Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе. Тема: "В гостях у имени числительного"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Жанатаева Людмила Галиевна

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе. Тема: "В гостях у имени числительного"

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. В результате урока ученики повторят изученный материал об имени числительном.
2. Практикуются в применении орфографических правил при написании числительных

Развивающие:

1. Ученики учатся распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных).
2. Усваивают нормы употребления числительных в речи, а именно учатся
– читать, правильно артикулируя, цифровой материал;
– писать числа словами, соблюдая орфографические нормы и нормы изменения числительных по падежам, нормы управления и согласования числительных в сочетаниях с существительными.
3. В результате урока развивается коммуникативная и познавательная деятельность обучающихся.

Воспитательные:

  1. Обучающиеся понимают необходимость взаимовыручки.
    2. Убеждаются в том, что 
    надо знать историю родного края, любить Родину, уметь видеть прекрасное в окружающей жизни, передавать своё восхищение в слове.
    3. Осознают внутрипредметные связи: 
    грамматики, естественнонаучных дисциплин (математики, географии, истории) и литературы.


Планируемые результаты:

предметные: распознавать числительные разных разрядов по значению, употреблению и строению, правильно употреблять числительные в письменной и устной речи, составлять собственное речевое высказывание с включением в него числительных


метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста.


1. Организационный момент (эмоциональная рефлексия) Слайд 1

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, очень симпатичные и доброжелательные учителя, и мы покажем, что мы знаем и умеем. Оцените своё настроение. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок. Слайд 2 (смайлы)

А начать его я хочу с притчи.

  • А вы знаете, что такое притча? Где будете искать ответ?

- Правильно, в толковом словаре.

(Ученик работает со словарной статьёй, даёт определение понятия ПРИТЧА, все сверяются со слайдом 3)

Учитель помещает на слайде определение понятия «притча». (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере»).

б) Словарная работа.

- Какое слово в толковании понятия ПРИТЧА вам непонятно? Давайте выясним его значение (обращение к словарю).

Назидательный-

(служащий для назидания, заключающий в себе назидание (наставление, поучение). (Слайд 3)

- А теперь послушайте притчу.

в) Учитель рассказывает притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: 
   — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
   Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. 
   Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
   — Всё в твоих руках.

Учитель выдерживает паузу и задаёт вопрос:

- Ребята, в чём заключается мудрость притчи? (Ответы детей)

Да, у вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас всё получится. Всё в нашей жизни зависит от нас.


А теперь нас приглашает в гости удивительная страна, которой не найдёшь на карте. Название её вы легко узнаете, прочитав загадку

П. Чеснокова: (читает ученик)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду. 

– О какой части речи здесь говорится?

Молодцы, сегодня мы в качестве гостей побываем у  загадочного Имени числительного.

2. Определение детьми целей урока (целеполагание и мотивация)

- Как вы считаете, какие цели и задачи стоят сегодня перед каждым из вас?

  • повторить, что такое числительное;
  • узнать больше об истории родного края,
  • повторить разряды числительных;
  • усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нормы изменения числительных по падежам;
  • практиковаться в правильном написании числительных.

(Учитель слушает детей, соглашается с ними, дополняет и корректирует их ответы)

3. Повторение изученного материала.

Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом путешествии нужны опытные и знающие люди. Вы согласны со мной? (Да)

1вопрос Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .( Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько? какой?)

2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие - составными? Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные)

3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? ( от 5-20, 30 – на конце, от 50-80, 500-900- после первого корня.)

4 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.

целые числа - пять, десять, дробные -две третьих, собирательные- трое.

5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные(порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).

- Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь.

- Внимание! С первого причала отправляется корабль в Страну Чисел. Счастливого пути!

  1. 2.Станция «Корректор».

Работа с раздаточным материалом.

-Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1.Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)

2.Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

3.Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

4.У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

5.Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней).

6.  Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

(  Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

7)Двое белок собирали шишки.

(Две  белки собирали шишки).

8)В городе открыто семеро детских садов.

(В городе открыто семь детских садов).

  1. 3.Станция синтаксическая .

Работа у доски.

-Сделайте синтаксический разбор предложений.

1. Семь не делится на пять без остатка.

2. Начался третий урок.

3. Семеро одного не ждут.

.

  1. 4.Станция морфологическая.

1.Работа у доски.

-Определите разряды числительных по значению, данные словосочетания распределите на группы:

Количественные       Собирательные      Порядковые

Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три книги, третий лишний,  семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова, десятое выступление, одиннадцатый том.

2.Самостоятельная работа с таблицами.

- Запишите имена числительные в таблицу.

Простые

Сложные

Составные

Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, девятьсот восемьдесят восемь, три, тринадцать.

  1. 5.Станция «Занимательная грамматика».

- Ребята, вам надо будет прочитать(отгадать) ребусы, а затем составить с этими словами предложение и записать его в тетрадь:

7-я  100-л  е-2  о-5  пре2рительно  вы3 40а, е2, о5, с3ж.

1 группа отправится в город Математиков
Под каким девизом вы будете работать? (Н-р: «Без грамматики не выучишь и математики»)

Задание:  

1. 130-114=? 3. 280+520=?

2. 60+40=? 4. 800-300=?

  • Решите и запишите примеры, используя различные варианты.

( слова для справок: вычесть, сложить, прибавить, сумма чисел, разность чисел). Обратите внимание на правописание окончаний имен числительных.

  • От получившихся в ответе количественных числительных

образуйте порядковые.

2 группа будет представлять ваш класс в Клубе «Знатоки литературы»

Задание: 

  • Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией.

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 26, 145,

915, 18, 2225,

613, 116, 512,43,

2 000 000, 320, 17 ,333.

  • Запишите прописью числительные, в середине которых пишется Ь.

- Какие это числительные по структуре? Определите разряд числительных.

- Когда в середине числительных пишется мягкий знак? (от 50 до 80, от 500 до 900)

3. Проверка индивидуального задания.

 Актуализация знаний обучающихся об имени числительном.

-- Сейчас перед вами выступит ученик, работавший по сбору информации об истории школы.

- Ваша задача, ребята, в это время выписать словосочетания с именами числительными.

Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли видеть их в газетах и журналах, слышать о них по телевидению и по радио. Числительное говорит нам о многом.

 Числительное как беспристрастный свидетель расскажет нам о том, что наша Кишпекская средняя школа образована в 1963  году. Первый набор учащихся составил 33 ученика, а количество первых выпускников составляло 14 учащихся. В 2020 г. нашей школе исполниться  57 лет. В настоящее время в нашей школе учится более 500 детей.

Индивидуальное задание:

Словосочетание (возраст нашей школы) 57  лет поставьте в форме Р.п., Д.п., Т.п., П.п. (1 ученик выполняет это задание на доске.

Р.п. –
Д.п. –
Т.п. –
П.п. –

– Назовите произведения данных авторов, в названии которых встречаются числительные.

3 группа

Ответы: 
Сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»,

Ю. Олеша «Три толстяка»,

Л. Н. Толстой «Три медведя»,

русская народная сказка «Три поросёнка»
Произведения: А. Дюма «Три мушкетёра»,

Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре»,

В. Каверин «Два капитана».

Запишите названия произведений в тетради, прочитайте друг за другом.

Слово учителя: Каждая группа хорошо справилась со своим испытанием. И теперь для вас перерыв на отдых.

7. Физминутка.

Вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

  • cемьсот, одиннадцать, сорок;
  • шестнадцать, восемьдесят, двести;
  • девятьсот, девятнадцать, девяносто.

8. Коллективная игровая работа

- А сейчас вас ожидает коллективная работа. Перед её выполнением вспомните, пожалуйста, где мы встречаемся с числительными?

Уч-ся. Мы встречаем имена числительные в математике, повседневной жизни. Когда рассказываем о себе, праздниках и т.д.

Учитель. А теперь давайте поиграем, я называю вопрос, а вы записываете ответ, используя имена числительные.

В каком году вы родились? в2000году

Сколько вам лет? 12лет

В каком вы классе? В 6 классе.

Сколько у вас уроков сегодня? 6 уроков

А сколько девочек в классе? 9 девочки

А мальчиков? 16 мальчиков

Какого числа мы будем праздновать Международный женский день? 8 марта

Учитель. Обменяйтесь работами и проверьте, правильно ли записали ответ ваши товарищи. Сравните с эталоном и оцените работу.

5 страничка «Исправь ошибки!»

Отредактируйте предложения и запишите.

  1. В книге около девяносто страниц.
  1. В городе более девятьсот школ.
  1. По обоим сторонам дороги расстилались поля.
  1. Трое школьниц направлены на олимпиаду.
  1. Сосны живут около триста – четыреста лет.

 

- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор».

- Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному предложению на листочках, а вы должны прочитать его правильно.

1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров.

2.Брат вернулся около 12 часов.

3.Он взял эту высоту – планку подняли до 198 сантиметров.

4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта.

5.В походе было более 300 школьников.

6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой.

7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.

Вывод: Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен

Ты и с числительным будь дружен!

- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство имени числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.

В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:

1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? ( 15 февраля)

2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут)

3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве имени числительного)

- Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением.

Самооценка (слайд 22) Ребята поднимают сигнальные карточки.

11. Домашнее задание (дифференцированное)

2 группа: Упр.388
1 и 3 группы: Творческое письменное задание (по упр.389) 

Сочинение «Вдруг числительные исчезли….»; контрольные вопросы и задания по разделу «Имя числительное».

А теперь оценим, ребята, сегодняшний урок (уч-ся поднимают карточки-смайлы), улыбнёмся друг другу  и будем отдыхать.
А я надеюсь, что имена числительные теперь никуда не убегут, станут вашими друзьями и помощниками не только в школе, но и везде. И возвращаясь к притче, я хочу подарить каждому из вас бабочку и напомнить: «Всё, ребята, в ваших руках».
Урок окончен. Всем спасибо.

Рефлексия «Продолжи мысль»

Я понял, что………

Мне понравилось…………

Я хочу…………….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А вы знаете, что такое притча? Где будете искать ответ? ПРИТЧА - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Слайд 3

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ – наставление, поучение.

Слайд 4

притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

Слайд 5

Павел Григоревич Чесноков Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. – О какой части речи здесь говорится?

Слайд 6

1. станция «Теоретическая» Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Какие числительные называются простыми, какие - составными? Приведите примеры В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры. Что обозначают порядковые числительные?

Слайд 7

2. Станция «Корректор». Исправьте грамматические ошибки в предложениях. 1.Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2.Четверо студенток получают повышенную стипендию. 3.Договор подписан обоими сторонами. 4.У меня есть двое попугаев. 5.Мы ехали пятеро дней. 6. Двое белок собирали шишки.

Слайд 8

3.Станция синтаксическая . Сделайте синтаксический разбор предложений. 1 . Семь не делится на пять без остатка. 2. Начался третий урок. 3. Семеро одного не ждут.

Слайд 9

4.Станция морфологическая. -Определите разряды числительных по значению, данные словосочетания распределите на группы: Количественные Собирательные Порядковые Четверо друзей, двое сыновей, семеро козлят, вторая стрела, седьмое небо, трое ребят, первое свидание, три книги, третий лишний, семь раз отмерь, тридцать три богатыря, двенадцатая голова, десятое выступление, одиннадцатый том.

Слайд 10

- Запишите имена числительные в таблицу. Простые Сложные Составные Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, девятьсот восемьдесят восемь, три, тринадцать.

Слайд 11

5.Станция «Занимательная грамматика». Отгадать ребусы, а затем составить с этими словами предложение и записать его в тетрадь: 7-я 100-л о-5 пре2рительно 40а С3ж 2д

Слайд 12

5. Работа в группах 1 группа - «Математики» Задание: 1. 130-114=? 3. 280+520=? 2. 60+40=? 4. 800-300=? Решите и запишите примеры, используя различные варианты. ( слова для справок: вычесть, сложить, прибавить, сумма чисел, разность чисел ). От получившихся в ответе количественных числительных образуйте порядковые.

Слайд 13

2 группа - « поэты» Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией. 714, 15, 3247, 16, 318, 140, 327, 3, 28, 220, 26, 145, 915, 18, 2225, 613, 116, 512,43, 2 000 000, 320, 17 ,333. Запишите прописью числительные, в середине которых пишется Ь. - Какие это числительные по структуре?

Слайд 14

3 группа - «Знатоки литературы» А.С. Пушкин С.Я.Маршак Л. Н. Толстой русская народная сказка А. Дюма В. Каверин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Три медведя» «Три мушкетёра» «Два капитана». «Двенадцать месяцев» «Три поросёнка»

Слайд 15

Проверка индивидуального задания. Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли видеть их в газетах и журналах, слышать о них по телевидению и по радио. Числительное говорит нам о многом. Числительное как беспристрастный свидетель расскажет нам о том, что наша Кишпекская средняя школа образована в 1963 году. Первый набор учащихся составил 33 ученика, а количество первых выпускников составляло 14 учащихся. В 2020 г. нашей школе исполнится 57 лет. В настоящее время в нашей школе учится более 500 детей.

Слайд 16

Словосочетание (возраст нашей школы) просклонять П.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п.

Слайд 18

Коллективная игровая работа В каком году вы родились? Сколько вам лет? В каком вы классе? Сколько у вас уроков сегодня? Какого числа мы будем праздновать День Победы? Какую годовщину Победы мы празднуем в этом году?

Слайд 19

Игра « Диктор». 1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров. 2.Брат вернулся около 12 часов. 3.Он взял эту высоту – планку подняли до 198 сантиметров. 4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. 5.В походе было более 300 школьников. 6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой. 7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.

Слайд 20

Рефлексия «Продолжи мысль» Я понял, что……… Мне понравилось………… Я хочу…………….

Слайд 21

Домашнее задание Сочинение «Вдруг числительные исчезли….» Контрольные вопросы и задания по разделу «Имя числительное».

Слайд 22

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен Ты и с числительным будь дружен! Всё в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в город Русского Языка.

В занимательной форме дети систематизируют и закрепляют знания об имени существительном в ходе выполнения практических заданий....

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Урок Путешествие по стране русского языка

Урок: " Путешествие по стране русского языка"...

урок-путешествие по стране Русского языка

Обучающие цели:Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфоэпия ,лексика,  орфография, синтаксис, пунктуация).Формировать умения применять полученные знан...

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...