тесты
тест по русскому языку (11 класс)

Марина Анатольевна Никитина

Тесты обладают не только диагностической функцией, но и обучающей, что особенно ярко проявляется при регулярном тематическом и итоговом контроле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_zadanie_ege.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

1.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5) Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.
  2. Используется не тире, а дефис.
  3. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.
  4. Тире для обозначения количественных пределов.
  5. Используется не тире, а двоеточие.
  6. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.
  7. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.

Ответ: 36 или 63

2.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

Правильный ответ – 333, 666 и 777, поскольку это сложные предложения с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно):

Предложение 111 – бессоюзное сложное предложение, значение причины (потому что).

Предложение 222 – простое предложение с однородными членами, двоеточие ставится после обобщающего слова.

Предложение 444 – бессоюзное сложное предложение, значение дополнения (что).

Предложение 555 – предложение с прямой речью, двоеточие ставится после слов автора.

Ответ: 367

3.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах – пензенском имении бабушки. (2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский. (3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит Венеру. (4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная только тем, у кого много свободного времени. (5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода. (7) Конечно, ждать – это большое искусство. (8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

Правильный ответ – 444 и 777: тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

В предложении 111 выделено распространённое приложение.

В предложении 222 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 333 – бессоюзное сложное, значение противопоставления.

Предложение 555 – бессоюзное сложное, значение следствия.

Предложение 666 содержит в своём составе два неполных простых предложения, тире ставится на месте пропуска сказуемых.

В предложении 888 тире используется для обозначения временных пределов: «от … до».

Ответ: 47 или 74

4.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. (2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3) Мгновение – и публика замерла. (4) Отправившись в путь – это было морозным зимним утром, – мы взяли направление на северо-восток. (5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров. (6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать. (7) Не болезнь мучила его – раздражало сознание ненужности.

Правильный ответ – 222 и 666: бессоюзные сложные предложения со значением следствия.

В предложении 111 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложение 333 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий.

В предложении 444 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

В предложении 555 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 777 – бессоюзное сложное, значение противопоставления».

Ответ: 26 или 62

5.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Печаль его была так сильна, что старец окаменел, превратившись в могучий хребет Гуама, слезы отца стали рекой Курджипс, которую по-разному называют: бурной, кипучей, грозной. (6) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…»

В предложениях 222 и 444 двоеточие ставится согласно одному и тому же правилу. Бессоюзная связь, значение причины (потому что).

Предложение 111 – бессоюзное со значением пояснения (а именно).

В предложении 333 двоеточие ставится перед однородными членами после обобщающего слова.

В предложении 666 двоеточие ставится перед прямой речью (цитатой).

Ответ: 24 или 42

6.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим окном. (2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти выученные почти наизусть письма. (3) Простить – значит забыть. (4) Ещё напор – и враг бежит. (5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я. (6) Сейчас забить один гол – значит выиграть первенство мира. (7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

Правильный ответ – 333 и 666: тире ставится между подлежащим и сказуемым (оба выражены инфинитивом) перед частицей «значит».

Предложение 111 – бессоюзное сложное, значение времени.

В предложении 222 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

Предложение 444 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий, динамика действий.

В предложении 555 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

В предложении 777 тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.

Ответ: 36 или 63

7.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Ни лошади, ни дороги – ничего не видно. (2) «Завтра я уезжаю», – сказал он. (3) Любить – значит доверять друг другу. (4) Всё здесь: скамейки, трава, дорожки, уходящие в глубь парка, – было покрыто жёлтыми листьями. (5) С одной стороны, он прав, с другой – его правда принесла матери только огорчения. (6) Лишнее говорить – значит себе вредить. (7) Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!

  1. Тире после однородных членов перед обобщающим словом.
  2. Тире после прямой речи перед словами автора.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.
  4. Тире после однородных членов с обобщающим словом перед продолжением предложения.
  5. Тире на месте отсутствующего слова («стороны»).
  6. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.
  7. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

Ответ: 36 или 63

8.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина – 50 километров, общая площадь поверхности – 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров – оно мелководно.

(6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна – Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, – Гдов.

(9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.

Указание:

Пунктуационный анализ текста.

Решение / комментарий:

В предложениях 222 и 888 ставятся запятые, выделяющие согласованные определения (в данном случае – причастные обороты). В предложении 222 причастный оборот - расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии; в предложении 888 - построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера.

Больше запятых, ставящихся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации, в этом тексте нет:

  • в предложении 111 запятые выделяют деепричастный оборот (будучи третьим по величине на территории Европы);
  • в предложении 333 запятые отделяют однородные члены предложения (Псковское, Чудское, Среднее);
  • в предложении 444 запятые отделяют части сложного бессоюзного предложения;
  • в предложении 666 запятая стоит между частями сложносочинённого предложения;
  • в предложении 999 запятая находится между частями сложноподчинённого предложения (на подчинительную связь указывает слово которых).

Ответ: 28 или 82

9.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Всё: лицо, походка, взгляд, голос – всё вдруг изменилось в ней. (2) Мы слышали, как сестра шепнула нянечке: «Скорее дайте халат». (3) «Да, это трудно: мы идём первыми», – сказал командир. (4) Он верил: его ждут. (5) Он отложил газету и сказал: «Я тебя внимательно слушаю, Лида». (6) В течение дня погода сменялась несколько раз: то светило солнце, то шёл дождь. (7) День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрович, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул: «Каштанка, пойдем!»

  1. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.
  2. Двоеточие перед прямой речью после слов автора.
  3. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины (потому что мы идём первыми).
  4. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения (что его ждут).
  5. Двоеточие перед прямой речью после слов автора.
  6. Двоеточие в сложном предложении с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно).
  7. Двоеточие перед прямой речью после слов автора.

Ответ: 257

10.Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Городская усадьба Шаховских – Краузе – Осиповых находится на улице Воздвиженка, этот дом сохранился здесь с конца XVIII века. (2) В 1783 году двухэтажный дом с антресольным этажом, с флигелями и парадными воротами с Калашного переулка построил князь Алексей Яковлевич Шаховской. (3) Он был младшим сыном князя Якова Петровича Шаховского, обер-прокурора Святейшего Синода и автора известных автобиографических «Записок». (4) С 1842 года владение перешло в руки известного врача И.И. Краузе. (5) В 1852 году, когда усадьба принадлежала штабс-ротмистру Николаю Яковлевичу Козлакову, архитектор Н.И. Козловский перестроил дом. (6) Изменения в основном касались декора фасада и внутренних помещений, в результате чего усадьба получила очень эффектный фасад в стилистике рококо. (7) В 1868 году усадьбу купил врач Дмитрий Тимофеевич Осиповский, который много лет проработал в Московской городской больнице, в больнице для чернорабочих на Мясницкой и в Мариинской больнице. (8) 14 июня 1878 года действительному статскому советнику Дмитрию Тимофеевичу Осиповскому с потомством было высочайше пожаловано дворянство, и с этого времени во фронтоне дома расположился герб Осиповских.

Указание:

Пунктуационный анализ текста.

Решение:

В предложениях 222 и 777 общее правило пунктуации – запятая при однородных членах предложения (в предложении 222 – дом какой? с антресольным этажом, какой? с флигелями…; в предложении 777 – работал где? в Московский городской больнице, где? в больнице для чернорабочих…).

В предложениях 555, 666, 777 общее правило пунктуации – запятая в сложноподчинённом предложении. В предложении 555 – (когда усадьба принадлежала штабс-ротмистру Николаю Яковлевичу Козлакову); в предложении 666 – (в результате чего усадьба получила очень эффектный фасад в стилистике рококо); в предложении 777 – (который много лет проработал в Московской городской больнице, в больнице для чернорабочих на Мясницкой и в Мариинской больнице).

В предложении 111 запятая отделяет части бессоюзного сложного предложения.

В предложении 333 запятая выделяет обособленное приложение.

В предложении 888 запятая отделяет части сложносочинённого предложения, соединённые союзом и.

Ответ: 27 или 72 или 567 или 576 или 657 или 675 или 756 или 765


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов  RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать  им первоначальные...

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest....

Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет...

ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу...

Урок по технологии. "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"

Разработка урока по теме "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"....