КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Пичик Татьяна Степановна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Тема урока:
«Повторение изученного в 5-8 классах.  Морфемика  и словообразование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
Тема урока:
«Повторение изученного в 5-8 классах.  Морфемика  и словообразование».

ФИО (полностью)

Пичик Татьяна Степановна

Место работы

МБОУ ЕСШ № 9

Должность

учитель

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».  № 4

Базовый учебник

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2014

Цель урока:

Закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Задачи:

- обучающие: закрепить знания учащихся о составе слова, о словообразований, развивать навыки грамотного письма, мышление, речь, орфографическую зоркость; расширить знания  по ранее изученному материалу; обеспечить высокий уровень подготовки способных учеников к олимпиаде;
- развивающие: развить любознательность;  активизировать самостоятельность учащихся на уроке в ходе выполнения различных упражнений,

 - воспитательные: формировать любовь учащихся к русскому языку и истории, прививать любовь к слову, воспитывать культуру общения в группах. 

Тип урока:

обобщение и закрепление материала, практикум 

Формы работы учащихся

работа с раздаточным материалом (текст); фронтальная  работа; работа с учебником; повторение изученного; работа в группах; индивидуальная  работа над этимологией слов.

Метод:

словесный, практический.

Технологии:

проблемное обучение, уровневой дифференциации, игровые, компьютерные, интеграционные 

Необходимое техническое оборудование:

презентация, интерактивная доска или видеопроектор и экран, тестовые задания, З.А. Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка», А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. (Слайд 1)

  1. Вступительное слово учителя.

- С первых дней жизни мы приучаемся соотносить людей и окружающие нас предметы с определенными сочетаниями звуков – словами. Оно воспринимается как нечто цельное, почти осязаемое, как сами предметы, которые оно называет.

  1.  Этап целеполагания: совместное выявление и постановка целей и задач урока. (Слайд 2)

Работа с эпиграфом к уроку.

 «Слова, дружище – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться».

                                                                                                           (М. Горький)

- Эти слова не случайно являются эпиграфом к сегодняшнему уроку.  В чем же заключается основная мысль слов М. Горького?

(В русском языке много способов словообразования, благодаря чему появляются новые слова. Наш язык богат и разнообразен, постоянно меняется его состав, пополняется новыми словами). 
Соберите слово из букв И Л Г Н И В Т С К И А  (лингвистика).

Что оно обозначает?

Какие разделы лингвистики мы закончили изучать?

Что изучает Морфемика? Словообразование?

Какова тема нашего урока? (Обобщение по теме “Морфемика и  словообразование”).

Какова, по вашему мнению, цель урока? (Закрепление умений и навыков по теме).

- Итак, тема сегодняшнего урока – «Повторение изученного по морфемике и словообразованию». Мы повторим основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов.

VI. Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализации компетенций учащихся) 

1) Орфографическая работа. Прочитайте текст школьницы Алеси Пачко.

Слов.  Родина – б.льшое и оч.нь мал.н.кое...В нём заключ.ны б.льшая страна и мал.н.кая лужайка с з.лён.й  тра.к.й и звонким руч.йком. Родина - это м.я любимая с.м.я. Это ранее утро, когда гониш.   к.р.ву в стадо по пр.хладной р.се. Родина - это кру. ка  п.рного м л.ка с пен.й.  А ещ. это тёплая з.мля, ласков.е  со.нце.  Л.жиш.  на з.мле, смотриш. в небо, а оно такое синее, такое глубокое, что дух захватывает. Боже! Как х.р.шо мне! Спасибо тебе за то, что я есть.

- Вы обратили внимание на пропуски в словах.  Давайте выпишем эти слова и сгруппируем по видам орфограмм (кому это сделать всё еще сложно, выпишите слова подряд – разберетесь позже). В какой части слова эти орфограммы? (В корне, в суффиксе, окончании) Работа в группах.
- Как же связаны части слова и орфограммы? (Нам надо знать, в какой морфеме орфограмма: подбирать ли проверочное слово, или написание будет зависеть от других грамматических значений). 
- С каким разделом лингвистики связана Морфемика? (
С орфографией)

- Выпишите слова с полногласными  сочетаниями. (Млеко (старослав. ) - молоко (русск.) корова - крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. стра­на — сто­ро­на)

Молодцы. Вы все работали хорошо. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Крыжановского.

Отчего, обжигая горло, Разбирая часами 
подряд Сочетания «оло» и «оро» – «Вран» 
и «ворон», «молод» и «млад»? Человек 
некий ими два сына... Я прислушиваюсь 
к словам. Открывается в них Россия, 
Легендарная быль славян... Сто-ро-на. 
Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы: 
С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

2) Работа со словарями.
- Как, используя ваши знания морфемики, вы сможете объяснить значение слова «родина»? Какой разбор слова вам поможет? (
морфемный и словообразовательный разбор) Произведите: 1 вариант – морфемный разбор этого слова, а 2 вариант – словообразовательный // у доски

Морфемный разбор: род – корень, ин- суффикс,  а-окончание.

- Назовите сходные по морфемному строению слова. (целина, дедина, година, месячина). (Строение слов по русскому язык . З.А. Потиха)

Словообразовательный разбор: родина- прародина (Словообразовательный словарь. А.Н. Тихонов)

- Значит, можно сказать и о связи морфемики с другими разделами лингвистики. С какими же? (С этимологией и лексикой) 

-Подберите к слову Родина  синонимы. За помощью вы можете обратиться к словарю.

(Родина — существительное. В русском языке в качестве синонимов к слову чаще всего используются: мать, начало, страна, источник, семейство. К редко используемым словам-синонимам относятся: прародина, Отчизна, отчизна, колыбель, матерь. Всего в словаре 24 синонима).

3. Фронтальный опрос.

 - Вспомните, на какие значимые части – морфемы – делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?

 - Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

 - Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постсуффиксальный.)

VI. Работа с таблицей в тетрадях.

 - Перенесите в тетради таблицу, которую вы видите на доске.

Приставоч-ный способ

Суффик-сальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Безаф-фиксный способ

Сложе-ние основ

Переход из одной части речи в другую

- А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования. Работа в группах.

 1)взвешивать (приставочно-суффиксальный); 2)подосиновик (приставочно-суффиксальный); 3)переход (безаффиксный); 4)возгорание (суффиксальный); 5)гористый (суффиксальный); 6)зелень (безаффиксный); 7)автозаводской (суффиксальный); 8)некрасиво (приставочный); 9)багрянец (суффиксальный); 10)снова (приставочно-суффиксальный); 11)столовая (переход из одной части речи в другую).

Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам у доски.

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

 - Образуйте от слов: море, ухо, береза – новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.

Проверка работ по карточкам.

 - Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, наушник, ушная раковина, подберезовик, березняк.)

V. Игра со словами.

Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ?

1.        печка → печник = бочка → ?

2.        песок → песочный = известь→ ?

3.        холодный → холодноватый = железный → ?

4.        вязать → вязальный = гладить → ?

5.        баян → баянист = балалайка → ?

Ответ: 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4)гладильный, 5) балалаечник.

VI. Практикум. Решение олимпиадных заданий. Работа с текстом

  (Слайд 3)

1.Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине». Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Далёко от тебя  о родина святая

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил воспоминая

Покой и счастие минувшее с тобой

И вот в стране зимы болот снегов глубоких

Где так же одинок и я печально жил

Я сохранил в душе остаток чувств высоких

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил

 (Далёко от тебя, о родина святая,

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая

Покой и счастие, минувшее с тобой,

И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,

Где, так же одинок, и я печально жил,

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

О родина святая – обращение с частицей О;

воспоминая покой и счастие - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;

зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами;

Где и я печально жил – придаточное предложение;

так же одинок – уточнение;

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.

Однокоренные слова: воспоминая – минувшее;

формы одного и того же слова: от тебя – о тебе, с тобой, к тебе;

страны – в стране.)

2. Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество?

(В основу номинации слова РОДИНА положен признак рождения, материнства; РОДИНА ассоциативно связана с родной землей, природой, народом. В основу номинации слова ОТЕЧЕСТВО положен признак отцовства; ОТЕЧЕСТВО ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой.)

3.  «Давайте поразмышляем!» (Слайд 4)

Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении такие же точно, как и в русском.  Выполните полный синтаксический разбор предложения. Расставьте необходимые знаки препинания.

    Флюка грибно затрушела горизалась мысню бжела.      

    Решение:

     1) Флюка грибно затрушела, горизалась мысню, бжела.

     2) Флюка грибно затрушела, горизалась, мысню бжела.

Под горизаясь подразумувается деепричастие, поэтому оно выделяется запятыми.

Флюка - сущ, - основа и корень флюк, а - окончание

Грибно - наречие, неизменяемая часть речи

Затрушела - глагол, следовательно - за - приставка, труш - корень, е и л - 2 суффикса.

мысню - это либо сущ, типа тропою бежала, либо наречие, типа рысью бежала.

А бжела -это еще один глагол.

А зачем Вам это нужно?? ?

Злюка страшно зашипела, оглядываясь, рысью бежала - на русский язык приблизительно так.

Можно сделать и другие «переводы» на русский язык, и все они будут рисовать одну и ту же общую картину.
Мы можем сделать полный грамматический разбор (по частям речи и членам предложения) этой фразы – данных для этого достаточно.                                                        - Итак каждая морфема выполняет свою роль, имеет свое значение.

VII.Практикум.  Работа с учебником. (Слайд5)                                                                                                          1. Определите значение приставок в данных глаголах:

1.неполнота; 2. начало; 3. повторение; 4. завершение.

Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.

2. Найдите лишнее слово. Объясните ответ.

Булочка, козочка, вазочка.

Воротник, задачник, ночник.

Разодеть, разомкнуть, разобрать.

Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

Ответ. В слове булочка выделяются корень -булоч- (чередование к //ч) и суффикс -к-. В остальных – суффикс -очк-.

В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь→ ноч-н-ой→ ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). 

В остальных словах – одна производная приставка разо-.

В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь→ чест-вова-ть). 

В других словах – суффикс -ствова-.

В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый→скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-.Например: лентяй → лентяй-нича-ть.

3. С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:

1)  законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

Ответ: 1) закон →  закон-н-ый →  закон-н-ость;   готов-ый →   готов-ность;

      2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) →  вяз-а-льн-ый;

3. «Это интересно!» (Слайд 6)

1.Какой суффикс «прячется» в слове  брат? Можно ли найти его в других        словах ?

Ответ. Речь идет о суффиксе -й-(его обозначают также буквой  j), который образует форму множественного числа : брат –[ брат ,- й – а], [ брат ,- й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист ,-й-а], стул - [стул ,-й-а].

 2. Какая морфема «спрятана» в словах  мать и дочь ?

Ответ: в косвенных падежах имен существительных мать и дочь появляется суффикс -ер- (мат-ер-и, доч-ер-и; мат-ер-ей, доч-ер-ей и т. д.)

VIII. Проверка  ЗУН.  (Выполнение тестовых заданий) (См. Приложение)                                IX. Итог.

Что изучается в разделе "Словообразование", «Морфемика»?

Какие способы словообразования существуют?

На какие группы делятся способы словообразования?

Почему важно уметь выделять части слова?

Какие виды орфограмм вы можете назвать?

X. Рефлексия. Выставление оценок.

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность

Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

XI. Заключительное слово учителя. 

Ребята, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше. А закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением С. Острового "Первородство". ( Ученик читает наизусть стихотворение) 
К словам привыкаешь день ото дня, 
А они первородного смысла полны... 
И когда я слышу: 
- Извини меня! - 
Это значит: 
- Исключи меня из вины! 
У слова цвет своего огня. 
Свое пространство. Свои рубежи. 
И когда я слышу: 
- Береги меня! 
Это значит: 
- Берегами меня окружи! 
У слова есть корни. И есть родня. 
Оно не подкидыш под сирым кустом. 
И когда я слышу: 
- Защити меня! - 
Это значит: 
- Спрячь меня под своим  щитом! 
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. 
У слова свой норов. Свое нутро. 
И если ты в эту проникнешь суть - 
Слово тебе сотворит добро.
                                                                                                                               

XI. Домашнее задание. (Слайд 12)

1. Повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 14

2. «Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»  

В. Песков. Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите мини-сочинение, в котором была бы обоснована ваша точка зрения.

Приложение.

Обобщение материала.

Проверочный тест по теме «Морфемика. Словообразование»

1. Сделайте морфемный анализ слов.

Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный

2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.

подснежник-____________________________________________________

прибежать- _____________________________________________________

вертолет-________________________________________________________

диван-кровать-___________________________________________________

загородный-_____________________________________________________

3. Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов

   (подчеркните его):

Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:

Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить

Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;

Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;

Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"

конспект урока русского языка в 6 классе....

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении"

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении" для 5 класса...