ТКУ "Что такое речь" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шуралева Наталья Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Что такое речь?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_chto_takoe_rech_5_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Класс:  5

Тема урока: Развитие речи. Что такое речь.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие:  выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

 воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения

- здоровьесбережение;

- проблемного обучения;

- развивающего обучения;

- поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные  умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование:учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».

План проведения урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока (рефлексия).
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

II.Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

  1. Проверка дом. задания.

1. С какими новыми словами-терминами мы познакомились на прошлом уроке?

2. Первым лингвистом, создателем русской лингвистики был М.В. Ломоносов

ПЕРЕСКАЗ упр. 5

3. Какова основная роль языка? Роль языка

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Отвечают на вопрос

Пересказывают текст

Отвечают на вопрос

Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

 Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку.

III.Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

Учитель делает на доске запись

ЯЗЫК=РЕЧЬ?

Правильна ли эта формула?

Высказывают предположения

Учитель фиксирует их на доске

напряжения в мышцах глаза.

Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: владеют грамотной письменной речью.

IV.Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

1. Работа по учебнику.

Комментированное чтение лингвистического текста в упражнение 9

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое речь?

2. Правильны ли были  высказанные вами до этого предположения?

3. Справедлива ли формула?

2. Выполнение упражнений.

Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) учитель помогает  учащимися найти

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол;  точка;  бочка;  кочка,  мочка,  ночка,  почка,  дочка);  

- морфемы(, , , )

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (стекло разбилось, всё стекло на пол);

– орфоэпические  средства  (метр  [м'э]  –  «единица  длины»  –  метр [мэ] – «учитель, наставник»);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

3 Самостоятельное выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

Задания:

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2. Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

3. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

 - смыслоразличительную роль звука,     орфографические средства морфологические средства

орфоэпические  средства  орфоэпические  средства  

Оценивают свою работу.

Высказывают своё мнение

Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол». «Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

– Где?

– Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения.

Учитель. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему  Коля  пытался  вступить  в  общение  с  мальчиком,  с  дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

делают вывод о том, какое условие речевого общения отсутствовало в тексте, какие условия необходимы для речевого общения.

Личностные УУД:действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД:применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД:оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД:самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД:действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома: параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

ЗСП 2

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:понимать и принимать учебную цель и задачу.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

1. Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения  в  выделенных  словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пятый класс?

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Посвящение в пятиклассники....

Презентация "Что такое мастер - класс"

В презентации представлен материал по проведению мастер - класа"...

Что такое МАСТЕР КЛАСС?!

Выступление на районной августовской конференции на секции учителей математики...

Презентация "Что такое мастер-класс"

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования...

Что такое мастер-класс (презентация)

Что же такое мастер-класс?...

Что такое мастер-класс

Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки...

Что такое климат класса?

Психологический климат класса — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слага...