Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
методическая разработка по русскому языку

Будаева Александра Баировна

На уроках применяю  проблемный и исследовательский методы, метод модульного обучения; групповую и коллективную форму работы; использую различные опорные конспекты, схемы, образцы, комплексную работу с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное обучение на уроках русского языка.

        Модульное обучение базируется на деятельностном подходе  к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий.

        Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.
        Очень многое в модульном обучении используется из программированного обучения:
1) планирование действия каждого ученика в определённой логике,

2) опора на активность и самостоятельность действий,

3) учёт индивидуализированного темпа обучения,

4) постоянное подкрепление, которое осуществляется путём сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.

        В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.

        Учебный материал разделён на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля учитель следует жёсткой структуре модульного занятия:

восприятие нового

      →

осмысление

      →

закрепление изученного

        →

контроль.

 
        Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.
        При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. План модульного занятия позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.
        В процессе модульного занятия учитель включает самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие даёт возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное к итоговой аттестации. 

        Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

        Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

        Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

        При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

        Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

        Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

        Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.

        Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

        В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

        Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

        Применение модульной технологии на уроке русского языка хочу показать на примере одного урока  в  6 классе  общеобразовательной  школы.  Преподавание  осуществляется  по  учебнику  «Русский  язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  и  др.  Москва, «Просвещение», 2010 г. Урок  рассчитан  на  2 часа.

        Тема  урока: «Чередующиеся  гласные  в  корне  слова»

        Цели  урока:

1)      создать  условия для  изучения  правил  и  формирования  навыка  правильной  постановки  букв  А  или О  в  корнях  -кас- - -кос-,  -гар- - -гор-,  -зар- - -зор-;

2)      формировать  у  каждого  ученика  навыки  самообучения  и  самоконтроля;

3)      включить  каждого  школьника  в  осознанную  учебную  деятельность,  предоставить  возможность  продвигаться  в  изучении  материала  в  оптимальном  для  себя  темпе.

        Оборудование:

учебник  «Русский  язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  и  др.  Москва, «Просвещение», 2010 г.;

орфографический  словарь;

технологическая  карта;

проверочные  листы на  каждый  УЭ  и  корректирующие  задания ;

оценочный лист. 

        Содержание  урока

Мотивационная  беседа. (10 мин.)

Запись на доске: Роса  блестит на  растениях.

Выделите  корни  с  безударными  гласными.

Как  проверить  безударную  гласную  в  корне?

все  ли  слова  в  этом  предложении  можно  проверить  ударением?

Какие  гласные  в  корне  могут  чередоваться?

В  каких  корнях  чередуются  е//и?  Расскажите  правило.

В  каких  корнях  чередуются   а//о? Расскажите  правило.

УЭ – 0  (5 мин.)

        2.  Входной контроль.

Цель: оценить  навык  применения  правил «А-О в корне  -раст- - -рос-», «А-О в корне –лаг- - -лож-», «Е-И в корнях  с  чередованием»

Словарный  диктант  (выборочный).

Запишите  только  слова  с  чередованием  гласных  в  корне.

Замирать  от  восторга,  зарасти  травой,  удирать  без  оглядки,  пышная  растительность,  сжатое  изложение,  предлагать  помощь,  роспись  по  дереву,  вытирать  пыль,  лесные  заросли,  святая  ложь.

Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

(продолжение  мотивационной  беседы)

-  Существуют  и  другие  корни  с  чередованием  а//о:  -кас- - -кос-,  -гар- - -гор-,  -зар- - -зор-, -клон- - -клан-,  - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-. Ребята, подумайте: каковы же цели нашего урока? (…)  Цели нашего урока: изучить  правила  и  сформировать  навык  правильной  постановки  букв  А  или О  в  корнях  -кас- - -кос-,  -гар- - -гор-,  -зар- - -зор-, -клон- - -клан-,  - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-.    Итак,  наша  новая  тема:  «Буквы  А - О  в  корнях  -кас- - -кос-,  -гар- - -гор-,  -зар- - -зор--клон- - -клан-,  - твор- - -твар-, - плав- - -плов-, - равн- - -ровн-, - мак- - -мок-».  Изучать  её  вы  будете  самостоятельно,  с  помощью  технологической  карты.  В  случае  затруднения  обращайтесь  к  учителю.

        3. Изучение  нового  материала.

Технологическая  карта.

№ УЭ

Учебный материал с указанием  задания

Советы учителя

УЭ – 1

(10 мин.)

 

Цель: научиться  применять правило  «Буквы О-А в корне  -кас- - -кос-»

Прочитайте и запомните  правило  «Буквы О-А в корне  -кас- - -кос-» в  §29.

Выполните упражнение  138.

 

Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.  Если  набрали  4 балла,  приступайте  к  УЭ-2. Если  набрали  меньше  4 баллов,  выполните  КЗ. 

Корректирующее  задание

Повторите  правило  в  §29.

Выполните упражнение  137. 

Оцените  правильность  выполнения  КЗ.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист 

УЭ – 2

(10 мин.)

Цель:  научиться  применять правило  «Буквы О-А в корне  -гар- - -гор-».

Прочитайте и запомните  правило  «Буквы О-А в корне  -гар- - -гор-»  в

§ 30.

2.Образуйте  глаголы  совершенного  и  несовершенного  вида  с  корнем  -гар- - -гор-  и  данными  приставками,  обозначая  условия  выбора  данной  орфограммы.

приставки

Совершенный  вид

Несовершенный  вид

С-

 

 

До-

 

 

За-

 

 

Раз-

 

 

При-

 

 

3.Образуйте  не  менее  з-х имён  существительных  с  корнем  -гар- - -гор- , обозначьте  условия  выбора  данной  орфограммы. 

Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.  Если  набрали  4 балла,  приступайте  к  УЭ-3. Если  набрали  меньше  4 баллов,  выполните  КЗ.

 

 

Корректирующее  задание.

Повторите  правило в § 30.

Спишите,  вставляя  пропущенные  гласные. Укажите  вид  глаголов.

Выг..реть,  сг..реть,  г..реть,  заг..рать,   уг..реть,  разг..раться,  перег..реть,  уг..р,  подг..рать,  дог..реть, заг..р,  сг..рать. 

Оцените  правильность  выполнения  КЗ.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

 

УЭ – 3

(10 мин.)

Цель:  Сформулировать  и  запомнить  правило  «Буквы О-А в корне  -зар- - -зор-»,  научиться  его  применять.

Из  упр. 147  и  упр. 149  выпишите  слова  с  корнем  -зар- - -зор-,  выделите  корень,  поставьте  ударение.  Сформулируйте  правило  о  правописании  чередующихся  А  и  О  в  этом  корне.  Запишите  правило  в  тетрадь. Приведите  примеры.

Вставьте  пропущенные  буквы,  обозначьте  условия  выбора  орфограммы.    Сделайте  морфемный  и  словообразовательный  разборы.

          З..рница,  оз..рение,  з..рюшка,  з..рево. 

Проверьте  по  проверочному  листу,  правильно  ли  сформулировали  правило.  Исправьте  ошибки.

Проверьте  правильность  выполнения  задания и оцените свою  работу.  Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

УЭ-4

(15 мин.)

Цель: расширить  знания  о  корнях  с  чередованием  гласных.

1)Сгруппируйте  однокоренные  слова:

Домашняя  утварь,  выплавка  чугуна,  хороший  пловец,  плыву  по  течению,  ровная  дорожка,  промокнуть  под  дождём,  русская  равнина,  решить  уравнение,  бессмертное  творение, старая  промокашка,  земной  поклон,  скакать  на  коне,  кланяться  до  земли,  выскочить  неожиданно,  макать  перо  в  чернильницу.

2)Дополните  каждую  группу  однокоренных  слов  2-3-мя  примерами (можно  воспользоваться  орфографическим  словарём).

3)Проанализируйте  каждую  группу  слов.

Сделайте  вывод  из  своих  наблюдений.

От  чего  зависит  написание  гласных  в  данных  корнях  с  чередованием?

Написание  каких  корней  с  чередованием  гласных  зависит  от  ударения?  от  последующих  согласных?  от  значения? 

Вывод  из  своих  наблюдений  запишите  в  тетрадь.

Сверьте  с  проверочным  листом.

Исправьте  ошибки.

Оцените свою  работу:

если  правильно выполнили 1 и 2 задание – 3 балла.

Запомните  эти  корни  с чередованием.

Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

УЭ-5

(10 мин.)

3. Итоговый контроль.

Цель: оценить уровень  усвоения  нового  материала  и  сформированности  навыка  правильной  постановки  гласных  в  корнях  с  чередованием.

Тест.

Укажите  номера  правильных  ответов.

На  месте  пропуска  пишется  буква  а.

1)      изл..жение

2)      сл..гаемое

3)      прик..снуться

4)      з..рька

5)      ур..внение

6)      р..сток

7)      заг..реться

8)      тв..рчество

 

 2.  В каком  ряду  во  всех  словах  на  месте  пропусков  пишется  буква  о .

1)  к..сательная ,  выр..щенный,  заг..ревший

2)  прил..гательное, отр..сль,  прик..сновение

3)  р..стение,  сл..жить,  скл..нить

4)  предл..жение,  подг..реть,  к..снуться

5)  заг..р,  предл..гать,  з..рница

 

3.  На  месте  пропуска  пишется  буква  и .

1)  соб..ру

2)  зам..рать

3)  пост..лить

4)  нат..рать

5)  уд..рать

 

4.  В  каком  ряду  во  всех  словах  на  месте  пропусков  пишется  буква  е .

1)      расст..лить,  разб..рать,  см..рить

2)      прим..рка,  расст..лавшийся,  нат..реть

3)      зам..реть,  ст..реть,  зап..реть

4)      ст..рать,  зам..рать,  нат..рать

 

Укажите  номера  неправильных  написаний.

1)      замереть  от  счастья

2)      блестать  красотой

3)      выростить  цветы

4)      предлагать  помощь

5)      ехать  по  ровнине

6)      замирать  от  страха

7)      блистеть  на  солнце

8)      лёгкое  прикасновение

9)      слегка  загареть

10)  уклониться  от  удара 

Проверьте  тест (ключ в проверочном листе).

Внесите  баллы  в  оценочный  лист.

 

Рефлексия.

-  Как  вы  считаете, достигли  ли  вы  поставленной  цели?

-  Чему  научились  на  уроке?

Завершите  заполнение  оценочного  листа.

 

Подсчитайте  количество  заработанных  баллов,  оцените  свой  труд.

28 – 30 баллов – оценка  «5»

22 – 27 баллов – оценка  «4»

18 – 21 баллов – оценка  «3» 

Если  вы  не  достигли  желаемого  результата,  не  огорчайтесь.  На  следующем  уроке  у  вас  будет  возможность  его  улучшить.

 

 

Творческое  задание (дополнительное)

Выполните  упр. 150

В своём  рассказе  используйте слова  с  чередующимися гласными,  эти  слова  подчеркните.

Рассказ  будет  оценен  учителем.  Если  не  успели  закончить,  можете  продолжить  дома.

 

Домашнее  задание.

1)                  Для  всех:  выучить  правила  в  § 29,30, ещё раз проработать УЭ-3 и  УЭ-4,  повторить  ранее  изученные  правила  о  чередовании  гласных  в  корне.

2)                 Для  тех,  кто  набрал 22 – 30 баллов:  упр. 148    3)    Для  тех,  кто  набрал менее  21  баллов: упр.143

 

 

Список литературы:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995

2.Сорокина И.В. Обобщающие уроки русского языка в 5 классе. Модульные технологии. Серия: Методическая  библиотека.  Аркти, 2002

3.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать         в школе. Под редакцией Шамовой Т.И. и Третьякова П.И. Практико-ориентированная монография. Москва –Тюмень, 1994

4.Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...