Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Григорьева Надежда Владимировна

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.6  класс

Учебный  предмет:  русский  язык

Учитель: Григорьева Надежда Владимировна

Класс: 6

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить  полученные знания

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

Читаю стихотворение

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима  прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг друга понимает,

Чувствует и слышит.

- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока

- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки. Разряды.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

Создает проблемную ситуацию

Работа с предложением.

Такая она скоро  придет к нам.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- Кто или что она такая?

Попробуйте заменить слова сущ., прилагательными. НО: вспомните о том, какой праздник у нас будет отмечаться?

- Какое получилось предложение?

-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?

Самостоятельная работа в парах.

Задача. Определите морфологические признаки местоимений  в данном предложении.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение? ( листы  на доске)

… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.

(А.А.Реформатский.)

Как называет местоимение Реформатский? Почему?

 

= Просклоняйте письменно местоимение ОНА

= Определите род и число местоимения ТАКАЯ

= Какой можно сделать вывод?

- Как вы думаете, отличаются ли данные местоимения друг от друга?

Гимнастика под песню «Родина моя» (Я, ты, он, она…..)

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

= Какие местоимения были употреблены в этой песне? Почему они так называются?

Какова их особенность?

- Могут ли быть другие местоимения в нашей речи?

- Какие? С какими местоимениями встречались?

У местоимений есть разряды. КАКИЕ?

Письменно  составьте предложение о масленице:

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИТСЯ МАСЛЕНИЦА?

-Какова особенность образования этих местоимений?(суффиксы , приставки)

- Когда пишется НИ, а когда НЕ?

- Составьте словосочетание на тему МАСЛЕНИЦА(НАША МАСЛЕНИЦА)

-Определить род следующих                     местоимений: ТА,ЭТО,КАКОЙ

-Придумайте предложение с определительными местоимениями (Масленица - самый весёлый                  праздник).

Сколько разрядов есть у местоимений?(обращаю внимание на доску)

-Вернемся к записанным предложениям. Какую синтаксическую роль выполняют местоимения?

- Запишите предложение :

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

                        А. А. Блок

- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?

= ВЫВОД : синт. роль местоимений

- Зачем нам нужны местоимения?

Фронтальная проверка.

- Кому из вас потребовалась помощь?

- На каком этапе работы?

- По алгоритму возникли затруднения?

РЕЗЕРВ: Придумать рекламу местоимения.

        

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

 Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

  Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Написать благодарственное письмо местоимению

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Называют слова: каждого, из вас, нам, наш

слова являются местоимениями

- наш урок будет посвящен местоимению

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Записывают предложение в тетрадь.

Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений. Читают предложение.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА СКОРО ПРИДЕТ К НАМ.

Отвечают.

 Записывают высказывание в тетради.

 

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.

Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.

=ОНА,ЕЁ,ЕЙ,ЕЁ(масленицу),ЕЮ(ЕЙ),о НЕЙ

Записывают в тетрадь.

=Ед.ч., ж.р.

=местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род

= Да. Первое относится к личным местоимениям

= 1)ЛИЧНЫЕ. Они указывают на лицо.

=Да.

= Называют: который… и др.

= Находим в учебнике , знакомимся

=2)Возвратное местоимение СЕБЯ

3-4)Вопросительные(относительные) – кто, что, какой, чей, сколько, каков, который (час) 5)Неопределённые местоимения: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что,  кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

6)Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

7)Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш.

8)Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько.

9)Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

=ДЕВЯТЬ

=Обстоятельство, определение

=Определить синтаксическую роль

=Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

                        А. А. Блок

Работают в группах, выполняют задание.

= местоимения могут быть подлежащим, опред., дополнением и др.

Украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.

 

В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением.

 «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь».

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

 

Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

 

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Презентация по теме: "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений...