технология системно- деятельностного подхода, как условие реализации ФГОС
консультация по русскому языку

Кудряшова Елена Владимировна

В данной статье представлена структура урока в системно- деятельностном подходе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода

1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся», «познакомимся с», «напишем самостоятельную работу», «повторим»
 

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?



Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Тема :  «Имена существительные »

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

Включение в деловой ритм.

Организация и проведение игры «Третий лишний».

Создание проблемной ситуации.

Готовятся к работе.

Находят «лишнее» слово.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

2.Актуализация знаний

(разминка)

Записывает дату.

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Работают в тетрадях.

Проводят выборочную работу.

По «цепочке» называют выписанные слова.

3.Формирование новых знаний

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах.

Даёт инструкцию.

Просит записать тему урока.

Создаёт ситуацию успеха.

Предлагает прочитать текст на стр. 206.

Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос.

Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами.

Производят взаимопроверку в парах, делают вывод.

Работают в тетрадях.

Записывают тему урока.

Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Организует игру «Передай другому».

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

Даёт задание по  упр. №513

распределить слова по столбикам  в таблице.

Придумывают слова, играя в мяч.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

Работают в тетрадях, заполняя таблицу.

Знакомятся со словарными словами в рамках.

 Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

6. Включение в систему знаний и повторение

        Делает запись на доске.

Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение.

Разбивает класс на группы.

Формулирует задания: составить предложения по заданным схемам

(подвижный момент урока).

        Вспоминают пройденный материал.

Заканчивают предложение (по заданному началу).

Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения по схеме.В данный момент свободно передвигаются по классу и общаются в группах.

7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию .Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

        Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

8.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.  Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...

Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Системно–деятельностный  подход в условиях реализации ФГОС...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО учителей математики 2018 г...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС.

Технологии системно-деятельностного подхода как средство реализации ФГОС....

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...