроке.

Прослушивание отрывка из песни.

Урок окончен, всем спасибо!

Ученики называют части речи главных членов предложения.

Учащиеся оценивают себя.

1

2

3

4

5

3

2

1

3

2

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся должны связать данные слова с ОГЭ.

1-изъяснительное

2- определительн.

3-обстоятельств.

  1. Информация о домашнем задании.

Но нас ждет еще одно серьезное испытание – кожуунный пробный экзамен. Нужно серьёзно отнестись к данной работе. И постараться выполнить все задания по ОГЭ.

Карточки доделать. На карточках всего 11 заданий.

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...

"Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс

Тема     урока:  Синтаксический  разбор  простого  предложенияТип   урока:   урок  закрепления  изучаемого  материалаЦел...

Урок -презентация русского языка в 5 классе на тему "Порядок синтаксического разбора простого предложения"

Презентация содержит материал ,который может быть полезным учителям русского языка , работающим в 5 классе...

Урок в 5 классе по теме :"Синтаксический разбор простого предложения "

Организационная информацияРусский язык5«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)Макаренко Светлана АлександровнаУчитель русского языка и литературыМБОУ Новониколаевская ООШОписан...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...