Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Цупикова Наталья Владимировна

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8   классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_korrektsii_po_russkomu_yazyku.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района

«Рассмотрено»                                                               «Согласовано»                                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Заместитель директора  по УВР                                      Директор школы

__________________                                                                                                                                                   ___________/______________/

_________/_________/                                                  __________/__________/                                                   Приказ №________

Протокол №___от

«__»_________2019 г.                                                   «__»__________2019 г.                                                    «__»________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности        Час коррекции по русскому языку

по направлению                      общеинтеллектуальное  

для обучающихся     13– 14  лет

срок реализации   1 полугодие    

Цупикова Наталья Владимировна

Ф.И.О учителя, (коллектива учителей)

2019 – 2020 учебный год

Введение

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 «А», «Б»  классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Цель изучения курса

Данный кружок нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса

Основные образовательные задачи курса:

  • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
  • повысить уровень логического мышления учащихся;
  • создать условия для формирования языковой компетенции ;
  • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
  • выработать навык комплексного анализа текста;
  • совершенствовать навыки работы над изложением.

Развивающие задачи курса:

  • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
  • способствовать развитию речи учащихся;
  • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
  • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Воспитательные задачи курса:

  • формировать ключевые компетенции;
  • повышать интерес к гуманитарному образованию;
  • воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;
  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  • алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
  • применять алгоритм написания сжатого изложения;
  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
  • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 8 класса  предложен  кружок «Развиваем орфографические навыки», который рассчитан на 16 часов: 1 ч в неделю.

Планируемые результаты

Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.

 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик 8 класса научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Название разделов, тем

Коли

чество часов

Форма мероприятия

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Предполагаемый результат

1-2

Правописание приставок

2

Познавательная беседа, практическая работа

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-

Беседа. Работа с тестами

Употреблять в научном стиле слова с иноязычными приставками

3

Правописание гласных в корне слов

1

Познавательная беседа, практическая работа

Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц.

Чередование гласных о-а, е-и.

Тренировочные упражнения

Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста

4

Правописание согласных в корне слов

1

Познавательная беседа, практическая работа

Сомнительная согласная;  непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Орфографический анализ текста

Выполнение тестовых заданий, работа со словарём

Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста

5

Употребление ь и ъ

1

Познавательная беседа, практическая работа

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление ь в числительных.

-тся и –ться в глаголах.

Разделительный ь и ъ.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный).

Орфографический анализ текста

Анализ предложений и ситуаций

Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста

6-7

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий

2

Познавательная беседа, практическая работа

Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных

Работа с тестами, анализ предложений, подбор материалов, тренировочные упражнения

Анализировать  и исправлять  ошибки, связанные с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи

8

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов

1

Познавательная беседа, практическая работа

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Орфографический анализ текста

Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий

Самостоятельно выполнять орфографический анализ текста

9

Дефисное написание слов

1

Познавательная беседа, практическая работа

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Правописание наречий  и предлогов.

Применять дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов)

10

Правописание сложных слов

1

Познавательная беседа, практическая работа

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Употреблять  сложные слова  в научном и официально-деловом стилях

11

Правописание предлогов, союзов, частиц

1

Познавательная беседа, практическая работа

Правописание производных предлогов ввиду, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в заключение, в отличие от, несмотря на.

Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи( идти навстречу, на встречу с друзьями, навстречу солнцу).

Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, отличие их от омонимичных сочетаний слов

Работа по алгоритму

Употреблять производные предлоги в научном и официально-деловом стилях речи

12

Употребление тире в простом предложении

1

Познавательная беседа, практическая работа

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.

Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры)

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений

Анализировать и исправлять  речевые ошибки, связанные с построением простых предложений

13

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Познавательная беседа, практическая работа

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные неоднородные определения

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами

Анализировать  и исправлять  речевые ошибки, связанные с построением предложений с однородными членами

14

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения

1

Познавательная беседа, практическая работа

Обособленные определения, приложения, обстоятельства.

Предложения с уточняющими обособленными членами

Пунктуационный разбор текста. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением обособленных членов предложения

Выполнять пунктуационный разбор текста. Анализировать и исправлять  ошибки, связанные  с употреблением обособленных членов предложения

15

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения  

1

Познавательная беседа, практическая работа

Обращения.

Вводные слова и вставные конструкции

Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.

Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами

Стилистическое использование вводных слов. Анализировать  и исправлять  ошибки, связанные с построением предложений с вводными словами

16

Заключение

1

Познавательная беседа, практическая работа

Итоговый контрольный тест

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

 «Час коррекции по русскому языку», 8 «А», «Б» кл.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1-2

Правописание приставок

2

3

Правописание гласных в корне слов

1

4

Правописание согласных в корне слов

1

5

Употребление ь и ъ

1

6-7

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий

2

8

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов

1

9

Дефисное написание слов

1

10

Правописание сложных слов

1

11

Правописание предлогов, союзов, частиц

1

12

Употребление тире в простом предложении

1

13

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

14

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения

1

15

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения  

1

16

Заключение

1

Литература

1.Бройде М.Н. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. М., Айрис-Пресс, 2001

2.Львова С.И. Там, где кончается слово…(о слитных, дефисных, раздельных написаниях). М., 1991

3.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.,1982

4.Лукина Я. В., Степанова Л. В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. СПб, «Златоуст», 2001

5.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М., 2001

6.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994

7.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998

 8. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы.     Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.

9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9          класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения    государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

10. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: «Экзамен».

11.«Итоговый контроль ГИА. Русский язык. Учебно-справочные материалы для 9 класса», Москва., Санкт-Петербург, «Просвещение», 2011 г.

12. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012 : учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион,2012.

13. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9-й класс/ Т.М.Пахнова.- 2-е изд., стереотип.-М.:  Издательство «Экзамен»,2011.

14. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс

«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»

Рабочая программапо внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»...

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" 8-9 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по предмету "Английский язык" рассчитана на учащихся 8-9 классов на 2 года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс русский язык и культура речи

Рабочая программа по внеучной деятельности 8 кл русский язык...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс

Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты. Программа курса представляет  систему  подготовки...