РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Ветрова Елена Петровна

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:

  • повторение и изучение выразительных средств речи.

Задачи курса:

  • воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
  •          задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели;
  •  способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;
  •  способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся;
  • подготовить учащихся к ЕГЭ;
  • сформировать потребность в речевом усовершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_11_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ"

10  класс

 

 

 

 

Пояснительная записка

      Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:

  • повторение и изучение выразительных средств речи.

Задачи курса:

  • воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
  •         задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели;
  •  способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;
  •  способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся;
  • подготовить учащихся к ЕГЭ;
  • сформировать потребность в речевом усовершенствовании.

Актуальность программы данного курса

Изобразительно-выразительные средства при их умелом использовании придают речи яркость и образность. Выразительность речи, гармонично сочетающаяся с точностью и лаконичностью, есть одно из важнейших требований к автору устного или письменного текста.

Результаты ЕГЭ показывают, что одним из самых сложных для выпускников заданий является анализ средств выразительности. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно не только обнаружить в тексте языковые средства художественной изобразительности, но и правильно их назвать, то есть важно знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, точно знать термины, с помощью которых называются те или иные выразительные средства, осознавать отличия между ними.

 На основе теоретического материала учащиеся должны производить анализ эпизодов из художественных или публицистических произведений: важно, чтобы они умели не только видеть выразительное средство, но и объяснить его роль в данном отрывке. А это является одним из критериев при оценке задания С Единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа

разработана на основе содержания государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 10-11 классов.

                                Программа рассчитана на 35 часов

                                Программа предусматривает

отбор методов и приемов, активизирующих групповую работу, исследовательскую деятельность.

Формы контроля: тестирование, исследовательские работы.

           

Содержание программы элективного курса

Тема 1. Виды средств художественной выразительности. Понятие «троп» и «фигура речи». (1 ч)

Тема 2.        Синтаксические средства художественной выразительности. (1 ч)

Тема 3.        Риторический вопрос. Именительный темы. (1 ч)

Тема 4.        Риторическое восклицание и риторическое обращение. (1 ч)

Тема 5.        Повтор как одна из самых распространённых стилистических фигур. Виды повтора. (1 ч)

Тема 6.        Анафора. Рефрен. (1 ч)

Тема 7.        Эпифора, кольцо. (1 ч)

Тема 8.        Градация и синонимический ряд. Роль градации в художественном тексте. (1 ч)

Тема 9.        Антитеза. (1 ч)

Тема 10.Параллелизм предложений. Синтаксический параллелизм. (1 ч)

Тема 11.        Многосоюзие и бессоюзие при построении предложений. (1 ч)

Тема 12.        Умолчание. Эллипсис (неполнота предложений). (1 ч)

Тема 13.        Инверсия как средство интонационно-синтаксического  выделения слов или их сочетаний. (1 ч)

Тема 14.        Оксюморон. (1 ч)

Тема 15.        Парцелляция. (1 ч). Практическая работа.(1час)

Тема 16.        Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Тропы. (1 ч)

Тема 17.        Ключевые слова. (1 ч)

Тема 18.        Стилистическая окраска слова. (1 ч)

Тема 19.        Художественное определение. Виды эпитетов. (1 ч)

Тема 20.        Метафора. Развёрнутая метафора. (1 ч)

Тема 21.        Олицетворение как разновидность метафоры. (1 ч)

Тема 22.        Сравнение. Различные способы выражения сравнения. (1 ч)

Тема 23.        Метонимия и синекдоха. (1 ч)

Тема 24.        Замена названия или явления с помощью перифразы. (1 ч)

Тема 25.        Гипербола и литота. (1 ч)

Тема 26.        Гротеск, ирония, сарказм. (1 ч)

Тема 27.        Устаревшие слова как изобразительный приём. (1 ч)

Тема 28.        Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём. (1 ч)

Тема 29.        Фразеологизмы как изобразительный приём. (1 ч)

Тема 30.        Индивидуально-авторские неологизмы. (1 ч)

Тема 31.        Прямая речь как изобразительный приём. (1 ч)

Тема 32.        Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности. (1 ч)

Тема 33.        Использование средств художественной выразительности писателями и поэтами 19 века (анализ произведений) (1 ч)

Тема 34.        Использование средств художественной выразительности писателями и поэтами 20 века (анализ отрывков произведений) (1 ч)

Обучающиеся, изучившие данный курс должны

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

Календарно - тематическое планирование

Учитель: Ветрова Е.П.

Всего часов: 35

Количество часов в неделю: 1

п/п

Содержание

Количество часов по теме

Дата

Виды средств художественной выразительности. Понятие «троп» и «фигура речи».

1

Синтаксические средства художественной выразительности.

1

Риторический вопрос. Именительный темы.

1

Риторическое восклицание и риторическое обращение.

1

Повтор как одна из самых распространённых стилистических фигур. Виды повтора.

1

Анафора. Рефрен.

1

Эпифора, кольцо.

1

Градация и синонимический ряд. Роль градации в художественном тексте.

1

Антитеза.

1

Параллелизм предложений. Синтаксический параллелизм.

1

Многосоюзие и бессоюзие при построении предложений.

1

Умолчание. Эллипсис (неполнота предложений).

1

Инверсия как средство интонационно-синтаксического  выделения слов или их сочетаний.

1

Оксюморон.

1

Парцелляция.

1

Практическая работа

1

Лексические и морфологические средства художественной выразительности. Тропы.

1

Ключевые слова.

1

Стилистическая окраска слова.

1

Художественное определение. Виды эпитетов.

1

Метафора. Развёрнутая метафора.

1

Олицетворение как разновидность метафоры.

1

Сравнение. Различные способы выражения сравнения.

1

Метонимия и синекдоха.

1

Замена названия или явления с помощью перифразы.

1

Гипербола и литота.

1

Гротеск, ирония, сарказм.

1

Устаревшие слова как изобразительный приём.

1

Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём.

1

Фразеологизмы как изобразительный приём.

1

Индивидуально-авторские неологизмы.

1

Прямая речь как изобразительный приём.

1

Словообразовательные и грамматические возможности художественной выразительности.

1

Использование средств художественной выразительности писателями и поэтами 19 века (анализ произведений)

1

Использование средств художественной выразительности писателями и поэтами 20 века (анализ отрывков произведений)

1

Литература

1) Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.

2) Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: учеб.пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений.

3) Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».

4) Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.

5) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.

6) Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

рабочая программа элективного курса по географии "Русские колумбы"

данный курс предназначен для учащихся 8 класса...

Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

Рабочая программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...

Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...