Имя числительное. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бондаренко Антонина Николаевна

Конспект повторительно-обощающего урока русского чзыка в 6 классе  по теме "Имя числтельное". Форма проведения: деловая игра "Круглый стол".  Ученики проходят пять кругов повторения имени числительного: морфологические признаки, разряды, правописание мягкого знака, склонение числительных и употребление собирательных числительных. Каждый круг имеет три уровня: теоретический, практический и взаимопроверка. В паузах между кругами - интересная и полезная информация об имени числительном. Каждый из кругов, представленных на уроке, можно развернуть в самостоятельный урок или элемент на уроке "открытия нового знания" для закрепления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Урок русского языка в 6 классе

  Учитель: Бондаренко А.Н.

МКОУ «Алеховщинская СОШ»

Лодейнопольского района

Ленинградской области

 

Тема: имя числительное

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: Деловая игра «Круглый стол»

Цель: закрепление и расширение знаний уч-ся об имени числительном.

Задачи:

  • повторить  и закрепить материал по теме "Имя числительное":
  • закрепить понятие о числительном как части речи,
  • повторить деление числительных на разряды по значению и по составу
  • обобщить знания об особенностях изменения числительных,
  • повторить сведения о морфологических и синтаксических особенностях данной части речи
  • развить умений отличать числительные от других частей речи,
  • использовать числительные в своей речи (устной и письменной);
  • развивать навыки работы в группах, парах;
  • продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи;
  • воспитывать  интерес к изучению русского языка.

Методы и приёмы:

1)  исследовательский

2)  репродуктивный

3)  КСО

  • задания исследовательского характера
  • работа со схемами и таблицами
  • задания на развитие речи
  • нетрадиционная форма работы

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Предметные: знают теоретический материал и осуществляют правильный выбор написания изученных орфограмм

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

ХОД УРОКА

Доброе утро, ребята! Садитесь. Я рада приветствовать вас сегодня на  нашем необычном уроке. Это урок-праздник. Сегодня у нас гости. А послезавтра начинаются каникулы. Вот как много радости. Да и весна за окном. А что делают люди, когда у них праздник и хорошее настроение? Правильно, поют…

Песня «Дважды два – четыре»

Ну я почти уверена, что вы догадались, почему мы сегодняшний урок начали с этой задорной песни. Догадались? Почему?

- Хорошее настроение… И будем говорить о числительных…

- А что о них говорить? Мы же уже всё изучили…

- Правильно – необходимо все повторить, обобщить и закрепить.

- А что именно, на ваш взгляд, мы будем повторять? Спланируем нашу работу…

Верно: морфологические признаки, разряды или группы по значению и составу, правописание Ь знака, склонение числительных и употребление собирательных числительных. Молодцы!

Повторение пройдет в форме игры «Круглый стол». Перед нами 4 группы-команды. В каждой группе капитан, который руководит работой команды. Игра состоит из 5 тематических кругов, которые мы с вами запланировали. Не забудьте, что круг должен замкнуться не позднее чем через 6 минут. Берегите свое ВРЕМЯ и время своих товарищей.

Помните, что команда, которая БЫСТРЕЕ ВСЕХ подготовит теоретический вопрос, получает БОНУС. Кроме того бонусы будут получать команды, которые покажут свою активность и слаженность в работе.

Ученики, выступающие от команды, за полный ответ получают два ЖЕТОНА, за неполный один. Каждое дополнение тоже оценивается жетоном. По результатам игры все жетоны суммируются и превратятся в оценку.

Все участники КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ получает пятерки.

Сегодня вообще можно получить много оценок.

Вы получите также оценки за работу на карточках…

Ну а наши гости сегодня будут и нашими уважаемыми экспертами. Они будут заведовать ФОНДОМ БОНУСОВ и ОЦЕНИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ работы.

Итак, запускаем 1 круг. Он  посвящен МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

1 теоретический уровень. Для повторения морфологических признаков числительных воспользуемся моделью Фрейера. Возьмите ваши модели, которые вы делали дома. Проанализируйте их. И решите, какая модель, по-вашему, самая лучшая в вашей команде. И кто ее будет защищать. Кто готов? Ответ

А теперь все модели передайте нашим уважаемым экспертам на оценку. Самая активная команда получит бонус.

2 уровень – практический. Достаньте из конверта белые карточки. Приготовьтесь к игре «Верно – неверно»

1 круг.                2 уровень.

Карточка  №         

Если вы согласны с утверждением,

поставьте + под номером вопроса,

если не согласны, поставьте -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые
  3. Слово «двойка» - это имя существительное
  4. Имена числительные используются в разных стилях речи
  5. Составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями
  6. Мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать
  7. Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения
  8. У количественных числительных есть разряды, обозначающие дробные числа
  9. При склонении дробных числительных первая часть склоняется как количественное числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе
  10. В составных порядковых числительных склоняются все слова

3 уровень – взаимопроверка.     Достаньте зеленые карточки.

1 круг.                2 уровень.

КЛЮЧ

Если вы согласны с утверждением,

поставьте + под номером вопроса,

если не согласны, поставьте -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

+

-

+

-

+

+

-

Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ОРАНЖЕВЫХ карточках-табло ваш результат.

А сейчас немного отдохнем. У нас пауза – минутка интересной информации.

ПАУЗА

Приглашаем Арину и Настю. Арина расскажет о необычной цифре – 7, а Настя - о цифре 1000

2 круг посвящен РАЗРЯДАМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

1 уровень: Расскажите о группах числительных по значению и по составу. Приведите примеры.

2 уровень:  Достаньте белые карточки.    

                      2 круг          2 уровень

Карточка №

Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного

количественное

порядковое

простое

составное

Пример: четырнадцать

+

+

1

Двенадцать

2

Тридцать семь

3

Сто шестнадцать

4

Пятнадцатый

5

Сто второй

6

Триста тридцать пять

7

Пятьсот двадцатый

8

Шесть

9

Двести одиннадцать

10

Девятьсот три

3 уровень: взаимопроверка. Достаньте зеленые карточки

2 круг          3 уровень

КЛЮЧ

Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного

количественное

порядковое

простое

составное

Пример: четырнадцать

+

+

1

Двенадцать

+

+

2

Тридцать семь

+

+

3

Сто шестнадцать

+

+

4

Пятнадцатый

+

+

5

Сто второй

+

+

6

Триста тридцать пять

+

+

7

Пятьсот двадцатый

+

+

8

Шесть

+

+

9

Двести одиннадцать

+

+

10

Девятьсот три

+

+

Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ЖЕЛТЫХ карточках-табло ваш результат.

ПАУЗА  И вновь минутка интересной информации.

С историей числительных 40, миллион и сказочного расстояния «тридевять земель» нас познакомят Коля, Оля и Герман.

3 круг.  ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

1 уровень. Расскажите о правильном правописании Ь в числительных. Приведите примеры.

2-й уровень: Заполните таблицу, поставив крестик в колонке, где нужно писать Ь в середине числительного или в конце.

                     3 круг       2 уровень

Карточка №

Поставьте + в колонке справа, указав, где нужно писать Ь

В середине

На конце

Образец:  Сем..надцат..

+

1

Восем..надцат..

2

Шест..надцат..

3

Сем..сот..

4

Девят..надцат..

5

Пят..надцат..

6

Девят..сот..

7

Шест..десят..

8

Сем..десят..

9

Восем..сот..

10

Пят..десят..

3-й уровень - взаимопроверка.

Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ЗЕЛЕНЫХ  карточках-табло ваш результат.

ПАУЗА   И снова пауза. На этот раз минутка движения. Ее для нас подготовила Диана. Будьте внимательны – зарядка на внимание.

4 круг. Склонение имен числительных. ХОРОВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.

1-й уровень: Расскажите об особенностях склонения имен числительных (количественных, порядковых, простых и составных)

2-й уровень:  Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ОШИБКА 

4 круг      2 уровень

Карточка №

Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка

Образец: 1. Р.п. пятидесятью,

+

1

Д.п. -  тремстам двадцати пяти

2

П.п. - о двухстах шестидесяти семи

3

Т.п. -  девяноста шести

4

Р.п. -  четырехста пятидесяти трех

5

Т.п. -  шестистами восемнадцатью

6

П.п. -  о восьмистах девяноста двух

7

Р.п. -  пятиста семьюдесятью трех

8

П.п. – о ста двадцати восьми

9

Д.п. – к сорока девяти

10

Т.п. -  семьюстами восьмьюдесятью одним

3-й уровень - взаимопроверка.

                           4 круг      3 уровень

КЛЮЧ

Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка

Образец: 1. Р.п. пятидесятью,

+

1

Д.п. -  тремстам двадцати пяти

2

П.п. - о двухстах шестидесяти семи

3

Т.п. -  девяноста шести

+

4

Р.п. -  четырехста пятидесяти трех

+

5

Т.п. -  шестистами восемнадцатью

+

6

П.п. -  о восьмистах девяноста двух

7

Р.п. -  пятиста семьюдесятью трех

+

8

П.п. – о ста двадцати восьми

9

Д.п. – к сорока девяти

10

Т.п. -  семьюстами восьмьюдесятью одним

Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на ГОЛУБЫХ  карточках-табло ваш результат.

ПАУЗА.

И снова пауза. Сейчас игра «Я диктор» Всем известно как много делают наши дикторы ошибок при произношении числительных. А наши дикторы? Кто сегодня смелый?

5 круг. Собирательные числительные

1-й уровень: Расскажите об особенностях употребления собирательных числительных. Приведите примеры.

 2-й уровень:  Заполните таблицу, поставив крестик только напротив правильных вариантов использования собирательных числительных.

5 круг        2 уровень

Карточка №

Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные

Образец: Семеро одного не ждут.

+

1

Шестеро девочек великолепно исполнили танец.

2

Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге.

3

Двое лошадей скакали по лугу.

4

За лошадьми едва поспевали трое жеребят. 

5

Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы.

6

На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова

7

На столе стояло четверо стаканов.

8

По обоим сторонам дороги  двигались машины

9

Трое котят забрались в папину шляпу.

10

Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди.

3-й уровень - взаимопроверка.

5 круг        3 уровень

КЛЮЧ

Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные

Образец: Семеро одного не ждут.

+

1

Шестеро девочек великолепно исполнили танец.

2

Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге.

+

3

Двое лошадей скакали по лугу.

4

За лошадьми едва поспевали трое жеребят. 

+

5

Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы.

+

6

На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова

+

7

На столе стояло четверо стаканов.

8

По обоим сторонам дороги  двигались машины

9

Трое котят забрались в папину шляпу.

+

10

Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди.

Возвращаем карточки с проверки. Фиксируем результат. И пишем на СИНИХ  карточках-табло ваш результат.

ПАУЗА.

А сейчас аукцион  пословиц и поговорок. Одна пословиц – один жетон. А в это время мы попросим наших экспертов посчитать наши результаты. Бонусные баллы добавляем к заработанным.

Определяем победителей.

Теперь каждый считает свои жетоны, складывает их в конверт. Конверт  подписать и указать к-во жетонов.

Ну а теперь скажите, чем был полезен наш урок? Что вы для себя вынесли с этого урока. Какие знания, умения или впечатления?

Всем на память – КАЛЕНДАРИК.

Перед тем, как уйти не забудьте прицепить смайлик к нашим любимым солнышку, деревцу или тучке.

А экспертов попросим оценить наши иллюстрации пословиц и поговорок, в которых есть числительные.

Спасибо за работу. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

песня ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Урок повторения и систематизации в 6 классе Учитель: Бондаренко Антонина Николаевна МКОУ « Алеховщинская СОШ» Ленинградская область Лодейнопольский район

Слайд 2

обобщение и повторение изученного Цель: закрепление и расширение знаний об имени числительном. Задачи: повторить и закрепить материал по теме "Имя числительное": закрепить понятие о числительном как части речи, повторить деление числительных на разряды по значению и по составу обобщить знания об особенностях изменения числительных, повторить сведения о морфологических и синтаксических особенностях данной части речи развить умений отличать числительные от других частей речи, использовать числительные в своей речи ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 2

Слайд 3

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты с числительным будь дружен.

Слайд 4

Круглый стол 1 уровень: Защита модели Фрейера 2 уровень: Игра «ВЕРНО - НЕВЕРНО» 3 уровень: Взаимопроверка. 4 1 круг: Морфологические признаки числительного

Слайд 5

Пауза 1000 = ТЬМА!!! 5

Слайд 6

Круглый стол 6 2 круг: РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ И ПО СОСТАВУ

Слайд 7

Пауза 7 ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МИЛЛИОН!!!

Слайд 8

Круглый стол 8 3 круг: ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Слайд 9

9

Слайд 10

4 круг: СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Круглый стол 645 593 879 10

Слайд 11

Игра «Я диктор» Пауза Из 545 килограммов макулатуры можно получить около 375 килограммов новой бумаги и изготовить около 12000 ученических тетрадей. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. 11

Слайд 12

Круглый стол 12 5 круг: СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 13

Пауза Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живет замками, И зовут его Семён. 13 АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Слайд 14

14

Слайд 15

15



Предварительный просмотр:

1 круг.                2 уровень.

Карточка  №

Если вы согласны с утверждением,

поставьте + под номером вопроса,

если не согласны, поставьте -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые
  3. Слово «двойка» - это имя существительное
  4. Имена числительные используются в разных стилях речи
  5. Составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями
  6. Мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать
  7. Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения
  8. У количественных числительных есть разряды, обозначающие дробные числа
  9. При склонении дробных числительных первая часть склоняется как количественное числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе
  10. В составных порядковых числительных склоняются все слова

2 круг          2 уровень

Карточка №

Поставьте + в тех колонках справа, где правильно указана характеристика числительного

количественное

порядковое

простое

составное

Пример: четырнадцать

+

+

1

Двенадцать

2

Тридцать семь

3

Сто шестнадцать

4

Пятнадцатый

5

Сто второй

6

Триста тридцать пять

7

Пятьсот двадцатый

8

Шесть

9

Двести одиннадцать

10

Девятьсот три

                     3 круг       2 уровень

Карточка №

Поставьте + в колонке справа, указав, где нужно писать Ь

В середине

На конце

Образец:  Сем..надцат..

+

1

Восем..надцат..

2

Шест..надцат..

3

Сем..сот..

4

Девят..надцат..

5

Пят..надцат..

6

Девят..сот..

7

Шест..десят..

8

Сем..десят..

9

Восем..сот..

10

Пят..десят..

4 круг      2 уровень

Карточка №

Поставьте крестик напротив числительного, в котором при склонении допущена ошибка

Образец: 1. Р.п. пятидесятью,

+

1

Д.п. -  тремстам двадцати пяти

2

П.п. - о двухстах шестидесяти семи

3

Т.п. -  девяноста шести

4

Р.п. -  четырехста пятидесяти трех

5

Т.п. -  шестистами восемнадцатью

6

П.п. -  о восьмистах девяноста двух

7

Р.п. -  пятиста семьюдесятью трех

8

П.п. – о ста двадцати восьми

9

Д.п. – к сорока девяти

10

Т.п. -  семьюстами восьмьюдесятью одним

5 круг        2 уровень

Карточка №

Поставьте + в тех колонках справа, напротив предложений, где правильно использованы собирательные числительные

Образец: Семеро одного не ждут.

+

1

Шестеро девочек великолепно исполнили танец.

2

Четверо геологов семеро суток шли по глухой тайге.

3

Двое лошадей скакали по лугу.

4

За лошадьми едва поспевали трое жеребят. 

5

Пятерым спортсменам из Франции были вручены призы.

6

На обеих стенах висели картины Д.М.Поленова

7

На столе стояло четверо стаканов.

8

По обоим сторонам дороги  двигались машины

9

Трое котят забрались в папину шляпу.

10

Он взял хлеб обоими руками и прижал к груди.


ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЕЛ

ЧИСЛО 7

У многих древних народов число 7 считалось особым числом. Жители Египта и Вавилона рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел 3 и 4. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребенок, а четыре – это число сторон света.
Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признают 7 смертных грехов. Известны  семь чудес света, семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и так алее

Отразилось это число и в русских пословицах и поговорках.
1.Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2. У семи нянек дитя без глазу. 3. Семи пядей во лбу. 4. Семь бед – один ответ. 5. За семью печатями.

ТЫСЯЧА

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово – тьма, которое сейчас осталось только во фразеологизмах: тьма народу, людей тьма-тьмущая.

ТРИДЕВЯТЬ

В сказках мы встречаем фразу «За тридевять земель». Возникает вопрос:  это за сколько? За тридевять земель - это значит очень далеко. В старину цифровое значение трИдевять равнялось двадцати семи, то есть  три раза по девять.

МИЛЛИОН

У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится ТЫСЯЧИЩА. Так мир получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

СОРОК

Слово СОРОК в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

урок русского языка 6 класс "Имя числительное" по здоровьсберегающим технологиям

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»Цель:·            предметные: ознак...

Употребление числительных в речи. Урок русского языка в 10 классе

Урок разработан в соответствии ФГОС, используются интересные материалы по истории Саратовского края...

Урок русского языка 6 класс "Имя числительное"

В уроке применен исследовательский метод, где учащиеся сами находят ответы на проблемные вопросы...